Культура Улан-удэнский финт с московскими игроками

Улан-удэнский финт с московскими игроками

В большом кино тему криминала тоже не изжили. Просто в Москве такое кино не умеют снимать.

Показ бурятского фильма «Эластико» от создателей криминальной дилогии «Решала» пройдёт в Чите только в одном кинотеатре - «Комете». Остальные отказались, решив сделать ставку на большое кино. Но «Эластико» - тоже кино не маленькое. Первым из региональных получило поддержку Фонда кино и задействовало целый каст известных российских актёров. О провинциальном кино ИА «Чита.Ру» рассказал один из сценаристов и продюсеров картины Жаргал Бадмацыренов.

Жаргал Бадмацыренов

Эластико или flip-flap - финт в футболе, у большинства болельщиков ассоциирующийся с Роналдиньо, который довёл эластико до идеала. Суть финта заключается в изящном обмане защищающегося игрока, когда футболист показывает телом направление движения и направляет мяч в ту же сторону движением стопы, но на середине манёвра резко меняет вектор движения.

Съёмки фильма проходили в Улан-Удэ. По сюжету главный герой Матвей — простой парень из провинциального города, который вырос с друзьями «на районе» и здесь же встретил свою любовь Дашу. Матвея отличают уникальные физические данные, которые он использует, играя в дворовой футбол и участвуя в мелких криминальных авантюрах. Девушку это беспокоит, и она пытается оградить его от ошибки. У Матвея как раз появляется возможность поехать на смотр в Москву в футбольный клуб Премьер-лиги, но он не хочет оставлять Дашу, так как боится, что её уведёт состоятельный ухажёр. Но для того, чтобы взять её с собой, необходимо достать деньги.

В октябре «Эластико» открыл Второй Байкальский фестиваль регионального кино «В кругу семьи» (БФРК). Фильм выйдет в прокат по всей России - от Москвы и Санкт-Петербурга до Мурманска и Якутска.

В картине снимаются Дмитрий Власкин («Физрук»), Ирина Антоненко («Корабль»), Алексей Маклаков («Азазель», «Время собирать камни»), Владимир Епифанцев («Дом», «Я остаюсь»), Никита Волков («Кризис нежного возраста», «Выжить после»).

«Эластико» - это не региональное кино

- Почему тема криминала так популярна в региональном кино? В большом кино её вроде бы изжили.

- Потому что это единственный доступный крючок для сюжета. Посудите сами – что сейчас цепляет зрителя? Фантастика – дорого. Война – дорого. А если нет никакой остросюжетности, крючком работают звёзды. Но регионы позволить себе Машкова, Козловского или Бреда Питта не могут, остаётся криминал. И материал для сценария доступен – просто постучись к соседу, какому-нибудь Лёше Бывалому, и он тебе расскажет историй на целый сериал.

В большом кино тему криминала тоже не изжили. Просто в Москве не умеют такие фильмы снимать. Криминал, который сейчас показывают нам федералы - я имею в виду сериалы на НТВ и подобное – это картонные, почти карикатурные образы преступников. Я помню всплеск подобного жанра – «Бумер», «Бригада» и тому подобное - именно из этих фильмов родились народные образы и заслуженные артисты России. Но аудитория, которая смотрела эти фильмы, осталась беспризорной.

- За счёт чего региональному проекту удалось получить федеральную поддержку?

- Всё благодаря помощи Георгия Малкова (продюсер кинокомпании «Enjoy movies», - ред.), ну, и хорошему сценарию. Потому что перед тем, как защищать свой проект перед экспертным жюри, сценарии проходят двухэтапный предварительный отсев.

- А кино из провинции вообще больше держится на сценарии? Или на каких-то других факторах?

- В регионах - только на сценарии. Если крупные столичные, да и зарубежные фильмы могут завлечь зрителя визуальным аттракционом, то в регионе можно рассчитывать только на крепкую историю.

- В регионах маловато профессионалов. Почему так?

- Потому что профессионалы из регионов оседают в Москве или в Петербурге. В регионах творят в основном самоучки, но иногда среди этого самопала нет-нет да и выстрелит какая-нибудь самобытная история на всю страну.

- Ваша выстрелит, как думаете?

- «Эластико» - это не региональное кино. Я считаю, что мы вышли на федеральный уровень и готовы к конкурентной борьбе за место под солнцем. Кстати, почитал комментарии к трейлеру на Youtube, – многие думают, что это кино про быдло и для быдла. Может быть, так люди хотят возвысить себя над остальным населением, но я считаю, что трейлер получился динамичным, свежим и брутальным.

- Это брутальное кино всё-таки про что? Про криминал или что-то другое?

- Про любовь. Те кто посмотрел фильм, могут подтвердить – фильм совсем не для быдла, даже наоборот.

Манёвр за 15 миллионов

- Как проводили кастинг?

- Для «Эластико» кастинг проводился в Москве. Помог его организовать наш партнёр Георгий Малков, он поверил в нас, в наш сценарий. Столичные актеры играли на камеру определённые сцены, потом это видео отправлялось нам в Бурятию, где мы принимали решение. В общей сложности мы отсмотрели человек 30.

- Сколько потратили на съёмки?

- Мы потратили 15 миллионов рублей, сюда входили гонорары актёрам, зарплата съёмочной группы, перелёты, аренда аппаратуры и так далее.

- В съёмочной группе, кроме актёров, ещё были профессиональные кинематографисты?

- Съёмочная группа была нанята в Москве - это оператор, техники камеры, звукорежиссёр, гафер, второй режиссёр, исполнительный продюсер. Наверное, поэтому получилось отснять почти весь фильм всего за 21 день. Уверен, что своими силами продукт подобного качества мы снимали бы в разы дольше.

- Остальной актёрский состав - люди из народа? Тяжело было работать с непрофессионалами?

- Актёры-люди «из народа» - это одновременно бич и преимущество регионального кино. Зачастую непрофессионалы понижают планку качества, но если повезёт, можно наткнуться на настоящих самородков, и тогда натуральность в кадре выгодно украшает фильм, делает его непохожим на остальной федеральный кинопродукт. Тут надо уточнить – не документальная, бытовая натуральность, а художественная, киношная. В случае с «Эластико» нам повезло – у нас были яркие и харизматичные персонажи. Они удачно легли на образ.

- Хорошо, с актёрами в регионе может повезти, а с остальными участниками съёмочного процесса?

- Проблема регионального кино - это квалификация специалистов: операторов, световиков, монтажёров и так далее. У нас в Бурятии, например, есть талантливые операторы. Но им не хватает опыта, очень многим вещам приходится учиться «в поле» методом проб и ошибок. К сожалению, на российском рынке производственные сроки играют первоочередную роль, и нашим региональным спецам составить конкуренцию слаженной опытной столичной съёмочной группе очень сложно.

- Есть какое-то решение?

- В отсутствии опыта его нужно зарабатывать. Для этого необходимо привлекать в регионы крупные кинокомпании: в Москве снимать дорого - у нас дешевле. Пусть снимают свои проекты у нас и в качестве специалистов второго звена нанимают местных операторов, звуковиков, световиков и других. Чтобы они набирались бесценного опыта.

- В что насчёт окупаемости регионального кино? Выгодно его делать?

- Яркий пример - якутское кино. В Якутии снимается около 20 фильмов в год! Это очень высокий показатель, местное население очень любит своё кино. Когда выходит какой-то местный фильм, голливудские блокбастеры очень сильно недобирают по кассе. У нас в Бурятии с этим похуже – местные не балуют наши фильмы особым вниманием.

- Почему?

- Бурятский зритель стал искушённым. Это, кстати, неплохо – это заставило нас повышать качество, но для качества нужны деньги. А чтобы тратить на производство большие деньги, нужно эти деньги как-то отбивать. Региональный рынок не окупит затраты, поэтому нам пришлось задуматься о федеральном прокате. Поэтому наш привередливый зритель подтолкнул нас к развитию, за что ему спасибо.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления