Экономика Трудно быть фермером

Трудно быть фермером

Евгений Бондарович построил ферму в 2013 году. Проблемы начались сразу после смены региональных властей.

Евгений Бондарович построил свою ферму в 2013 году. С тех пор в некоторых читинских сетях можно найти сыр и йогурт от читинского производителя. Но малый бизнес, как и сельское хозяйство, в нашем регионе испытывает чудовищные проблемы. У Бондаровича они начались со сменой региональных властей.

За воротами

Нас встречает местный разнорабочий Игорь, который показывает территорию фермы. Она относительно небольшая, здесь расположены сыроварня, коровник (там же расположена доильня — Н.И.), и сторожка для рабочих. Здесь же, недалеко от большого ангара, стоят несколько боксов для новорождённых телят. Тут они живут какое-то время, после чего их переводят в другое, более тёплое строение за фермой.

Игорь, разнорабочий фермы
Боксы для новорождённых телят
Боксы для новорождённых телят
Боксы для телят
1 из 4
Игорь, разнорабочий фермы

— Этим вот 4 дня, — рассказывает Игорь, подведя нас к боксам. — Внутри там резиновый коврик специальный и сено.

За территорией базы - большое поле, на котором со дня на день начнут косить траву для заготовок на зиму. В скором времени на ферму должны привезти и сено.

Жилой ангар и помещение для дойки чистят ежедневно — соблюдение санитарных норм.

— Коров мы выгоняем на пастбище и чистим всё: саму ферму, робота-доильщика, другие помещения. Это обязательное требование.

Корова
Коровы
1 из 2
Корова

Всего на ферме сейчас 87 взрослых коров и 21 голова молодняка. Дойных коров 68. Для производства сыра такого количества животных хватает.

— Молоко поступает прямо из робота в этот резервуар, который поддерживает необходимую температуру. Отсюда оно уже подаётся на сыроварню, или же заправляется в молоковоз и отправляется на Читинский молокозавод, — говорит Игорь.

Резервуар для молока
Помещение доильни
Робот-доильник
1 из 3
Резервуар для молока

Коров сюда завезли в 2013 году из Красноярска. Их порода даёт хорошее количество молока. Растёт поголовье за счёт быка-производителя Бори, который будто стыдливо прячется среди коров.

В сыроварне

Всё это в скором времени может пойти крахом. Коров порежут на мясо, а саму ферму отдадут тому, кто будет готов купить. Пока что это самый вероятный выход из ситуации, который сложился из-за многомиллионной задолженности банку по кредитам.

Несубсидируемая мышеловка

По словам главы предприятия Евгения Бондаровича, с 2003 по 2013 годы в регионе исправно работала программа по субсидированию техники и оборудования.

— С 2003 года я этим занимаюсь, и с 2003-го по 2013-й годы никаких проблем не было. С 2011 по 2014 годы мы брали в банке кредиты на общую сумму 27 миллионов на покупку техники, оборудования, который частично также должны были просубсидировать из краевого бюджета. Субсидии поступали по мере платежей в банк, но прекратились в 2014 году. Как мне пояснили, постановления правительства принимались на год, как и бюджет. Предыдущая власть знала, что надо платить, а нынешняя закончила это дело. В прошлом году заявили, что до 2012 года всё заплатят, а позже не будут, — говорит он.

Он рассказал, что всего из бюджета компания недополучила около 9 миллионов рублей, из-за чего возникли долги перед банком. С 2013 года начислили 5,5 миллиона рублей процентов. Общий долг на данный момент составляет более 22 миллионов рублей.

- То есть брали мы два кредита на 10 миллионов и один на 7 миллионов. В итоге от первого осталось погасить 3 миллиона, второй мы не погасили, от третьего осталось так же 3 миллиона - вот и получается 15 миллионов непогашенных кредитов и 5,5 миллиона процентов, - говорит Евгений.

Сельхозтехника

— Банк ищет покупателя на долги. Если они никого не найдут, то всё выставят на продажу.

По его словам, ситуация не была бы безвыходной, если бы производство работало на полную мощность, но сегодня ферма перерабатывает только 25-30% своего молока. Остальное отправляется на Читинский молокозавод.

— Рекламы нет, заказы небольшие. Одно за другое цепляется, — говорит Бондарович.

Другой выход — богатый соинвестор, который будет готов вложиться в предприятие. Но пока с этим глухо.

После нашей первой публикации о возникших на шишкинской ферме проблемах Бондаровича вызвала к себе заместитель министра экономического развития региона Евгения Шулимова. Она сообщила, что после встречи с Бондаровичем доложила о ситуации министру, который в свою очередь пообещал разобраться с ситуацией. В частности, пообещал провести переговоры с министерством сельского хозяйства. О результатах переговоров Шулимова пообещала сообщить на следующей неделе.

— Моя позиция всегда была однозначной: мы за каждого предпринимателя и за каждое предприятие должны биться. У нас их не так много, — сказала Шулимова.

Внимание минэкономразвития к загибающемуся от долгов предприятию похвально, но, как бы не случилось так, что внимание это оказано слишком поздно. Долг у фермы Бондаровича растёт с каждым днём, и если не принять экстренных мер, регион потеряет одного производителя, с которыми крае дефицит.

В сухом остатке мы имеем постоянные заявления региональных и федеральных властей о необходимости поддерживать малый и средний бизнес и сельское хозяйство, а на деле - типичное «на словах ты Лев Толстой». Ведь долги предприятия Бондаровича копились не день и не два, а поддержки как не было, так и нет. Да и появится ли?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления