Экономика Т и Ц сидели на трубе — Т упала, Ц пока держится

Т и Ц сидели на трубе — Т упала, Ц пока держится

В России пророчат банкротство каждого второго торгового центра. А как в Чите?

В Чите сегодня работают 37 торговых и торгово-развлекательных центров

Телеканал «Известия» со ссылкой на Российский совет торговых центров в конце ноября 2022 года сообщил, что в стране на продажу выставлено около 200 ТЦ, а обанкротиться рискует чуть ли ни каждый второй молл. Тут, конечно, многое зависит от географии, профессионализма менеджеров, объема опустевших помещений и еще ряда факторов. Но наметилась тенденция. В Чите пока официально о продаже торговых центров неизвестно, а единичные слухи о том, что некоторые крупные бизнесмены избавляются от прибыльных или не очень площадей, не находят своего подтверждения. Так или иначе мы решили спросить самих игроков рынка.

Но для начала немного вводных данных и статистики, которую предоставила пресс-служба Министерства экономического развития Забайкалья. По данным ведомства, в Чите сегодня работают 37 торговых и торгово-развлекательных центров. Сколько на их территории сейчас торговых точек, министерству неизвестно, при этом отмечается, что площадь, пригодная для аренды во всех ТЦ края, за последний год выросла на 1% и составила 180,3 тысячи квадратных метров.

В министерстве отдельно отмечают, что количество субъектов малого и среднего предпринимательства в крае, если взять цифры из единого реестра по состоянию на 10 ноября 2022 года, равняется 25 565 единицам, что на 215 больше, чем на тот же период 2020 года. То есть и количество бизнесов, и площадь ТЦ пусть медленно, но растет. Но это отнюдь не значит, что внутри самих торговых центров происходит то же самое.

По словам управляющего директора торгового центра «Столица» Станислава Бурлакова, ощутимые проблемы у владельцев ТЦ в Чите, да и вообще по всей стране начались во время пандемии коронавируса. Существенно снизился и трафик посетителей, и их платежеспособность. Возникли тогда проблемы у арендаторов торговых площадей: с закупками товаров, внесением арендных платежей. Часть из тех, кто не смог платить, ушли, многие просили снизить стоимость аренды. Стали образовываться вакантные площади.

— Как таковой стабилизации не произошло и до сих пор. Просто мы свыклись с этим, подстроились. То у нас пандемия, то теперь специальная военная операция. Мы уже ничему не удивляемся и продолжаем работать. Даже, можно сказать, в 2022 году идет и ухудшение по сравнению с тем же 2021-м, когда была просто пандемия. Если брать обороты крупных арендаторов за прошлый год и сравнивать с периодами текущего, то процент просадки идет где-то на уровне 25–35%. Не беря уже во внимание допандемийные показатели. Связано это с тем, что на фоне СВО пошел удар по экономике. Многие бренды, многие фирмы, многие поставки и многие логистические схемы прекратили существование. Соответственно, нужно было искать новые пути, заработал параллельный импорт и прочее, — объясняет Станислав Бурлаков.

При этом государство именно самим торговым центрам помогать не спешит. Бизнес, которым по ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) занимаются владельцы ТЦ, в категорию наиболее пострадавших от пандемии не попал.

— На данном этапе владеть торговым центром в России не очень выгодно. Посмотрите практику по стране, сколько ТЦ выставлено на продажу, сколько банкротится. Но нам в регионах проще из-за того, что у нас относительно маленькие торговые центры, нет миллионного населения, как в больших городах, нет многих иностранных брендов, которые ушли, из-за чего крупные моллы получили много пустующей площади. Нам в небольших городах чуть-чуть попроще. Но суть та же. И такая ситуация одинакова для всех наших коллег в Чите, с которыми мы общаемся, — заключает Станислав Бурлаков.

В мае 2022 года на «Чита.Ру» выходил текст, в котором мы рассказывали о владельцах ряда крупных торговых центров столицы Забайкалья.

Директор другого читинского торгово-развлекательного центра «Подсолнух» Евгений Фомин согласен, что прогнозы Российского совета торговых центров, озвученные «Известиями», недалеки от истины.

— По поводу каждого второго [на грани банкротства] я не скажу, но точно знаю, что у нас в Чите не очень хорошо складываются дела, даже если взять элементарно наш торговый центр. Надо понимать, что часть арендаторов ушла, часть испытывает определенные трудности, потому что денежная масса однозначно сократилась. Люди в большинстве своем теперь стараются тратить заработанные деньги в основном на повседневные товары первой необходимости, — комментирует Фомин.

Он считает, что до 2019 года ситуация на рынке была более-менее стабильна, хоть и наблюдались некоторые проблемы еще даже до пандемии:

— Сейчас же федеральные сети очень слабо развиваются. Поэтому приглашать кого-то к себе на площадку стало гораздо тяжелее. Приходится идти на определенные уступки в денежном выражении, предлагать более низкую арендную ставку.

После начала специальной военной операции из России ушли многие иностранные бренды. За примером далеко ходить не нужно. Скажем, из крупного торгово-развлекательного центра «Макси» в Чите вдруг исчезли такие гиганты, как Reebok, Adidas, бренд косметики Sephora. Правда, вскоре после смены собственников или названий некоторые из них вернулись — Sephora вновь открылась под брендом «Иль де ботэ», а на месте отдела Reebok появился Sneaker Box, причем линейки продукции остались прежние. Только на месте отдела Adidas в «Макси» появился магазин домашней утвари.

— Российские сети пока дойдут до Забайкалья, знаете, сколько времени пройдет? Рынок на западе страны достаточно объемный, а им нужно его удовлетворить и съесть, как говорится. Но при этом не у всех есть производственные мощности, позволяющие насытить этот рынок одномоментно. Это большие трудозатраты и в производстве, и в поставке оборудования. Всё взаимосвязано. С учетом санкций сейчас много оборудования из европейских стран к нам просто не поставляется, как и запчасти к нему. То же швейное оборудование. А своего, к сожалению, у нас не так много, чтобы мы могли применять его в большом количестве. Поэтому инвесторы нужны, нужно свое производство развивать, в том числе в Чите, — уверен Евгений Фомин.

Сейчас с учетом снижения арендных ставок и ухода части арендаторов его торговый центр работает практически в ноль.

— Мы с Российским советом торговых центров (РСТЦ) тоже общаемся, я с Ириной Шинкевич знаком (руководитель организационного совета РСТЦ. — Прим. ред.). Честно говоря, они пытаются добиться какой-то помощи от государства в принципе, но, к сожалению, те, у кого указаны ОКВЭД 68.2 (аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. — Прим. ред.) основным видом деятельности, им почему-то никакой поддержки не оказывается, — недоумевает Евгений Фомин.

Однако, по его словам, о закрытии торгового центра пока речи не идет, ведь заморозка подобного по масштабам объекта недвижимости будет еще более невыгодным решением. Поэтому директор ТЦ планирует продолжать искать новых арендаторов, которые хотя бы позволят ему содержать торговый центр хоть с каким-то минимальным плюсом.

— По поводу закрытия торговых центров [в Чите] к нам в министерство информации не поступало. Вообще мы плотно работаем с бизнесом. Думаю, такие предприниматели сначала бы пришли к нам, рассказали про ситуацию. Как я говорил еще в начале своего пребывания в Забайкалье, мы всегда открыты. Любой предприниматель может рассчитывать на нашу помощь. Мы обсудим его проблему, вместе найдем решение, — высказался для «Чита.Ру» по теме министр экономического развития Забайкальского края Александр Бардалеев.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter