От словосочетания «российский фильм» многим становится дурно, а от словосочетания «российский сериал» — еще хуже. Но мы за объективность: в России хватает хороших проектов. Их даже много! Мы собрали пять сериалов последних двух лет на любой вкус: будет хорошо и ценителям боевиков, и тем, кто интересуется политикой, и тем, кто хочет отдохнуть под комедийный сюжет со смыслом.
- «Настя, соберись» (18+) Тем, кто считает себя странненьким и хочет сбалансироваться
- «Последний министр» (18+) Тем, кто иронично относится к окружающей действительности
- «Нулевой пациент» (18+) Тем, кто ценит бережное отношение к реальным историям
- «Киллер» (18+) Тем, кто считает, что карьера, построенная на сериалах про ментов на НТВ, — приговор
- «Трудные подростки» (18+) Тем, кто всё еще чувствует себя подростком или скучает по драйву юных лет
«Настя, соберись» (18+) Тем, кто считает себя странненьким и хочет сбалансироваться
Под 30 жизнь вроде бы должна устояться, но у Насти (Любовь Аксёнова) она разваливается: развод с мужем, потеря лучшей подруги и работы. Всё осложняется тем, что желанного ребенка у героини так завести и не получилось, а семья от нее требует идеального соответствия разработанным бабушкой стандартам.
Но еще всё осложняется тем, что в Насте уживаются пять разных внутренних «я»: желающий вечного счастья ребенок, хозяюшка, которая стремится соответствовать всем стереотипам о хорошей и угодливой жене (которую ни за что не бросят), требовательный родитель, «богиня удовольствий» и независимая ни от кого дерзкая карьеристка. У каждой из них — свои желания и цели, но им придется примириться друг с другом, чтобы помочь Насте справиться с навалившимся несчастьем (ну, то есть Насте придется примириться с собой и понять, как жить дальше). Отдельное удовольствие — саундтреки и название серий: «Километры пуповин», «Япокалипсис» или «Амортизируй это».
Не без труда Настя разбирается с тираничными мамой и бабушкой, мужем, выясняет всю правду о семье и учится себя понимать и себе помогать, а не вредить — всё как в жизни.
«Я перестала бояться, я сбалансировалась, я перестала воевать сама с собой, понимаешь?» — говорит героиня в конце, и кажется, действительно может рассчитывать на шанс жить и чувствовать себя иначе. Сериал вдохновляет на то, чтобы перестать вариться в привычном, поверить в себя и то, что можно выстраивать честные и хорошие отношения, будучи самим собой, а не притворяясь кем-то другим.
«Последний министр» (18+) Тем, кто иронично относится к окружающей действительности
Евгения Тихомирова (Ян Цапник), бывшего мэра вымышленного города Малая Пышма на Урале, по случайности назначают министром тоже вымышленного перспективного планирования (так и хочется добавить «по точкам роста») и развития социально-экономической политики. Внезапно для всех политик-неудачник не просто отсиживается на месте, пока его быстренько не заменят, а начинает работать и хочет менять жизнь россиян в лучшую сторону: повышать рождаемость или развивать туризм.
В этом круговороте вымышленного есть место реальности (за фасадом комедии она выглядит не такой устрашающей) — когда порой странные инициативы Тихомирова приходится реализовывать не самой компетентной и не разделяющей его чаяния команде. Или когда наверху решают, что делать с министром и проводят рокировки. Постепенно Тихомиров становится проблемой, от которой сложно избавиться. В сериале много отсылок к разным политическим событиям, особенно ими богат второй сезон.
У «Последнего министра» интересная судьба. Сериал был снят специально для «Кинопоиска» режиссером Романом Волобуевым («Блокбастер» (18+) и «Холодный фронт» (18+)). Второй сезон долго не выходил. По одной из версий, из-за того что некоторые эпизоды не понравились российским властям. В декабре сезон стал доступен к просмотру. Правда, после начала спецоперации режиссер проекта попросил остановить показ, и финальная, 15-я серия не вышла. Но сайт «Кинопоиска» утешает: 15-ю серию всё же покажут 29 июля. Как раз есть время посмотреть все вышедшие.
Один из самых запоминающихся моментов второго сезона (простите за спойлер!) — попытка через историю с туристическим маршрутом объяснить, почему у нас ничего в этой сфере не развивается. В стране работает тайная структура, которая защищает красоты большой России ото всех. А то как ломанутся и как нагадят повсюду. Оно нам надо?
«Нулевой пациент» (18+) Тем, кто ценит бережное отношение к реальным историям
Сериал рассказывает об эпидемии ВИЧ среди детей и нескольких взрослых в советской Калмыкии. Сняли его актер Евгений Стычкин и режиссер Сергей Трофимов. По сюжету, молодой врач детской больницы Кирсан Аюшев (Аскар Ильясов) подозревает у нескольких пациентов ВИЧ и тайком отправляет пробы в Москву. Всё это разворачивается на фоне тотального игнорирования проблемы инфекции — ведь в СССР «нет» потенциальных «носителей»: гомосексуалов и проституток. И тестов с одноразовыми шприцами тоже нет. Как и лабораторий для анализов — они есть только в Петербурге и Москве. Врач оказывается прав, к делу подключается ученый Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов) и по совместительству представитель золотой советской молодежи.
Сюжет основан на реальных событиях, в которых, кстати, участвовал известный всем нам врач-эпидемиолог и чиновник Геннадий Онищенко. Многие из тех, кто тогда в детской больнице пострадал, и их родных, конечно, живы, поэтому создатели очень бережно переложили историю на художественный язык и не стали делать акцент на документальности. Каждый из героев сериала сталкивается со своими проблемами: как противостоять системе, как справиться с необоснованной ненавистью, как выстроить новое общество и стоит ли жертвовать интересами меньшинства (пострадавших) ради большинства.
В «Нулевом пациенте» отлично показаны не только политические, но и бытовые человеческие игры (здесь и измены, и вранье, и любовь вопреки обычаям, и провокации). Сериал снят еще и красиво, и держит в напряжении до самого конца.
«Киллер» (18+) Тем, кто считает, что карьера, построенная на сериалах про ментов на НТВ, — приговор
Есть такой актер Александр Устюгов. Он играл в «Ментовских войнах». И не только. Но всё же часто он играл полицейского или агента, или просто мужчину с оружием. И казалось, что у этого маскулинного амплуа развития нет, но сериал «Киллер» рушит неприятный стереотип. По сюжету, бывший полицейский Иван, несправедливо осужденный за смерть коллеги, выходит по УДО и после недолгой работы охранником в детской больнице, вынужден принять предложение стать киллером. Не крутым и жёстким, а очень отчаявшимся киллером с почти трясущимися руками.
Устюгов здесь создает какой-то потрясающий кинообраз разбитого, сломанного и потерянного после тюрьмы полицейского — ничего общего с героизмом энтэвэшных героев нет (хотя сериал как раз снят для «НТВ»). Его правда стоит посмотреть хотя бы ради Александра Устюгова и еще из-за внезапных очень красиво выстроенных кадров.
Иван убивает, убивает, а потом попадает в страшную аварию, которая чудесным образом излечивает его тело (если вы посмотрите, вы поймете, что это значит, тут мы без спойлеров!). Тело в порядке, а вот память нет: Иван не помнит, кто он, кто его нанял и кого он должен убить. Так герой получает возможность начать другую жизнь и даже найти любовь. Но это же боевик — и его обязательно найдут все, кому он успел перейти дорогу.
Криминальные герои здесь показаны без шанса на вот эту киношную дьявольскую привлекательность. Они все отвратительные и не вызывают никакого сочувствия. Как и главный герой, кстати. Полсериала его просто отчаянно жалко.
Сезон еще не завершился, новые серии будут выходить до конца июля по две штуки — сериал доступен на «Кинопоиске».
«Трудные подростки» (18+) Тем, кто всё еще чувствует себя подростком или скучает по драйву юных лет
А это на десерт — всем, кто давно для себя решил, что каждое новое поколение потеряно больше, чем предыдущее, и мы катимся в черную дыру. Этот сериал идеален, если вы до сих пор подросток в душе и воспринимаете всё очень обостренно. Или если вы хотите разобраться, что из себя представляет поколение Z. Или если вы цените качественную картинку и саундтреки, и еще — объемных и реалистичных персонажей. Там запоминается каждый и это большая актерская работа!
Можно бесконечно уворачиваться от как будто бы подросткового контента, но там маркер (18+), и истории о самом важном в любом возрасте. Здесь не романтизируются разные плохие вещи вроде наркотиков и раннего незащищенного секса. Сериал вообще стал для многих спасательным кругом, ведь он поднимает все насущные вопросы: буллинг, поиск себя, нелегальный заработок, абьюз, недоверие в семье. Разве после 18 это куда-то уходит?
Сюжет такой: популярный футболист Антон Ковалёв (Никита Волков) отсидел два года в тюрьме за пьяный дебош в кафе (ну, вы поняли) и наконец выходит на свободу. Он теперь никому не нужен — капитаном сборной ему уже не стать. Да и в сборную почти не попасть, только если выполнить одно условие — помочь команде из центра для трудных подростков победить в городской лиге. И вот тут сталкиваются две реальности: подростки из неблагополучных семей и благополучная, но уже бывшая звезда спорта. Им надо научиться друг с другом хотя бы говорить.
Там потом много всего интересного выясняется, в том числе то, что шанс стать классным профессионалом или просто человеком есть у каждого. И дело не в самом «потерянном» поколении, а в тех взрослых, которые рядом: помнят ли они, как быть подростком? Понимают ли, как донести важные вещи? Готовы ли помогать и стать своим в доску? Искренни ли настолько же, насколько юные ребята?
Всего у сериала три сезона. Последний вышел в 2022 году. Это как сериал «Школа» 2010-х, только он не мрачный, а очень красочный, с короткими сериями, интересными героями и моралью. Ее там сложно разглядеть поначалу, но она есть. А еще там много любви — весь сериал снят с большой любовью, это видно. Актеры за три года успели стать кумирами сотен тысяч школьников и еще много лет будут оставаться крашами и влюблять в себя.
Самый интересный бонус припрятан между сериями для подросших ребят, томящихся по юности. Потому что, несмотря на все подростковые лихие делишки и их красивую подачу, в сериале дают шанс развиться мысли, что становиться взрослым — это не плохо. Это бывает больно, но точно стоит того.