Баллоны, тряпки, валики, эскизы готовы. Субботний полдень, впереди полтора свободных дня и можно сделать что-то большое, хорошее, для души, для себя и других. Алексей и Александр заколеровали ведро краски и закрашивают жёлтым чужой, сделанный кем-то в прошлом году рисунок. Спрашиваю - зачем? Говорят, сделают лучше.
В нескольких шагах от нас гудит перекрёсток улиц Бутина и Угданской. Вдоль батареи красок ходит молодой, свободный уличный художник Алексей Литвинец, он же acsel13. Вместе с другом Александром (rain) он готовится к новой работе.
— Вы постоянно работаете вдвоём?
— Да я его первый раз вижу. (шутит, конечно)
— А почему сегодня вместе?
— Ну он проявил инициативу, написал мне, что есть идея, а я поддержал. Скооперировались и решили сделать стенку.
— Почему здесь?
— Центр города.
— А почему не здесь, например? — тут я показываю на относительно свободный участок той же стены.
— А там тоже всё зальётся.
Масштабы получаются немалые, но парни планируют справиться с до вечера воскресенья.
Алексей делает стены краше уже десять лет.
— Я сразу осознанно понимал, что буду не просто беспорядочно исписывать стены, а делать граффити. Тогда было очень мало контента, материала, с которого я бы мог почерпнуть знания. Однажды мне попалась игра «Tony Hawk’s Pro Skater», в которой герой катается на скейте и рисует граффити. Рисунки мне понравились, и я решил тоже попробовать.
На увлечение повлияла не только видеоигра. Тогда же в Чите, наряду с многими неформальными движениями, начали быстро развиваться хип-хоп культура и брейк-данс — кровь и плоть от граффити. Примерно тогда же Алексей познакомился с хип-хоп командой «All Native», часто появлялся на рэп-фестивалях, батлах. После того, как «All Native» выпустили клип на очередной трек, acsel13 предложил внести свою лепту в жизнь коллектива. Теперь недалеко от Парка пионеров есть такая стенка, на которую Алексей нанёс уже далеко не первый слой граффити.
— Почему вы рисуете поверх других, зачастую хороших рисунков? В городе проблема со стенками?
— Мы стараемся рисовать на стенах, с которыми не возникнет проблем, чтобы никто не прибежал и не начал требовать какого-нибудь разрешения. Стен в городе много, но не все они на виду, не все легко доступны для зрителя. Для нас предпочтителен центр города, места, где граффити увидит как можно больше людей.
— У тебя есть свой стиль, или ты кого-то копируешь?
— Это глубокая тема. Когда начинаешь заниматься, ты, естественно, берёшь какой-то идеал, копируешь какие-то фишки известных мастеров — это неотъемлемая часть развития любого художника. Но постепенно ты приходишь к своему стилю. Появляется стремление отойти от канонов, сделать что-то совершенно не похожее на других. Практика показывает, что чем больше ты экспериментируешь, тем меньше твои усилия понятны простому обывателю. Понять, что ты освоил непростую, высокую технику может только знающий человек.
— Кто в списке твоих канонов?
— Начинал в детстве с Cantwo, Askew, позже понравились Daim, Belin. Сегодня слежу за творчеством Does, Bond, из отечественных: Max 13, Trun, Jovanny.
— А что рисуешь больше, чаще всего?
— Что такое граффити? Это когда человек рисует своё имя в определённом, чаще всего завуалированном стиле. Поэтому чаще всего граффити — это работа с шрифтами, которые дополняются сюжетами, персонажами. Если это коммерческий заказ, то содержание будет полностью зависеть от того, что хочет видеть заказчик.
Коммерческих заказов у художников хватает. Они говорят, что вот такая возможность сделать что-то своё выпадает не часто и такая работа — особенная радость. А коммерческие заказы бывают самые немыслимые.
— Мне один человек звонил. У него на даче стоит АН-2. Так он попросил раскрасить его под японский бомбардировщик. Вот такая фантазия.
Acsel13 начинал рисовать со школьных лет на заборе Областной клинической больницы. Где эти исписанные плиты сегодня — неизвестно, раритетный для граффити-художников забор разобрали и заменили на решётчатый железный. Был в творческой жизни Алексея и большой перерыв, год в армии. Когда пришёл с армии, взял в руки баллоны с краской и был невероятно счастлив.
— Я год банки в руках не держал. Мне дали их в руки, я стою, рисую какую-то ерунду, то есть рука сама рисует то, что помнит, а мозг доволен.
— Бывают проблемы, стычки с кем-то?
— Сейчас узнаем. Нас предупредили, что на этой стене заказная работа, вон роспись стоит, и заказчик может быть недоволен, что мы её перекрываем. Все проблемы решаем по мере поступления.
— В каких отношениях художники граффити в Чите?
— Здесь очень мало людей, которые этим занимаются. У меня была своя школа, я учил молодых ребят. Сейчас они подтягиваются, но не очень быстро. С другими художниками я общаюсь, поддерживаем отношения. Это очень важно для развития, но бывает, что пытаемся друг друга опередить, поконкурировать. Хотя никаких обид или вражды между нами нет.
В следующую минуту рядом с нами останавливается автомобиль из которого выходит крепкий, уже не молодой мужчина.
— Здрасьте! А кто замазывает?
— Мы.
— А зачем?
— Красивее нарисуем.
— Что нарисуете?
— Портрет женский.
— Могли бы разрешения спросить. Я заказывал этот рисунок.
— Мы круче сделаем.
— Просто я для жены делал. Пацан, который это рисовал, делал с моего рисунка, который я нарисовал 30 лет назад.
— Может мы сделаем подпись вашу?
— Да не надо. Если красиво будет — не вопрос. Смотрите, стена эта шелушится, я уж её и обрабатывал, но всё равно портится. Имейте в виду.
Заказчик покрытого жёлтой краской рисунка уехал. Чуть в стороне от шума машин и потока прохожих двое колдовали над баллонами с краской.
Уже в воскресенье 6 апреля вечером я увидел, что дорисовать в этот раз ребята не успели. Закончат на следующих выходных. Художники знают, что лучше подождать ещё неделю, но сделать действительно хорошо, чтобы можно было гордиться перед знакомыми и совершенно незнакомыми прохожими.
Все фотографии предоставлены Алексеем Литвинец