Культура «Забузоры». Игры в «Кошки-мышки»

«Забузоры». Игры в «Кошки-мышки»

История с театром национальных культур «Забайкальские узоры», право слово, превратилась в забавную игру редакции «Чита.Ру» с министерством культуры и руководством театра.

История с театром национальных культур «Забайкальские узоры», право слово, превратилась в забавную игру редакции «Чита.Ру» с министерством культуры и руководством театра. Мы пишем запрос про документы – нам отвечают статьями закона, которые при проверке звучат совсем не так, как писали нам. Пишем запрос про проект – нам отвечают про президентский грант. Странность некоторых ответов можно было списать на жару, но при таком настойчивом нежелании показывать документы верится в то, что и о проверке, и о строительстве, о которых дальше пойдёт речь, в министерстве и театре предпочли бы молчать. Но молчать не получится.

Освежить память

В популярности коллективу «Забайкальских узоров» отказать нельзя вот уже много лет, однако его руководство особым вниманием общественности стало пользоваться после публикации на «Чита.Ру» материалов проверки министерства финансов. Этот отчёт можно было бы назвать бенефисом семьи Сыроваток и их дочери Марии Гуськовой, в котором специалисты минфина обозначили несколько основных, так сказать, тем произведения. Проверка за 2014 год выявила многочисленные нарушения в работе детских секций, начислении окладов и надбавок, оплаты командировочных, использования служебных машин в личных целях, расхода топлива и много чего ещё.

«В 2014 году ежемесячный размер зарплаты директора «Забайкальских узоров» Марии Гуськовой должен был составлять 91 тысячу рублей до 1 октября 2014 года и 105,8 тысячи рублей с 1 октября 2014 года. Фактически же среднемесячный размер её зарплаты составлял 112,8 тысячи рублей. Но она с такими показателем была лишь второй.

Первое место с 116,5 тысячами рублей ежемесячно уверенно держал отец Марии Гуськовой Николай Сыроватка. Третье место принадлежало заместителю директора по работе со зрителями Галине Сыроватка. Её среднемесячная зарплата в 2014 году была равна 83,7 тысячи рублей», - говорилось в статье «Забайкальские узоры». Танец с деньгами».

Отчёт вызвал массу вопросов. Главным из них было, собственно, то, какое проверка вообще имела значение, и что изменилось после неё. В министерстве финансов края в конце июня мне сообщили, что учредителем театра является министерство культуры, его и обязали провести внеочередную проверку и посмотреть, исправлена ли ситуация. Реакцией минкультуры, которым тогда ещё руководил Виктор Колосов, стала внеочередная проверка, которую он, судя по ответу в минфин, должен был провести в октябре 2015 года и предоставить отчёт об этом в министерство финансов. По данным на 4 июня, такого отчёта в ведомство не поступало. Как оказалось, проверки в обещанный срок не было.

Кошки-мышки

В феврале сменилось руководство министерства, и пост исполняющей обязанности министра культуры края заняла теперь уже экс-директор «Забузоров» Мария Гуськова. Директором театра стала её мать, бывший министр культуры Галина Сыроватка, работа которой в министерском кресле закончилась с приходом к власти Константина Ильковского.

«Внеплановая проверка учреждения проведена в 2016 году, о чём соответствующая информация направлена в министерство финансов Забайкальского края, - расплывчато ответила Мария Гуськова на один из первых наших запросов в министерство. - В ходе проверки существенных нарушений, влияющих на деятельность учреждения, не выявлено. Руководству учреждения рекомендовано привести локальные акты, регулирующие вопросы платы труда, в соответствие с законодательством».

Почти через месяц нам наконец-то удалось узнать, что проверка прошла с 17 по 31 марта. В вопросе с «Забузорами» министерство культуры оказалось уж очень несловоохотливым – каждую новую цифру приходилось вытягивать запросами, как клещами.

В уже очередном документе, направленном в министерство, мы попросили предоставить нам акт проверки с указанием тех, кто целых две недели проверял «Забузоры», а также дату направления отчёта о проверке в министерство финансов.

Акт нам отказались предоставить, поскольку «изложенная в нём информация относится к информации ограниченного доступа». И в самом деле – зарплаты и премии руководителей предприятия, на которое перечисляются субсидии из краевого бюджета, должны иметь статус информации ограниченного доступа. Особенно если это зарплаты родителей и.о. министра.

В этом же запросе мы попросили предоставить информацию о финансировании «Забайкальских узоров» и других учреждений культуры. В ответ Мария Гуськова попросту посоветовала посмотреть это на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. О регулярности обновления этого ресурса говорит хотя бы то, что сама Мария Гуськова там до сих пор значится как директор «Забайкальских узоров».

Бомбой стал последний абзац в ответе и.о. министра, которая сообщила редакции, «что государственный орган вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация размещена в сети Интернет». Для убедительности глава ведомства сослалась на часть 3 статьи 20 федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Да простит меня автор ответа на запрос, но я посмотрела, что написано в этой статье. Там говорится о том, что основанием, исключающим возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, может стать то, что «запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос». Лукавите, Мария Николаевна. Ну или если «Забузоры» теперь не подведомственны министерству культуры, тоже очень хотелось бы знать об этом.

Врио губернатора Забайкальского края Наталья Жданова, комментируя назначение на должность и.о. министра культуры региона руководителя «Забайкальских узоров» дочери экс-министра культуры края Галины Сыроватка Марию Гуськову, отметила, что никакого кумовства здесь не было. Отвечая на вопрос о финансовых нарушениях и переплатах руководству театра, в том числе Марии Гуськовой, её заместителю Галине Сыроватка и художественному руководителю театра Николаю Сыроватке, Жданова заявила, что этим должны заниматься компетентные органы и неприкасаемых учреждений в этом плане в регионе нет. Как показывает практика общения «Чита.Ру» с министерством культуры и театром «Забайкальские узоры» и отсутствие реакции на дела в театре со стороны властей края, неприкасаемые есть.

Игра в подкидного дурака

В какой-то момент после того, как в редакции появился акт проверки «Забузоров» от министерства финансов, к нам обратились жители посёлка КСК, которые рассказали, что за зданием «Забайкальских узоров» есть огромный пустырь, на котором они силами волонтёров хотели бы разбить парк. Сделать этого им не дали в городской администрации, сообщив, что ещё в 2009 году участок передан театру.

Позже выяснилось, что власти Забайкальского края передали 240 соток театру в постоянное бессрочное пользование под парковую зону, шпалы под ограду которой начали вколачивать только после того, как информация появилась на «Чита.Ру».

1 из 4

С запросами руководству театра тоже всё было непросто. Первый Евгения Топоркова сначала отказалась принимать, взяв его лишь во второй раз.

«На земельном участке ведутся работы по созданию этнографического парка, первая очередь. Проект зонирования и архитектурно-строительного проектирования участка находится в стадии разработки», — уточнила Топоркова.

Позже она напишет, что на строительство парка был выделен грант президента России. Загадкой истории осталось то, как удалось получить грант без проекта парка, равно как и начинать строительство без него.

1 из 2

После этого в театр был оформлен второй запрос с просьбой предоставить план парка, рассказать, из скольких очередей будет состоять строительство и обозначить их сроки. Ответ поверг, простите, в шок. Вместо этого и.о. руководителя решила рассказать редакции, что «реализация детского этнографического парка «Вместе мы – сила!» осуществляется на денежные средства гранта президента РФ для поддержки творческих проектов в области культуры и искусства. Срок реализации гранта – октябрь 2016 года. Грантополучателем является Сыроватка Галина Петровна».

Прочитав ответ, я перезвонила Евгении Александровне уточнить, не перепутали ли они ответы и редакции. Первая попытка понять друг друга закончилась тем, что Топоркова бросила трубку. Вторая оказалась более удачной. Вот часть этого разговора:

- Я думаю, что более, чем мы вам ответили, мы ничего не можем ответить.

- Так я не спрашивала про грант.

- Ну вот таким образом.

- Исходя из каких соображений, вы решили написать нам про грант?

- Я не буду ничего комментировать. Всё, что мы могли, мы вам написали. И более этого я вам ничего не смогу пояснить.

- Почему? Вы же сами писали про первую очередь [строительства].

- Я же могу вам не пояснять, почему я не могу пояснить. Это моё право, правильно? <…> Если вы недовольны ответом, вы можете делать запрос другого порядка.

- Я не то, что недовольна ответом, я его не поняла.

- Давайте на этом закончим наш разговор, потому что он получается у нас не по существу.

Занавес.

P.S. В тот же день главный архитектор Читы Александр Михайлов заявил, что руководство театра «Забайкальские узоры» не обращалось за разрешением на строительство либо ордером для работ по благоустройству территории, которые необходимы для начала работ по этнопарку. Поэтому первую очередь какого объекта и на каких основаниях «Забузоры» начали строить на пустыре, до сих пор не понятно.

1 из 5
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления