Культура Культурный слой «Культурный слой»: Арт-объекты из ничего

«Культурный слой»: Арт-объекты из ничего

Он сначала начал фотографировать обычные вещи, а потом понял, что это арт-объекты. Из этого родился проект-протест, который автор называет уникальным – аналогов ему на обширном пространстве искусства сегодня нет.

Современный человек искусства часто общается со своей аудиторией с помощью неизъяснимых образов, символов, словосочетаний, звуков, жестов – чего угодно, лишь бы выразить то, что кто-то уже выражал. Стремление найти новые формы, задать новые тенденции в изобразительном искусстве, музыке, танцах, литературе – всё это издалека может показаться нелепыми попытками догнать то, что десятилетиями мирно стоит на месте – идею, уникальность которой определяет не форма выражения, а сама мысль о возможности её воплощения.

Читинский рекламщик Александр Матвеев вряд ли себя относит к тем, кто неустанно ищет новые формы, потому что он их нашёл случайно. Даже не так. Он сначала начал фотографировать обычные вещи, а потом понял, что это арт-объекты. Из этого родился проект-протест, который автор называет уникальным – аналогов ему на обширном пространстве искусства сегодня нет.

Декоративная Россия, случайные взгляды и необъятный смысл початого стакана с пивом

Вначале было интервью или диалог, если это не одно и то же. Мы сидели с Матвеевым в одном из кабинетов большого офисного здания и интересно говорили обо всём, что касалось и не касалось его проекта. По окончании осталось приятное послевкусие хорошей беседы, но через какое-то время очарование от уникальности идеи художника сменилось непониманием. Но, может быть, понять получится у тех, кто прочитает текст и посмотрит на творчество читинца. Может быть, сложатся контексты, сойдутся реки в морях и океанах, таки что-то произойдёт, и идея Матвеева действительно будет воплощена – в сознании многих или даже всех.

Александр Матвеев одним из первых в Чите начал работать с рекламой и торговыми марками, это были 90-е годы. Сегодня забайкальцы живут в окружении созданных им логотипов. За 20 с лишним лет работы он создал стопроцентно узнаваемые бренды и придумал запомнившиеся многим рекламные кампании. Он автор логотипов «Чита.Ру», ресторана «Жемчужина востока», «FrancCafe», компании «Алюком», сети магазинов «Славел». Параллельно работе рекламщик занялся социальным проектом под странно сотканным из кириллицы и латиницы названием ТихаяЖизньStillLife, в котором он протестует против депрессивного сознания и типичного мышления современного человека.

Проект Матвеева - это 24 объекта, на которых случайно остановился взгляд. Он неоднозначный по содержанию, нетипичный по форме и далёк от того, что принято называть искусством. Но это искусство в чистом виде, во всяком случае, по своему посылу.

Матвеев пришёл в редакцию в конце декабря до запуска своего проекта – демонстрация планировалась в музейно-выставочном центре, но в последний момент сотрудники центра отказали ему в поддержке. Формат проекта – это выставка одной картины. В течение 12 месяцев каждые две недели в одном из залов на Чкалова, 120А должна была происходить смена принта. Специально для этого Матвеев отобрал 24 объекта из тех, что фиксировал несколько лет случайно, не выставляя цвет и не применяя никаких эффектов к фотографиям. Концептуально эти картинки отражают важные события в жизни автора, который изначально ставил цель уйти от изображения брендов и глянца, но потом признался, что уйти не получилось – они повсюду.

Перед тем, как начать подготовку к своему проекту в Чите, рекламщик побывал в столице на 6-й Московской биеннале современного искусства. Именно это, по его словам, дало толчок тому, что сегодня называется «ТихаяЖизнь». Он говорит, что всё современное искусство концептуально, и в России в том числе. Считает, что его проект как раз такой, и кажется, что на одной только концепции и держится. Сложно разглядеть в его «картинках» что-то большее, чем просто предметы. Но они интереснее, чем кажется на первый взгляд. Эти зафиксированные объекты относятся к определённым периодам в жизни автора. Но вот объяснять, к каким, Матвеев не собирается – зритель сам должен разглядеть, увидеть и понять то, что изображено на снимке.

Пока мы добирались до сути проекта, прошло немало времени и было озвучено много интересных мыслей: «Все говорят, что мы живём в депрессивном регионе. Это не потому, что у нас нет возможностей. А потому, что у нас у всех почти депрессивное сознание, включая региональную власть. И когда наши люди выезжают в другой город или страну, то видят там только преимущества, а недостатков не видят. А там недостатков – в Москве, Санкт-Петербурге, больше, чем у нас. Мы не видим плюсы своего региона, потому что все наши взгляды и ориентиры направлены в столицы. То, что есть здесь, мы не считаем нужным, ценным. У нас масса хорошего, мы это просто не желаем замечать. Брендированием города и края никто не занимается. И об этом тоже мой проект. Позы лучше, чем пепси».

Матвеев считает Россию декоративной по сравнению с Европой – там всё рационально, функционально. Что эта декоративность в крови русского человека, что у нас и государственность вся гламурная. И что вообще все стремятся к декору, хотя ситуация в последнее время меняется.

Вещи требуют определённого взгляда

Автор не называет свои картинки фотографиями. Говорит, что это просто фиксация объектов с помощью фотоаппарата: «Вы можете взять видеокамеру, кисть, уголь и делать то же самое. Это лишь средства, которые помогают решать определённую творческую задачу. Современное искусство в мире и в России концептуально, а средства выражения вторичны. Концепцию проекта я ниоткуда не брал, не подсмотрел, она первична и самостоятельна – это простые предметы, представленные как арт-объекты».

Принцип фиксации

«Вещи, которые нас окружают, требуют определённого взгляда. В своей массе люди видят всё одинаково - в Таиланде, России, где угодно. Но буквально всё, что лежит под ногами представляет определенный интерес. Бывают моменты, когда обыкновенные предметы становятся значимыми и тогда получается история, рассказ. В мелочах есть самое ценное. Для меня лично предметы - не просто сопровождение жизни. Они имеют свою историю. Это надо увидеть и понять. Меня раздражает то, что сегодня происходит подмена ценностей и понятий, люди стали мыслить стереотипно. Мне захотелось взять что-то маленькое и показать его суперценность».

Сухая шкурка рыбки

Представьте. Вот есть изображение рыбы, которая лежит и ждёт, пока её съедят. Она уже давно солёная, давно лежит, давно ждёт, шкурка подсохла. А Матвеев её фотографирует, и вот, почему: «В данном случае меня интересует не сами предметы - они лишь средства, которые транслируют моё видение. Я хотел остановиться на том, что привлекло моё внимание, вот и всё. Меня дома спрашивают, зачем я это фотографирую и занимаюсь ерундой. Но для меня это не ерунда».

Искусство или протест?

«В проекте есть своя эстетика, а есть ли искусство - не мне решать», - говорит Матвеев, и добавляет, что слово протест он бы не использовал. При этом он не хочет рассказывать зрителю, что есть эти объекты, потому что зрители привыкли, что им всё объясняют: «Они сегодня не в состоянии самостоятельно воспринимать образы. Вот есть, например, экскурсии – человек сначала ходит, ничего не понимает. Потом приходит экскурсовод и всё ему объясняет, и он сразу думает, что всё понял. Человеку необходимо рассказывать, объяснять. Я же хочу, чтобы он остановился и сам решил, что изображено на картинке. Никакой конкретной реакции от зрителя я не жду. Проект в большей степени экспериментальный. Тут как в спорт лото: где ждёшь, там не сработает, а где не ожидаешь - там получается. Для меня интересен сам процесс».

Бренды и опыт, от которых никуда не деться

Сначала Матвеев хотел фиксировать просто предметы, исключив из пространства изображений бренды. Но они уже вплелись в массовую культуру и плотно засели в сознании людей. От них никуда не деться, и более того, не стоит деваться, оказывается.

«Брендов в этих картинках не так много, и они попадаются там неслучайно. Визуально они мне нравятся также, как и реклама. Подавляющее большинство людей ненавидят её, но парадоксально - живут, отдыхают, покупают и поступают согласно рекламным посылам. Снимки носят налёт рекламы – некоторые из них неоднозначны по фактуре, другие по сюжету и цвету. Когда я фиксировал и отбирал объекты, он делал это неосознанно. Вещи, которые казались мне лакированными, сразу отбрасывал, глянца и гламура старался избегать. Рекламный опыт здесь помогал анализировать при отборе картинок для выставки».

«Понятие красоты относительно. Меняется время, меняется понятие красоты. Я допускаю, что будут люди, которые скажут, что это безобразно».

Пока Матвееву не хватает сподвижников и единомышленников. В их отсутствии приходится искусственно стимулировать процесс создания проектов, искать спонсоров. Сегодня он сократил количество участвующих в реализации проекта. Чем больше спонсоров привлекаешь, тем сложнее организовать процесс – буквально всё нужно согласовывать. Просителем никому быть не нравится.

1 из 2

Наступил 2016 год, и Матвееву предстоят поиски новой экспозиционной площадки, а пока его проект запускается на сайте mad.ru. Несколько картинок в разное время появятся там с подписями. До конца января он планирует разместить два снимка. Догадаться о том, что скрывается за освежёванной тушкой кролика, распластанной на скатерти со снежинками, или понять смысл початого стакана пива пока можно будет в онлайн-режиме. Удался ли проект Матвеева, пока сложно сказать. Но то, что эти картинки обратят на себя внимание и остановят взгляд – очевидно. Напоследок цитата: «Если историю не получается донести до зрителя, значит проблема либо в нём, либо в авторе. Есть люди, которые посмотрят и ничего не увидят в картинке, потому что они не мыслят визуально - покажи им Матисса, Репина и они не поймут. Некоторые люди мыслят музыкально, вербально и не получают от изображения без контекста никакой информации».

А многие просто не хотят получать эту информацию, наверное.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления