Культура Культурный слой «Культурный слой»: Рокеры между уроками

«Культурный слой»: Рокеры между уроками

Бас-гитарист и вокалист школьной рок-группы Overdrive Александр Лазуткин и гитарист Григорий Глазков рассказывают, чем их зацепил рок и каково это – быть школьным рок-музыкантом.

Читинская рок-группа Overdrive, которая в 2017 году взяла первое место на городском конкурсе «Звенящие струны», существует при школе №30 всего четыре года, но за это короткое время состав её, понятное дело, не раз менялся – выпускники покидали стены школы, и руководитель коллектива Сергей Скибин брался обучать новых ребят. Единственный школьник, который успел застать первый состав и продолжает играть в группе – бас-гитарист и вокалист Александр Лазуткин. Он и его соратник по творчеству, гитарист Григорий Глазков, рассказывают, чем их так зацепил рок, можно ли зарабатывать, играя на улице, и каково это – быть школьным рок-музыкантом.

«Выбирали без матов»

– Саша, в каком ты был классе, когда попал в группу?

Александр: Это был седьмой класс. Я оказался самым последним участником первого коллектива, который пришёл туда. Я был тогда только бас-гитаристом.

– Ты уже играл на гитаре в то время?

Александр: Да, начинал я в шестом классе с простой акустической. Ну и как-то попал к нашему руководителю, он мне посоветовал пойти в эту группу, потому что не хватало бас-гитариста.

– Как в группе заметили, что ты можешь ещё и петь?

Александр: Заметили очень интересно: они песню выбрали, а там нужен был мужской вокал, и не знали, кого взять. А я был новенький, и меня спросили: «Можешь спеть?» Я такой: «Не знаю, не пробовал». Попытался – получилось, но так себе. Я потом пошёл в вокальную студию «Забузоры», чтобы подтянуть свой вокал. Там год попел, подтянул, ну и мне хватило. Сейчас пою только в группе.

– А ты, Гриша, как пришёл в группу?

Григорий: А я год назад начал заниматься на гитаре. Как пришёл, через месяц у меня уже все песни нормально ставились, Сергей Алексеевич увидел, что у меня, грубо говоря, талант. И всё, я начал развиваться, потом я с Сашей познакомился, он позвал меня в группу, мы там чего-то полтора месяца тупили, потом я уже всё-таки пришёл и давай с ними играть. А пока летом негде было заниматься, я сидел дома, сам песни разбирал. Потом уже соло более-менее стал разбирать сам.

Григорий: Сдружились с ребятами, нормальный коллектив сплотился. И в декабре у нас был первый отборочный концерт конкурса «Звенящие струны», мы там сразу первое место заняли. Второй отборочный концерт – опять первые. И на третьем, финальном концерте тоже первые были.

– Вы же и недавно выступали с концертом, где он проходил?

Александр: Да, в школе №49, нас пригласили. У меня очень много знакомых людей, которые занимаются музыкой, они тоже в школе учатся и сформировали некоторые свои коллективы. И вот я как раз с одним парнем на вокале познакомился. В 49-й они захотели концерт сделать, но концерт с одной группой не сделаешь, и они решили пригласить парочку групп. Мы вошли в этот состав.

– Что пели?

Александр: Пели мы две песни Нойза (Noize MC, российский автор и исполнитель, сочетающий в песнях речитатив с рок-композициями – А.М.)

– Не матерные, я надеюсь?

Александр: Нет, мы специально выбирали без матов.

Григорий: Они добрые такие, хотя с матами тоже хотелось бы (смеются). Но так получилось. И третья песня была «БИ-2» «Последний герой». Вот как раз мы с этой песней первое место и заняли на «Золотых струнах».

Олдскульный голос и дисторшн

– Кто ещё у вас в коллективе?

Александр: В коллективе у нас ещё один электро-гитарист, это Александр Бондарев. Наша барабанщица, это Даша... Как у неё фамилия?

Григорий: Не знаю… Мендель.

Александр: Это она так во «В контакте» записана просто... Шевцова.

Григорий: И Лиза Пуртова, она к нам недавно присоединилась. Она тоже на конкурсе участвовала, на «Звенящих струнах», третье место заняла. У неё была сольная песня. Не помню какая, на украинском языке. Но голос у неё очень хороший. Знаете, такой олдскульный, из 70-80-х, как в Scorpions девушка пела – очень похоже. И она пришла к нам сразу с песней, чтобы мы разбирали чисто под её вокал. Саша сразу без голоса остался. И всё, она к нам влилась.

Потом научили её на клавишах играть, потому что у нас Саша Бондарев в армию должен уходить, мы тогда ещё не знали, когда именно. И чтобы ему замену найти, мы её на клавиши посадили, обучили. А позже выяснилось, что Саша только в мае в армию уйдёт, так что мы успеем ещё и отчётник (отчётный концерт школы – А.М.) сыграть, и другие концерты. И вот с ней разучили песню Scorpions.

Александр: In trance. Классная песня.

– Эти ребята тоже старшеклассники?

Григорий: Да, все, кроме Саши Бондарева и этого Саши, мои одногодки, 11 класс. А Саша Бондарев уже школу закончил, года на два нас старше. Но выглядит как наш одногодка.

– Какой у вас репертуар?

Александр: Конечно, основное направление у нас – рок. А там ответвления могут какие угодно идти. Потому что зацикливаться чисто на одном роке даже неинтересно, по-моему.

Григорий: Нам, например, сейчас Сергей Алексеевич принёс песню «Птица счастья завтрашнего дня», которую знакомая ему группа вокала попросила нас выучить. И мы её в роке играем.

Александр: Нам уже даже непривычно без рока, без него что-то не то.

– Бывало такое, чтобы концерт срывался?

Григорий: Чтобы срывался, не было. Было такое, что звук не проверили – это как раз когда мы первое место заняли – я на гитаре специально подготовил с атакой играть и без атаки. Там очень бы эффектно звучало, но я звук не проверил, и всё. Знаете, есть чистый звук, без эффектов, а есть дисторшн – как в роке. И у меня только дисторшн был. А в начале так красиво играется с чистым звуком, но у меня его слышно не было.

На той же песне было – на сцене стояло четыре микрофона, и Саша от одного к другому бегал. Один перестанет работать – он к другому перебежит, этот откажет – он к третьему. Но мы всё равно выиграли тогда.

Александр: Здесь главное – не растеряться. Нужно импровизировать. Люди же не знают досконально, как вы песню учили. В старом составе я когда играл, у меня было такое – я играю-играю и понимаю вдруг, что играю не то. Тогда я перестаю играть и начинаю руками махать, будто просто хочу зрителей повеселить.

1 из 2

Григорий: Да, я за что Сашу и люблю – он в этом плане хороший, молодец.

«Стоишь, орёшь, тебе монетки кидают»

– Сложно совмещать такое творчество с учёбой?

Григорий: Лично мне несложно – я уроки вообще не делаю с 8-го класса. Я 8-й класс на отлично закончил, потом почитал Роберта Кийосаки и понял, что учёба мне вообще не нужна, просто забросил. У меня поначалу нормально всё держалось, а сейчас мне абсолютно это никак не мешает, у нас вот репетицию Саша назначает, мы приходим.

Вы знаете, он человек такой морально слабый, что ли. Он всех-всех обзванивает, под всех прогибается, спрашивает, кто во сколько может прийти, и мне, видимо, последнему звонит: «В 5 сможешь прийти?» – «Без проблем», – «Ой, спасибо!» – «Да ты не должен спасибо говорить, ты должен наоборот: в 5 чтобы на репетиции был, как штык». Наш знакомый Максим Баженов посоветовал, чтобы за опоздание какое-нибудь наказание было.

Александр: Мы хотели сделать так, чтобы тот, кто опоздал, покупал бананы, например (смеётся).

Григорий: Ну и это как-то быстро забылось. Саша пару раз принёс конфетки – и всё. Бананов не поели, к сожалению.

Александр: Плюс, нам несложно совмещать, потому что сам музыкальный коллектив, он встроен в школу. Школа как раз поддерживает финансово, и даже устраивает нам концерты. Например, если на концерт куда-нибудь уезжаешь, школа даёт освобождение. Потому что частенько бывают такие концерты, которые во время уроков.

Григорий: Но есть такой учитель, которому на это всё равно. Она всю школу в кулаке держит. Ей скажешь, что концерт – справки нет, она не поверит.

– Кстати про финансовую поддержку. Недешёвое ведь это удовольствие – содержать целую группу с дорогими инструментами?

Григорий: Ну да. Например, комбоусилители хорошие, ламповые, тысяч 40-50 стоят. У нас примерно такие. Даже Marshall есть, он ещё дороже стоит. Педали – по 5-10 тысяч, более профессиональные – по 15. Шнуры – по тысяче. Даже хороший ремень на гитару в 1,5 тысячи рублей обойдётся. Ну а самые дешёвые – медиаторы, они рублей 10-20 стоят.

