Говорят, что качественная музыка исходит из глубины души, поэтому её редко услышишь в динамиках радио. Она заставляет тебя замереть и слушать, как усталый музыкант на площади вдруг начал импровозировать и рождать новую композицию. Увы, это редкость. Но есть люди, преданные городу и своему любимому делу, как Владимир Кий - преподаватель вокального мастерства, ещё английского языка и исполнитель душевных композиций, которые разливаются по гулким улочкам Читы густой, яркой краской.
Артист народного просвещения
Азы английского языка и вокала я выучил сам. Родом я из далёкого села Ломы Сретенского района Забайкалья. В моей школе не учили английскому языку, но мне он нравился, в особенности слушать песни на английском. Тогда были популярны дистанционные курсы "Ешко", когда по почте тебе присылали уроки и ты обучался самостоятельно. Четыре года я сам дома учил язык, в 11 классе занял третье место в областной олимпиаде и по окончанию школы решил, что поеду в Читу поступать на факультет иностранных языков. Получил серебряную медаль и поехал в Читу. При этом певцом я не думал становиться.


Будучи студентом иняза в ЗабГГПУ я начал активно участвовать во всевозможных мероприятиях, общественной жизни вуза и пел. До этого в школе я подобным не занимался, разве что подпевал мотивы, которые нравились. Когда учился курсе на пятом, серьёзно стал заниматься вокалом - прошёл курсы в американской интернет-школе "Singing Success", брал онлайн-уроки с педагогом-американцем по Skype. Эта школа считается самой популярной в сети Интернет. Там работают по методике Сета Ригсса (американский педагог, по его методике обучение прошли Майкл Джексон, Хулио Иглесиас, Джанет Джексон, Мадонна и другие звёзды эстрады - авт. ). Окончил университет и поехал получать музыкальное образование в Новосибирске. Особенность обучения, как мне кажется, была в том, что вокалисты из других стран, музыканты и другие артисты приезжали в город и их приводили к нам на занятия для мастер-классов. И именно такой формат обучения давал многое для моего развития.
Пока я учился в Новосибирске, начал сам преподавать вокал. Мой педагог –доцент кафедры сольного пения в консерватории - меня посоветовала государственной музыкальной школе, а я согласился. Я сам осваивал разные методики преподавания – американскую, русскую, черпал практики из учебников в библиотеках, что-то придумывал сам. Одновременно с этим осваивал фонопедический метод развития голоса (основан на критериях физиологических способностей голосового аппарата в пении - авт.) и применял его в обучении. Но преподавать в государственной школе было тупиковым занятием. Система образования в стране, увы, построена так, что родители приводят детей в подобные заведения, лишь бы занять чем-то своё чадо. Да, ребёнок нигде не шарахается по улицам, но никакого прогресса в музыке не достигает, потому что у него нет желания, ровно так же, как и у родителей. Мне предложили попробовать себя в частной школе, куда люди идут с конкретной целью – научиться петь. Там я вёл индивидуальные занятия.
В Читу я вернулся на «Студвесну стран ШОС». Здесь я работал в качестве постановщика вокальных номеров на фестивале, потом работал в Дворце молодёжи «Мегаполис» педагогом по вокалу, организовывал с ребятами концерты, групповые и сольные. Но со временем стал понимать, что просто пение не даёт того опыта, который хотелось бы иметь для развития таланта. Я понял, что пора создавать полноценную систему образования, подобную музыкальной школе.
Главный критерий обучения - нужно очень любить музыку
Тогда в «Мегаполисе» создал школу джаза, используя опыт и американских учебных заведений и русских частных школ. Успехи уже есть, школа начала работу с сентября 2015 года, и те, кто раньше не мог интонировать, уже начали разбираться в нотах, в ритмике, работают над голосом. Всё зависит от человека - я сталкивался с такими, кому «динозавры по ушам потоптались». Сейчас они благодаря упорству и желание начали блистать. Поэтому убеждён, главный критерий – нужно очень любить музыку.
Если природа наградила человека слухом, но он его не развивал – никакой пользы от этого нет. В пении, как и в любом другом умении, нужны постоянные тренировки. Ученики, которые обладают абсолютным слухом, на определённом этапе обучения сталкиваются с ситуацией, что природная база заканчивается, и дальше он остаётся на равных с другими учениками. Абсолютный слух без развития не приносит никакой пользы. Например, если ты учишь только фонетику и заучиваешь стихи, ты не сможешь говорить на иностранном языке. Ты сможешь лишь воспроизводить эти стишки, не понимая о чём речь. То же самое и с пением – если заниматься только вокалом, без дополнительных занятий, будь то сольфеджио и теория музыки, ты сможешь исполнять зазубренные песни, а остальное - за гранью твоего восприятия. А человеку, который просто занимается вокалом, не хватает музыки, и это слышно.

Я пою всё, но джаз — это мой конёк
Джаз – это основа основ. Моя школа хоть и специализируется на джазе, но это вовсе не значит, что ты обязан играть и петь только в этом направлении. Мы тренируем вокальное мастерство, мне просто не нравится русское слово «эстрада». Сам джаз образовался из церковных песнопений, кантри и европейской культуры. Они перемешивались, сливались в одно и снова делились, в итоге развились известные стили, которые преобладают на сцене. Теперь людей пугает слово джаз. Наверное, им он кажется чем-то сложным, хотя на самом деле именно такая музыка развивает душу. Всё потому, что она живая.
Забайкалье бедствует без качественной музыки.
Радиостанции города заточены под "попсу".Тем не менее, не во всей стране наблюдается такая ситуация - Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Новосибирск там джаз вернулся в своём первозданном виде. Есть живые группы, а главное, есть учебные заведения, которые выпускают таких специалистов с эстрадным направлением. В Чите же не встретишь музыкантов, которые играют джаз на улицах - стритуют, к сожалению. Музыканты, более-менее умеющие что-то исполнять, уезжают в другие города из-за своей невостребованности. Волны радиостанций в Чите и Забайкалье заточены на однообразную попсу. Слава богу, что появился джаз-фестиваль - это глоток качественной музыки. Но в городах покрупнее эти фестивали проходят с завидной регулярностью, и на них не заостряют такого внимания, как мы. Обидно ли мне за державу? Да.
Джаз нужно слушать вживую. Чтобы изменить ситуацию, нужно к музыке привлекать молодёжь. Например, в филармонию часто привозят хороших музыкантов, известных исполнителей, но слушать их в основном ходят бабушки и взрослые люди с достатком. Сколько раз приходилось быть в оперном театре Новосибирска, театре музкомедии, и я видел очень много сверстников. Балет, опера – желающих хоть отбавляй. Билеты по вузам и школам зачастую распространяют бесплатно, а иногда "загоняют" целыми потоками на концерт, тем самым прививая вкус и интерес. Это огромный стереотип, что это такая музыка сложная, скучная и слишком помпезная.
Радует, что в городе появляются фестивали музыкальных талантов, где каждый может выступить абсолютно бесплатно, обменяться опытом, познакомиться с другими читинскими исполнителями.
Я как джазовый исполнитель, должен знать много джазовых стандартов, основы композиции. Если ты наделён богатым опытом, создашь собственную аранжировку, станешь импровизировать так, чтобы получилось отдельное произведение. Их при случае стоит записывать и после прослушивать, что тоже важный процесс обучения. Создаётся впечатление, что нет никаких правил, а на самом деле в импровизации есть правила. Но нет потолка в этой музыке. Ты добавляешь фолк, классику - смешивать между собой и создавать своё. Границ нет.
Разграничить, что мне нравится больше, я не могу. Мне нравится преподавать в школе джаза – это моё детище, где получается воплощать методики, и это даёт результат. Английский язык я преподаю в частной языковой школе. Мечтаю о своей сольной программе, но большая мечта – образование. Хочется съездить на учёбу в Беркли (в американском Бостоне есть музыкальный колледж Беркли, - авт. ), чтобы поучиться там. Но это затратное дело, своими усилиями пока не получается заработать на обучение – около 50 тысяч долларов в год. Поэтому я открыт для предложений о сотрудничестве и не отказался бы от меценатской поддержки для участия в интересных проектах.