Кто бы не хотел хотя бы ненадолго вернуться в прошлое и снова увидеть своего любимого плюшевого зайку, оловянного солдатика или машинку? Забавы в нашем детстве были простые. Кроме игрушек — прогулки с друзьями во дворе, полчаса мультфильмов в рубрике «Экран — детям» на Читинском телевидении (тогда еще в черно-белом формате) да радиопередачи. Ну а те, у кого были катушечные или, как их еще называли, бобинные магнитофоны, могли не только послушать композиции из личной библиотеки, но и развлечься записью собственных аудио.
Редакция «Чита.Ру» и фотокорреспондент Евгений Епанчинцев продолжают проект «О чем молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
Да-да, именно из таких магнитофонов звучали на каждом углу песни Аллы Пугачевой, групп «Пламя», «Веселые ребята», Beatles и даже запрещенного в СССР Владимира Высоцкого. На фотографии выше — мой двоюродный брат Павлик, главная фотомодель, на которой я отрабатывал технику репортажной съемки. Держит в руках микрофон, подключенный к «Брянску», и читает стишки.
Я тоже пользовался этой функцией устройства, но по-другому. Эра видиков тогда только-только набирала свои обороты, у нас его не было, и я записывал звук со своих любимых фильмов, вроде «Операции „Ы“ и других приключений Шурика», а затем десятки раз переслушивал. Таким образом можно было сделать запись не только с телевизора, но и с радиоточки или другого проигрывателя. Присоединялись устройства друг к другу через специальный шнур.
По габаритам, а в нашем случае еще и по внешним признакам, бобинный магнитофон был сравним с небольшим чемоданчиком. При включении магнитная лента, на которую была сделана запись, перематывалась с одной катушки на другую, электрический ток проходил через усилитель и выходил из колонок уже в виде звука. Искать нужную песню или отрывок записи приходилось вручную. Если лента вдруг рвалась, ее края можно было склеить. Мы делали это с помощью 70-процентной эссенции уксуса или лака для ногтей, но существовали и другие способы. На месте склейки появлялся небольшой провал в звуке.
Вообще-то бобинный магнитофон мог себе позволить далеко не каждый. Мама в свое время сумела обменять на него другой дефицитный товар — так и в нашей семье появилось это чудо техники, модель «Брянск» 1968 года выпуска. Вокруг него ходило немало разговоров, многие жаловались на сомнительное качество аппарата. А в журнале «Крокодил» в 1970 году даже публиковали целый разворот с псевдорекламой магнитофона в сатирической манере. Всё в духе: «Покупайте магнитофон „Брянск“! 10 000-й покупатель получит в подарок магнитофон „Днепр“!»
Мне же с этой критикой согласиться сложно. Наше музыкальное устройство работало исправно и ни разу не ломалось. Более того, до сих пор старичок «Брянск» лежит у меня в гараже и, если присоединить его к розетке, способен порадовать своим (хоть, по нынешним меркам, и не самым чистым) звучанием. Так что вид его — на полочке и на фотографиях — навевает на меня только теплые воспоминания. А какие раритетные вещи уносят вас в детство и юность?