«Фильм принимают здорово. Он будет показан в Нью-Йорке, Иерусалиме. Я в восхищении, потому что это показатель того, что Сибирью интересуются, любовью интересуются. Это не тяжёлая социально-политическая тема, мы говорим о чём-то очень высоком», - говорит режиссёр Ольга Делан - уроженка Краснокаменска, переехавшая больше 10 лет назад в Германию, о своём новом фильме о забайкальской глубинке «Любовь по-сибирски», снятом в селе Онон-Борзя.
Журналистам она рассказала о том, чем европейцы отличаются от русских и почему в России сложно снимать документальное кино.
Ольга Делан родилась в Краснокаменске. С 1993 года живёт в Германии. Училась на художника-модельера. Работала в театре Бертольда Брехта в Берлине. Ассистент художников Вольфганга Ниблиха, Мартина
Млеко, и других. С 2009 работает фотографом и документалистом в России. Первым фильмом Ольги Делан о Забайкалье стал «Конечная станция Краснокаменск. Свидание с Родиной». Несколько лет Ольга работала над очередным своим фильмом «Ступай-ка, Ольга, домой или Любовь по-сибирски», который снимает в селе Онон-Борзя Александрово-Заводского района, где жили её предки. Начав работу над фильмом, она стала активной участницей проекта восстановления церкви в селе Кондуй, для реставрации которой объявила международный сбор средств.
Уроженка Забайкалья рассказала истории нескольких семей, с мужчинами и женщинами в которых говорила о любви, верности и взглядах на отношения. Изначально премьера фильма планировалась на май 2017 года. В октябре 2016 года фильм показали на главном фестивале документального кино в Амстердаме IDFA 2016, а в середине июля 2017-го - в Индии и испанском городе Барселоне. 22 августа его покажут в селе, где проходили съёмки — Онон-Борзя.
О том, что ждёт от показа в Онон-Борзе
— Я жду [на показе] героев фильма, потому что для них это что-то новое, они, наверное, надеются на какое-то особое мероприятие. Для меня, как и для них, это мероприятие особое. Потому что я очень переживаю, я надеюсь, что я оправдаю их надежды. Половина села — мои родственники. Впервые я там побывала в 2010 году, познакомилась с ними. Я была в восторге от их образа жизни. Мы начали общаться через камеру. Так и появился этот фильм. 22 августа у нас будет показ. Придут все родственники, герои фильма и все желающие.
О том, тяжело ли работать с непрофессиональными актёрами
— Абсолютно не сложно. Мы же работаем в документальном кино. Это не актёрство. К этим людям нужно просто найти подход, путь к их сердцу и доверию, и они уже сами раскрываются.
О реакции на фильм за рубежом
— Фильм принимают здорово. Фильм будет показан в Нью-Йорке, Иерусалиме. Я в восхищении, потому что это показатель того, что Сибирью интересуются, любовью интересуются. Это не тяжёлая социально-политическая тема, мы говорим о чём-то очень высоком. Они (европейцы) обожают Россию. Фильм имеет там успех, потому что фильм показывает другую Россию. Он не показывает только социальные проблемы, чернуху. Он добрый, имеет слабость, душевную красоту. И потому европейскому человеку интересно увидеть другого человека, человека из Сибири. Для него это невероятная экзотика.
О том, почему решила снимать фильм
— Задача фильма была такова, чтобы человек уже задумывался об отношениях. В Европе мы очень трудно создаём семьи, вступаем в отношения. Мы свободные и не хотим каких-то дополнительных нагрузок. В Сибири же всё наоборот. Недавно, например, встретила в соцсетях мальчика, с которым мы были знакомы, ему тогда было 14-15 лет. Сейчас ему 19 или 20, он уже отец, семьянин. Он уже перенял на себя такую ответственность. В Европе 20-летние к этому не готовы. И мне было важно не показать, что в Сибири всё классно. Мне нужно, чтобы люди задумались о силе человека, его внутренней красоте, о внутренней потребности быть с кем-то. Не расходиться сразу, а перенимать все тяжести жизни на себя и делить их на двоих, идти вперёд дальше.
Я не могу сказать, что у нас совсем не заводятся семьи. Но чем больше город, тем больше у тебя возможности и тем меньше тебе хочется эти возможности терять, ограничиваться в свободе. Лично я не собираюсь заводить детей. Да, у меня есть мужчина, мы счастливы, но для семьи меня не хватит. У меня работа. У меня образ жизни такой, что я не могу позволить себе семью. Меня дома не бывает по 8 месяцев, какая из меня мать? Этот фильм — диалог с собой.
О том, какие забайкальцы
- Другие. Они сильнее, крепче духом. Взять хотя бы пример с этим мальчиком 20-летним. Или вот такой: была ситуация, когда мы с охотниками в лесу застряли на тракторе в болоте. Мы провели весь день в этом кошмаре. Я сидела просто в теньке и наблюдала за этими мужиками, которые ни разу не сматерились! Европеец уже давно, наверное, взял бы кредит и вертолётом вытащил этот трактор, чем самому ввязываться. Терпения у нас нет, мы привыкли к комфорту. Это, в принципе, тоже правильно прививать себя к комфорту. Но это ослабляет духовные возможности. В глубинке нет комфорта, там человек силён, и меня это восхищает.
О будущих фильмах
— Один фильм я начала снимать в Челябинской области. Это должен был быть социально-экологический фильм, но скорее всего получится музыкально-документальный фильм. Ещё два фильма я хочу снять в Забайкалье. Сегодня мы с Еленой Владимировной (министр культуры Забайкальского края Елена Михайлова — Н.И.) обсудили эту тему, я получила от неё огромную поддержку.
О том, почему в России сложно снимать хорошее кино
— Мы разделяем художественное кино и документальное. В России что художественное, что документальное кино не в спросе. Я знаю многих талантливых режиссёров, но у них нет шанса развить и показать себя. Очень редко кто-то попадает на интернациональные кинофестивали. Даже если они хоть с какими-то маленькими бюджетами снимают классное кино, то, возможно, что у них нет денег даже на подачу заявки, потому что 100-150 долларов - большие деньги. Поддержки финансовой тоже нет. Помимо того, что снимаю кино, я ещё и прокатчик российского кино в Европе для русскоговорящей публики, поэтому я в курсе, что и на художественном рынке происходит то же самое. В Европе поддержки больше. Это одна из важных нитей культурного образа жизни.