Григорий: Мне вот гитару друг подарил, как раз он меня к ней и приучил. Я сидел у него в гостях, а у него тогда было три гитары: бас, электрогитара и классика. Ну и на электрогитару мы с ним обменялись. Правда, я ему дал вещей примерно на 1,5 тысячи рублей, а он мне гитару почти за 40 тысяч. И вот я с ней до сих пор хожу, она меня вполне устраивает, и даже учитель хвалит её.

Александр: Ну а если на оборудование очень надо накопить, у музыкантов очень популярно стритовать.

Григорий: Это на улице стоишь, орёшь, тебе монетки кидают. Идёшь такой по улице с гитарой, денег на проезд не хватает – песню спел, на проезд насобирал. У нас Саша этим очень хорошо увлекается. Уже все фишки выучил: где акустика лучше, где люди побогаче ходят, какие песни петь, в какое время. У него уже определённая система.

1 из 2

Александр: Некоторые люди думают, как этим нельзя зарабатывать, считают баловством каким-то. На самом деле, если этим серьёзно заниматься, то в день, если 3-4 часа постоишь с песнями, в плохой день тысячу заработаешь, в хороший – 2 тысячи. В Питере, например, есть специальные улицы, отданные под уличных музыкантов. Это всё профессионально, но до Читы нескоро дойдёт.

Григорий: В общем, вам можно менять профессию (смеётся). Но только один минус – зимой не постритуешь, и осенью тоже. Хотя есть парень, он стоит круглый год, на гитаре фигачит, которую мне жутко жалко, да и пальцы замерзают. Ладно, если в песне три аккорда, а если что поинтересней, так уже не получится – пальцы жутко замерзают.

Александр: Плюс, этот вид деятельности никак в профессию не вставишь, не надо его вставлять. Потому что есть человек, который нигде не работает. Ему 20 с лишним лет, и он зарабатывает только этим. Я не понимаю, как можно так проживать. Если как карманные деньги – можно. Можно даже подкопить на новое оборудование или гитару за месяц.

А так основное оборудование, на котором мы играем, конечно же, школьное. Там это музыкальное направление существует с 2000-х годов. И с того времени они копили, покупали оборудование, продвигали направление, потому что действительно интересно, чтобы не просто школа была классическая – пришёл, отучился, ушёл. У нас ещё много чего: и танцы, и вокальные студии. Но как по мне, самое прикольное – это наша группа, потому что это самое интересное.

Преемники с Моцартом и «Металликой»

– Кто вас заменит, когда вы уйдёте из школы?

Григорий: Есть два парня, они сейчас в 8-м классе учатся. Один, Андрей Михайлов, уже начал в школьной группе играть. Вот он и ещё один парень, Артём Осипов, вдвоём играли Моцарта, так красиво звучало. Правда, у одного гитара была поломанная наполовину, но играли они всё равно хорошо, молодцы. Песни довольно сложные исполняют. Например, Артём мне показал «Металлику», Nothing Else Matters, а он её фингерстайлом играет один, это жутко сложно. Я вот не умею пальцами играть, медиатором только.

Александр: Ещё насчёт преемников. Когда это всё только начиналось – мне говорил руководитель – очень много было людей, которые хотели сюда прийти. Было как-то больше, что ли, тех, кто увлекался музыкой. И ещё есть такой стереотип, будто по направлению музыки идут в основном девочки. Даже на вокал я ходил, там на меня, одного пацана, приходилось 10 девчонок. И что-то в последние годы мало кто стал приходить. Я вот на следующий год ещё останусь в этой студии, а потом уеду и не знаю, что дальше будет. Даша в Новосибирск собирается уезжать, а Лиза в Питер хочет. Получается, так и разъезжаются.

Григорий: У нас сейчас такая вспышка на год, потом Саша один останется, мы все закончим школу. Ну я если в армию не успею уйти, то ещё похожу. Барабанщица уже сейчас то репетиции отменяет, то даже концерт из-за неё попросили задержать. Но она занятой человек. У нас барабанщица и второй электрогитарист встречаются, у них отношения. И если не приходит один, то не приходят оба сразу. Но они люди занятые, работают фотографами, очень классные фотографии делают платно.

Александр: Зато нам удобно, не надо никакого фотографа нанимать.

– А сами после школы планируете продолжать развиваться в музыке?

Григорий: Не знаю, может, буду куда ходить. Но скорее всего, просто буду дома песни разучивать, куплю себе комбик и буду один играть. Саша будет мне по скайпу петь, а я играть (смеётся).

Александр: Конечно же, я в музыкальное училище какое-то не собираюсь, но чисто для себя полезно, знаете. Это как запасной план, как парашют. А так было бы неплохо в том городе, в который я перееду, создавать потихоньку свою группу, развиваться. Вдруг получится подняться, как те же самые «БИ-2».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления