Культура интервью «Через месяц можем закрыться». Как выживает «Удокан»

«Через месяц можем закрыться». Как выживает «Удокан»

Из прибыльного предприятия он превратился в место для ярмарок

Читинский «Удокан» старается выжить, несмотря на непростые условия
Источник:

Кинотеатр «Удокан» переживает не лучшие времена. Сначала пандемия, а потом санкции после начала СВО препятствуют развитию заведения. Однако директор кинотеатра Алексей Бочкарников, возглавивший его в 2019 году, верит, что «Удокан» ждет светлое будущее. Редактор «Чита.Ру» Андрей Козлов побеседовал с Бочкарниковым о том, что изменилось с 2019 года, почему в кинотеатре продают одежду и почему «Чебурашка» — космический фильм.

Ниже приводится отредактированная расшифровка «Редколлегии» от 28 сентября.

«Мы были очень успешным предприятием»

Давайте вспомним то, что было 5 лет назад, до пандемии и до специальной военной операции, и сравним с той ситуацией, которая сейчас.

— Если проанализировать 2019 год, с того момента, как я начал работать в кинотеатре, конечно, ситуация кардинально поменялась и поменялась совершенно в такую негативную сторону. В 2019 году мы работали со всеми крупными прокатчиками, это Walt Disney, Universal и так далее (после начала специальной военной операции кинокомпании Walt Disney Pictures, Warner Bros., Sony Pictures и другие голливудские студии ушли с российского рынка. — Прим. ред.). В Москве были представительства всех этих компаний, заключался прямой контракт, и мы по договору брали фильмы.

Вы брали за деньги фильмы у них?

— Не совсем так. Мир кинобизнеса устроен следующим образом: мы заключаем договор на показ того или иного фильма, в котором прописаны очень четкие условия — когда мы его показываем, в какой час, сколько сеансов, и по прошествии недели мы 50% сбора за этот фильм перечисляем прокатчику, остальное оставляем себе, это так работает во всём мире.

И вы сами могли выбирать, что показывать у себя в кинотеатре? Вам никто не диктовал этого?

— Никто не диктовал. Мы должны попасть в 100 баллов, то есть взять именно те фильмы, на которые пойдут зрители.

Вы ориентировались на сугубо коммерческую составляющую по большому счету?

— Конечно, мы не получаем никаких субсидий. Как сами заработали, так, соответственно, и расходуем, и содержим предприятие.

Но вы муниципальное предприятие, вы мэрии принадлежите. В те времена вам мэрия говорила, что брать, а что не брать, или просто «делайте что хотите»?

— Ну определенная политика в этой области, конечно же, имеется. Мы работаем с комитетом культуры, согласовываем с ним все наши планы. Но по большому счету, конечно, мы политику сами определяем.

Вы были коммерчески успешным предприятием в 2019 году?

— Мы были очень успешным предприятием, более того, кинотеатр «Удокан» в номинации однозальных кинотеатров занимает в Российской Федерации первое место по сборам и зрителям.

И вы тогда были, и сейчас остаетесь?

— Да.

А почему так получилось?

— Наверное, множество обстоятельств этому способствовало. Вообще, кинотеатров таких, как мы, однозальных, 1200 примерно по всей стране, а всего около 7000. Число их постоянно меняется, какие-то входят в строй, какие-то выбывают по разным причинам. Мы работаем все в единой базе, каждый проданный билет в онлайн-системе тут же фиксируется. Это самый прозрачный бизнес. Соответственно, прокатчик, тот, кто нам дал фильм, ежесекундно видит, сколько фильм заработал денег. Поэтому можно по всему миру отсечку очень четко отследить, сколько фильм заработал.

Алексей Бочкарников руководит кинотеатром с 2019 года и застал «Удокан» еще прибыльным предприятием
Источник:

Мир изменился, но зритель есть

Что сейчас происходит?

— Сейчас мир кинобизнеса очень сильно изменился именно в России, всё стало работать несколько по-иному. Основная проблема: ушли западные прокатчики, а российских фильмов в том объеме, который нам необходим, нет, их очень мало. Причем мы должны понимать, что процесс создания фильма очень долгий: надо сшить костюмы, изготовить декорации и написать качественный сценарий. Чем мы сейчас страдаем, у нас очень мало качественных сценариев и сценаристов. Если в других странах это целый процесс, огромное количество людей занимается этим и всё поставлено на поток, у нас, к сожалению, не развивается эта история.

То же самое было в Советском Союзе, а потом всё разрушили.

— Да, было несколько киностудий, где работало большое количество мастеров своего дела, потому что написать сценарий — это тот же труд писателя, по сути дела. Если этот процесс, как сейчас, мы ускоряем и делаем быстро, получается не очень качественный продукт.

А где вы берете фильмы сейчас? Также у прокатчиков, только у отечественных?

— Конечно, у нас остались отечественные прокатчики, мы берем так же фильмы. Просто ярких топовых фильмов очень мало, но вот открытие года — это «Чебурашка» (6+), безусловно, просто какой-то космический фильм. Его можно сравнить, наверное, с «Движением вверх» (6+). Тот фильм в прокате был около 2 месяцев, и «Чебурашка» был более 2 месяцев, и люди шли.

Хорошо, есть отечественные прокатчики, которые поставляют вам отечественные фильмы. Но есть, например, фильм «Барби» (12+). Он как оказался на экране?

— В данном случае идут механизмы параллельного импорта. Есть российские компании, которые этим занимаются.

Мы взяли 2019 год, успешный для вас, как я понимаю. Были залы полные практически на всех сеансах, вечерних точно?

— Да.

А сейчас?

— Подчеркну, что есть фильмы коммерчески успешные и интересные, зрители, люди на них идут. Есть такое понятие у киношников — «хороший сарафан», когда человек выходит из зрительного зала, фильм ему понравился, естественно, он говорит: «Сходите все, посмотрите», соответственно, зрители идут. А бывает, что фильм не интересен, я думаю, почему мало зрителей, смотрю и вижу, что действительно слабый фильм, неинтересный сюжет или очень непродуманный, и таких фильмов очень много, к сожалению.

А сейчас у вас залы заполнены на вечерних сеансах?

— Сейчас зритель есть, скажем так.

Но не заполнены, как раньше?

— Да.

Вы остаетесь коммерчески успешным предприятием или уже нет?

— В этом году мы получили прибыль, в прошлом — нет, к сожалению.

А в позапрошлом? Вы там вообще стояли, видимо?

— Мы в пандемию стояли 4 месяца фактически, это была тяжелейшая история, людям платили по среднему. Спасибо нашему замечательному правительству, они поддержали, каждому кинотеатру выделили субсидии. Если этого не делать, представляете, огромное здание, сколько там необходимо за коммунальные услуги, за охрану, — очень большие расходы.

Вам людей удалось сохранить в кинотеатре?

— Коллектив полностью сохранился. Естественно, кто-то уезжает, кто-то ушел на спецоперацию, у нас два таких человека есть, но большая часть коллектива осталась.

Сейчас в кинотеатр люди ходят меньше, но коллектив «Удокана» старается с этим бороться
Источник:

«Мы сами выбираем»

Я правильно понял, что вы сами отсматриваете все фильмы и сами выбираете, что прокатывать?

— Да. Кинотеатры работают по следующему принципу. Либо они включаются в сеть определенную, условно, сидит головной офис в Москве или в Петербурге и делает сетку на все свои кинотеатры, и там просто, как данность, уже это просто приходит на экран, за это, естественно, кинотеатр платит этой компании. А мы относимся к тем кинотеатрам, их не так много, но они есть, кто сам формирует это, заключая договоры, общаясь с прокатчиками, дистрибьюторами и эту политику выстраивая с ними. Мы сами выбираем.

Какие самые популярные фильмы были в этом году с точки зрения коммерческой, естественно, успешности?

— Это очень просто. «Чебурашка» — это топ, прямо первое место, и «Вызов» (6+). Эти два фильма, конечно, такие, мощные, базисные.

А то, что сейчас идет? «Барби» как смотрят?

— Хорошо смотрят.

Но не на уровне того, о чем вы говорите?

— Нет, безусловно. Но тут еще одна история: рекламы этих фильмов нет, поэтому, может быть, кто-то и не знает.

Почему не все новые фильмы показывают в кинотеатре?

— Вообще, кинотеатр «Удокан» может в день показать максимум семь фильмов по хронометражу, но есть же договорные обязательства, какие-то фильмы нам надо на два сеанса ставить или три, соответственно, от пяти до трех фильмов в день мы можем показать. Мы когда собираем те картины, которые поступят к нам в прокат, мы смотрим, что войдет, что не войдет, от чего-то приходится отказываться, к сожалению.

Как «Удокан» пытается выжить

Насколько при выборе фильмов вы опираетесь на какую-то идеологическую составляющую, на мнение того же федерального Минкульта? Вот по «Барби» у него было негативное мнение (Минкульт отказался выпустить в прокат «Барби» путем введения принудительного лицензирования, отметив, что картина не отвечает задачам «по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей». — Прим. ред.). Вы учитываете это?

— Безусловно, учитываем, мы всю информацию смотрим, читаем, изучаем, но тут есть один немаловажный фактор. У нас же есть интернет, на торрентах можно скачать любой фильм. Поэтому мы ставим в прокат фильмы для того, чтобы предприятие жило. Нам надо платить зарплату, коммунальные, охрану и так далее. Штат достаточно большой в «Удокане», хотя он уже оптимален, но объект большой. Соответственно, если мы будем ставить коммерчески неуспешные фильмы, мы через месяц можем закрыться.

А вам может кто-то запретить показывать какой-то фильм?

— Да, любые органы, Минкульт тот же.

А если вы посмотрите какой-то фильм, на выбор может влиять ваше восприятие этого с точки зрения национальных интересов?

— Конечно, безусловно.

Насколько остается современным оборудованием в «Удокане» сейчас, то, что касается видео, звука и так далее?

— На данный момент оборудование у нас очень хорошее: серьезный проектор для больших залов, в принципе модели современнее уже вышли, конечно же, но он актуальный; звук мы устанавливали в 2020 году, его монтировала московская компания, это звук JBL полностью, 50 колонок по всему залу Dolby atmos. Это современное топовое оборудование.

Можете ли вы сравнить свое оборудование и свой уровень показа с другими кинотеатрами в Чите?

— Прежде всего, что нужно для кино? Для кино нужен большой экран, когда в зале экран не таких больших размеров, восприятие немножко иное. Для хорошего качественного звука тоже нужен объем, большой зал, чтобы эхо летало, чтобы голоса слышны были хорошо, не просто громко, а качественно. Поэтому у нас зал актуальный, и он изначально же как кинотеатр строился, всё продумано в нем с этой точки зрения.

Вы лучший кинотеатр в Чите?

— Мы лучшие однозначно.

«Удокан» давно стал визитной карточкой Читы
Источник:

Я последний раз был в «Удокане» на одном из показов российского фильма на Забайкальском международном кинофестивале. Мне показалось, что сиденья немножечко подушатанные.

— Да, когда ремонт в 2020 году проводили, заменили три ряда кресел, и в планах, конечно, поменять их целиком. У меня уже даже есть предварительные договоренности с фирмой-поставщиком, которая делает очень качественные изделия. Но пандемия и сегодняшняя ситуация пока не дают нам возможности приобрести полностью комплект, но мы к этому идем.

Сколько стоит замена всех кресел?

— Сейчас примерно одно кресло стоит от 15 до 25 тысяч. А мест у нас 572. Плюс монтаж, плюс доставка. Это достаточно большое и затратное мероприятие. И плюс, пока будет монтаж, кинотеатр же закроется, работать не сможет, соответственно, это те же убытки.

Чем вы еще зарабатываете, кроме показов фильмов? У вас проходят выставки одежды. Насколько это критично необходимо и целесообразно?

— Лучше, когда идет какое-то движение. Выставки, ярмарки изредка проходят, ничего страшного в этом нет. Они постояли неделю, уехали. Нам же нужно, еще раз подчеркиваю, платить заработную плату. Если на фильмы ходят плохо, мы должны показывать прибыль и людям платить.

Вы говорите, что люди стали меньше ходить. Как изменилось за эти 5 лет отношение читинцев к кино?

— Объективности ради, можно сказать, что развились же онлайн-кинотеатры. Например, даже у меня дома подписка на три, по-моему, кинотеатра. И фильмы в онлайн-кинотеатре выкладывают очень быстро, цифровое окно очень маленькое. Поэтому большинство предпочитает, конечно, смотреть дома на диване, и люди стали ходить за пандемию и с начала спецоперации, конечно, меньше в кино. Это наша проблема. Мы стараемся ее решить. Во-первых, у нас хорошая SMM-менеджер, которая работает в соцсетях очень активно. Объединяемся с другими компаниями, проводим различные акции для того, чтобы привлечь зрителей. Ну и стараемся создать максимально комфортные условия: у нас всегда идеально чисто, у нас такого быть не может, чтобы было грязно, всегда стараемся, чтобы хороший ассортимент в буфете был, вкусный попкорн.

Какое будущее у кинотеатра «Удокан»?

— Конечно же, светлое, это путь вперед, потому что сейчас хорошая тенденция — нужно снимать много российского качественного кино.

Источник:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
60
ТОП 5
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Почему хочется бросить читать в Чите? Колонка книгоголика
Алексей Го-шин-тан
Мнение
Ну и как ходить по этому льду? Коллапс в Чите из-за снега продолжается
Елена Раздобреева
Редактор
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления