Экология Сотни пожаров под Черновскими

Сотни пожаров под Черновскими

В заброшенном карьере мы нашли кристаллы самородной серы. Они здесь кристаллизуются прямо на сухих стеблях и листьях растений.

Если поедете ранним зимним утром в аэропорт Читы, обязательно поглядывайте на обочины. Вы увидите клубы пара, похожие на дым от горящих свалок. На деле здесь под землёй при высокой температуре, доходящей до 500 градусов, горит уголь, выпуская удушливые пары серной кислоты и угарного газа.

Кажется, что под землёй прорвало канализацию, а на поверхности почва становится рыхлой и очень тёплой. Из-за пара снег тает и образует форму конусов. Повсюду видны трещины, ямы-воронки будто проваливается земля. Рядом есть асфальтированная трасса, по которой обычно едут из аэропорта в город — славится она тем, что разрушается быстрее обычного. Например, в 2014 году к проведению «Студвесны стран ШОС» тут уложили свеженький асфальт, но уже сейчас видно, что на нем появились свежие трещины из-за подземного пожара прямо под дорогой.

Бурый уголь Черновских

В этих районах ещё в начале XX века начали разрабатывать Черновское месторождение бурого угля. Особенно активная эксплуатация месторождения началась в 1907 году, когда у Забайкальской железной дороги появилась потребность в топливе. Энергетические свойства углей вполне устраивали потребителя. В результате геологической разведки всего в районе Черновских было найдено 10 пластов угля, но промышленное значение имели лишь пласты №3, 6 и 7. Главный из них был №3 — эксплуатация месторождения началась с его разработки открытым способом.

Позже началось строительство шахт и переходов на подземную добычу. Появились шахты «Торм» в 1931 году, «Кадала» в 1940 году, «Малютка» в 1946-м, шахта «Объединенная» в 1940-м,«Восточная» в 1950-м и ещё несколько других. Открытые работы по пласту №3 возобновились в 1957 году на Западно- Черновском разрезе, где применялись высокопроизводительные для того времени экскаваторы, буровые станки и бульдозеры. Но к середине 80-х техника отработала основные запасы и эксплуатация Черновского месторождения была прекращена. Сначала закончилась подземная добыча угля, а через 5 лет и разработка открытым способом.

1 из 3

Казалось бы, месторождение прекратило своё существование, но пласты по флангам остались рабочими по сей день. Сегодня мелкие частные организации или местные жители ближайших посёлков на этих участках добывают уголь. Он маломощный, но в нынешних экономических условиях и такие пласты стали выгодными. Один из недропользователей — компания «Забуголь» — ведёт добычу угля как раз неподалёку от аэропорта.

По наблюдениям младшего научного сотрудника Читинского института природных ресурсов, экологии и криологии Романа Филенко, уже в начале 2013 года заброшенные угольные карьеры стали дымить, это подтверждают и рабочие из добывающей компании. После отработки в конце 80-х, угольные карьеры были не рекультивированы (процесс восстановления карьера после работы, засыпка, посадка растительного слоя, — авт.) должным образом. При выходе угольного пласта на поверхность началась банальная химическая реакция окисления углерода с образованием углекислого газа и выделением тепла.

«Часть тепловой энергии рассеивалась, а остальная накапливалась под землёй. В результате произошёл самонагрев и самовозгорание угля, только он на самом деле не горит, а тлеет при высокой температуре», - рассказывает Филенко.

Сейчас угледобывающие компании и местные жители переместились на новый участок недалеко от взлётно-посадочной полосы и нефтебазы. Если забросить и его, то там по прогнозам ученого в последующем могут также загореться угольные пласты, что чревато самыми опасными последствиями.

1 из 5

Второе место, где горит уголь под землёй, расположено в заброшенном теперь тупике железной дороги около так называемых «Черновских озёр» в районе станции Черновская. Это Черновские копи – место, где раньше шахтным способом добывали уголь, а теперь площадь похожа на степь с котлованами, заполненными водой. В 2013 году распоряжением правительства России строительство обходного пути Читинского железнодорожного узла в виде 27-километровой однопутной линии от станции Черновская до станции Антипиха было внесено в схему территориального планирования РФ.

«Проблема в том, что дорога эта может пройти как раз над пластами угля, поэтому как и вышеупомянутая асфальтированная окажется недолговечной и небезопасной. Там, где должна быть железная дорога придётся уголь просто выбирать, заливать специальным составом, засыпать глинистыми породами, чтобы не проникала вода и кислород. В случае если этого не сделать последует процесс самовозгорания и дорога будет недолговечной», - рассказывает учёный.

Третий участок, где горит уголь, мы нашли на свалке у посёлка. Внизу карьера видно, что уголь продолжают добывать с помощью бульдозеров, а жители копают его лопатами. О резком запахе серы никто не думает, ссылаясь на горящие помойки.

Сама себе лаборатория

В трещинах, откуда идёт пар даже зимой можно увидеть мхи, которые любят углекислый газ. На поверхности подземных пожаров можно обнаружить много интересных минералов, которые образовались на наших глазах в результате подземного горения. В заброшенном карьере мы нашли кристаллы самородной серы. Они здесь кристаллизуются прямо на сухих стеблях и листьях растений. Из горячих струй образуется основная масса сульфатов алюминия и аммония, в виде корок.

«На поверхности в зимнее время в небольших количествах наблюдается и нашатырь в виде мелких кристалликов. Здесь же на поверхности в глинистом субстрате был обнаружен редкий минерал – «розенбергит». Он выглядит как белое или бежевое выделение, которое в отличие от большинства новообразованных минералов в воде не растворяется. Это первая находка розенбергита в России и третья в мире», — подчёркивает научный сотрудник.

Тут же можно найти колонии грибов и бактерий. Роман Филенко рассказывает, что среди них учёные в одной из экспедиций нашли и выделили группу термофильных грибов, любящих жить в экстремальных условиях.

По данным геологических отчетов, в полутора километрах к западу от посёлка Рудник Кадала уголь с переменной интенсивностью горит уже как минимум 50 лет. В 1960-е годы уголь горел в Кадалинском карьере — это восточный фланг месторождения и на поле шахты «Объединённая». Следы старых пожаров легко различить по розовому цвету обожжённых осадочных пород. Похожие имеются рядом на Красной Горке – уникальном объекте палеонтологии в 15 километрах от Читы. Там лежит много обгоревших глиняных пород розоватого, красного цвета, с отпечатками, оставленными 140-150 миллионов лет назад. Все породы, в том числе и пласты угля, сформировалась там в юрский период, потом произошло подземное естественное возгорание углей и глина превратилась в обожжённые плиточки с уникальными отпечатками крыльев насекомых, цветов и папоротников.

Угольное головокружение

Разнообразные ландшафты Черновских копей только издали кажутся безобидными. Выгорающий на глубине уголь делает почву нестабильной, поэтому, гуляя по таким полям, можно провалиться и получить ожоги. Острый запах серы и других веществ в воздухе после прогулки выбьет вас из рабочего состояния – голова будет нещадно раскалываться, могут возникнуть приступы тошноты и даже озноба. Это отравление.

Несмотря на это, почти 10 лет горящие залежи угля оставались незамеченными местными властями, пока на них не обратили внимание учёные и общественники из Гринпис России. В конце ноября 2015 года руководитель пожарной программы Григорий Куксин приехал в Читу, чтобы посмотреть на горение по остаточным залежам месторождения. Вместе с ним на место у аэропорта «Кадала» приехали сотрудники краевого МЧС, регионально министерства природных ресурсов, прокуратуры и представители «Забугля». Куксин замерил температуру в трещинах — в отдельных очагах на небольшой глубине она достигла 300 градусов. Учитывая, что на улице было под 30 градусов мороза, скорее всего уголь на глубине раскалён примерно до 500 градусов.

1 из 2

«Подземные пожары, как торфяные, так и угольные, выглядят безобидно и не представляют существенной угрозы до поры до времени. К сожалению, существует масса примеров, когда бездействие приводило к проблемам, вплоть до эвакуации населения. Если пожар не тушить, то он может обрушить, например, автомобильную дорогу. Дым токсичен, выделяется много угарного газа и прочей органики. Если население и дальше будет этим дышать – полезного мало», - сказал Куксин, уточнив, что ликвидировать проблему нужно вовремя, пока она не докучает, как в соседних регионах.

Представители «Забугля» увидели в этой идее свой интерес и предложили участвовать в тушении и предоставить свою технику, но взамен использовать уже ненужные в промышленном масштабе залежи угля. «Просто так оплатить их работу для региона может быть затратно. Поэтому нужно работать совместно – пожарные умеют тушить, но не имеют экскаваторной техники, бульдозеров, чтобы вскрыть горящие пласты, а добывающие предприятия не знают, как бороться со стихией, более того, у них нет возможности подавать большое количество воды», - поддержал идею Куксин.

1 из 3

Замминистра природных ресурсов Забайкалья Пётр Павленко уверил собравшихся, что меры будут приниматься, ведь рядом есть стратегический объект - аэропорт. Немного подумав, Павленко добавил, что до этого ни его министерству, ни МЧС не было известно о том, что происходит здесь под землёй почти с десяток лет. «Когда к нам эта информация поступила, я собрал все контролирующие органы, но они убеждали меня, что всё это неправда. На самом деле факт есть, теперь он зафиксирован», - сказал замминистра.

В итоге собравшиеся решили, что участок нужно срочно оградить и подумать о введении здесь режима ЧС, собрать городскую комиссию по чрезвычайным ситуациям, взять пробы выбросов вредных веществ в воздухе, запросить требования Роспотребнадзора и разрабатывать проект по ликвидации пожаров. Стоимость такого проекта сложно просчитать, поскольку неизвестны масштабы горения, но думается, что он влетит власти в копеечку.

Карьер из-за своей приближённости к аэропорту часто становился первой достопримечательностью Читы, которую показывали туристам. Только прилетел в город, и сразу же становишься свидетелем горящей под землёй породы. Если рассказчик хорошо знает историю города, то путешествие обрастает легендами о Черновских копях и шахтах прошлого века. Предположить, что пласты дальше не смогут увлекать туристов и будут стёрты с лица земли, почему-то сложно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления