![](https://n1s1.hsmedia.ru/f8/5d/2c/f85d2c12641473b19c050777f5f80896/656x438_1:5723_57c9ee359dc6759d999e7d38a2292360@1200x800_0xOvrolz2X_2398193208672351697.jpg.webp)
Рост издержек, уход зарубежных компаний и западные санкции привели к заметным переменам в облике продуктов и товаров повседневного спроса. Конечно, с объемами и весом производители начали играть давно. Но в последнее время оптимизация приобрела невиданный масштаб. Наши коллеги из 74.RU прошлись по магазинам и посмотрели, как производители экономят на упаковках и фасовках, а также обсудили с экспертами, надолго ли этот тренд.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/65/a8/fa/65a8fa78888429bb9dca726558925178/656x438_1:5723_764c78673d0c9278a3ba9156609c086f@1998x1332_0xDcM1LhQK_1430346715225749160.jpg.webp)
Шринкфляция и что за ней стоит
Вместо литрового пакета кефира и молока — 0,9 л, вместо 200-граммовой пачки сливочного масла — 180 граммов: знакомая картина, не правда ли? Крынка сметаны с 350 и 250 граммов измельчала до 330 и 200 граммов. Усох батон хлеба — с привычных 350 граммов до 300 и даже 270.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/51/52/3d/51523dd507b40211721d96a86f673ffa/656x438_1:5723_d984ab3c30d1ab9bfa719e88b45ba625@2500x1667_0xiyAchpuK_4378464869027636355.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/90/8b/d8/908bd8b88933167c6f81b31fb8a52521/656x438_1:5723_2d98074ade39c8a42f93243d2e9e27c9@2500x1667_0xQ4077FdW_2598640260408950443.jpg.webp)
Майонез скукожился до 400, а то и 380 миллилитров. Не найти теперь пол-литра пивка для рывка — только 0,43–0,45 литра, а вместо полторашки предлагают 1,2–1,3 литра. Перечислять можно долго...
![](https://n1s1.hsmedia.ru/20/a3/ef/20a3ef702dbc86987e2438fcb26a8bfc/656x438_1:5723_4e1ce155bacfa80296a718714abcb3fb@2500x1667_0xBBYCFP9P_5017505974733710662.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6e/a4/1a/6ea41aba6fceb7da2c3b8dd660640e82/656x438_1:5723_8e507a5c91455353d8f1db135d184864@2500x1667_0xUzo998Kz_9445626232558534308.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f4/50/9b/f4509b60b8ec4fe087742e3e10709071/656x438_1:5723_41ae64ea2cb2db6e39d0b783e8b0d9ad@2500x1667_0xag07EY9y_8486751068763029615.jpg.webp)
На вид размер упаковки прежний, стоимость та же, но самого продукта или товара потребители в итоге получают меньше. Конечно, производители во всем мире время от времени снижают объемы упаковок. По словам экспертов, в России впервые это явление появилось после кризиса 2008 года. Новые волны возникают после очередных финансово-экономических потрясений.
Экономисты называют процесс снижения производителем объема упаковки шринкфляцией (от shrink и inflation, в переводе с английского языка — сжиматься и инфляция).
Чтобы не пугать покупателей повышением цены, производители и сети уменьшают объем, вес или количество товара в привычной упаковке, играют с миллилитрами и граммами. В общем, стараются сделать так, чтобы потребитель не ощутил изменений по стоимости. А российские покупатели, по словам экспертов, о-о-очень чувствительны к ценам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b8/5f/35/b85f351399095cdd1b8d72a8eda88c81/656x438_1:5723_455c580c29587db4db81d32d05f08095@2500x1667_0xCBsVwyH6_2870313688678875044.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/91/b7/1c/91b71cea1c1d6dbc559dc9787e786c49/656x438_1:5723_2d4c46a9ac6ab9c40188f9df96ed0d7f@2500x1667_0xR0afPUAI_3507847479572119771.jpg.webp)
По данным исследования GfK Rus, с 2012 по 2018 год производители товаров повседневного спроса сократили размер упаковок на 7–20%.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/78/3a/eb/783aeb13fd94293b7740493e16e78339/656x438_1:5723_655f338c745aaa1bcc18953a6c04f153@2500x1667_0xZ9Doo3VJ_3333458542159028345.jpg.webp)
Санкционная коллекция
Производители продуктов и товаров столкнулись с последствиями санкций весной прошлого года. В марте о приостановке работы в России заявил один из двух производителей асептической (для жидких пищевых продуктов. — Прим. ред.) упаковки Elopak. Появились проблемы с импортным сырьем у второго производителя — Tetra Pak. Остановил поставки крупнейший поставщик картонной неасептической упаковки Stora Enso (40–50% рынка). В итоге возник дефицит тары для пищевой и перерабатывающей промышленности.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/de/e1/3a/dee13a06c4a4b669992739a30c0a8152/656x438_1:5723_7d5566cebe440038857a2d2346b7a5d7@2500x1667_0xF437OjCy_9910546520624224065.jpg.webp)
В апреле ЕС запретил поставку в Россию полиграфического сырья и продукции. Оказалось, что краски и отбеливающие вещества для производства упаковки завозились из-за рубежа, а без них невозможно сделать прежний пищевой картон. С этой проблемой столкнулась в первую очередь индустрия напитков. Пришлось отказываться от красочных дизайнов или переходить на пластиковую тару.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a3/18/3b/a3183bbe7721dead26ba012ed02fc8b5/656x438_1:5723_cd85c5265e6114e42960baa2f4abb5fb@2500x1667_0xIeLplhuv_1552486634406238815.jpg.webp)
Так, производитель соков и детского питания «Сады Придонья» в мае прошлого года заявил, что на полках появятся продукты в новом минималистичном дизайне.
— Из-за санкций возникли серьезные проблемы с поставками в нашу страну сырья и необходимых материалов, в том числе некоторых видов картона, специальных лаков и красок. Использование меньшего количества красок для дизайна упаковки позволит обеспечивать бесперебойные поставки нашей продукции в торговые точки, — объяснили в компании «Сады Придонья». — Гарантируем, что качество продуктов внутри пакетов не пострадает, и это главное!
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bd/db/4a/bddb4a781264dbc0f135ed1ae95c2b7c/656x438_1:5723_c95657d5ec64e5a92e2135a59d1cb35c@2500x1667_0xgbsWTAeT_3087087993177771702.jpg.webp)
Производители отмечали, что такой дизайн — временная и вынужденная мера. Действительно, наш поход по магазинам показал, что кроме соков в светлых пакетах вновь появились яркие «досанкционные» упаковки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fd/22/9d/fd229d10c31339755d86d1d39b621dcb/656x438_1:5723_6bb038154bff1727967960ebc98a52b1@2500x1667_0xl0uyCWcl_1109680750066764640.jpg.webp)
От картона до пластика и обратно
Российские молочники разливают продукцию в разную тару — и картон, и бутылки. Но в последние месяцы полки супермаркетов заставлены именно пластиковой упаковкой.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a9/24/2c/a9242cac8ef869434b7d23717459f3b8/656x438_1:5723_31d13ba75a05ed8601f8873b8f235fc5@2500x1667_0xP2jNBQGJ_3137807829562872443.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/22/66/3e/22663ee8b1589ea87a1b335e4f6d822e/656x438_1:5723_7b53ce5e014251f7e7ac243362bc34c1@2500x1667_0xkIBAV0gn_2514216377475707864.jpg.webp)
— Производственные линии в Челябинской области настроены на картон. А с ним были перебои в летний период. На это время мы насытили рынок продукцией в ПЭТ-упаковке, которую производили на других производственных площадках, — подтвердил 74.RU коммерческий директор группы компаний «Российское Молоко» (Челябинский и Магнитогорский молочные комбинаты) Антон Блюмкин. — В настоящий момент вопрос с картоном полностью решен. Налажены все цепочки поставок с производителями, есть альтернативный производитель. Поэтому перебоя с картоном не будет.
Сейчас ведется работа по возвращению на полки продукции в картоне, добавил представитель ГК «Российское Молоко». Это поможет оптимизировать затраты и удержать цену.
Что говорят эксперты
Уменьшение объемов упаковки — мировая тенденция. Она направлена прежде всего на снижение полочной цены и, соответственно, увеличение доступности продуктов питания, считают в «Руспродсоюзе».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/83/cc/62/83cc62f7eba0fdda08222216778cba58/656x438_1:5723_1bee80ef89e78f3e70e26c58c31fa0db@2500x1667_0xjF33wgCu_8554753655145730409.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c9/51/dc/c951dcdfa3b1c39c2a0ccc30d7e99cb5/656x438_1:5723_52bfc77047ef4abcb84fc7ccc830a379@2500x1667_0xbDhEFx1t_1936933723004833415.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c3/55/72/c355726d38eba8cdbed8112f37b6e385/656x438_1:5723_edca28d836915062d3c8da5021eb9c38@2500x1667_0xbL3mbqGp_3697465695450979343.jpg.webp)
— Одна из ключевых причин — низкая покупательная способность населения при сильно растущих издержках производителей и себестоимости продукции, — объяснил зампредседателя правления Ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. — Производители не могут потерять продажи и отпугнуть покупателей ценой товара, иначе им придется закрывать свои заводы. Снижение доходов населения и невозможность повысить цены на товар вынуждает производителей снижать вес упаковки при сохранении цены товара. При этом производители не заинтересованы в необоснованном уменьшении упаковки. Чем меньше продукта производитель продаст, тем меньше выручки он получит.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9f/20/ea/9f20eaffa8909ce574bae15af1e9c442/656x438_1:5723_9b52c00542439bf4cb3d7429ec41553e@2500x1667_0xHX0NpV0m_9276219366799244774.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a8/5f/32/a85f32dccd86246891c6893dd9b8f66e/656x438_1_d86c509f66dca8f36b9e00faeb5388f0@2500x1667_0xPufiAL5e_1031584354795813262.jpg.webp)
Еще одна причина сокращения упаковок — урбанизация. По словам Дмитрия Леонова, это новый тренд. Времена, когда население закупало продукты объемными партиями впрок, прошли.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/29/28/da/2928daf0eb2c213daaecdacb656116d5/656x438_1:5723_758fa2f1d7bc645d1e31c719e0a568e1@2500x1667_0xKLx9HFro_7753534506306094953.jpg.webp)
— Сегодня покупатели чаще ходят в магазин, но покупают меньше. Как правило, речь идет о закупке продуктов на один/пару приемов пищи — обед или ужин. Для этого небольшой упаковки вполне достаточно, — продолжил представитель «Руспродсоюза». — И третий фактор, который тоже влияет на упаковку, — особенности той или иной категории. Так, небольшая фасовка распространена, если речь идет об экзотических или премиальных продуктах, объем потребления которых невелик.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/db/51/3f/db513ff663f37473658598a98b6f8b50/656x491_1:5723_722c8abb6a979e8a0a69380836f88f8c@1280x958_0xUzTFuG8W_1221498481537227852.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/94/09/1b/94091b61fae80bac02e8a0a8c8fd14f2/656x438_1:5723_ba969f81303bbfe12927d489faef52a1@840x560_0xdnZOmjec_6523261121176373398.jpg.webp)
В любом случае потребитель всегда должен видеть, какой объем товара он покупает. А производитель честно заявлять и указывать на упаковке, что вес или объем продукта уменьшился, отметил топ-менеджер «Руспродсоюза».
«Вес всегда должен быть написан на упаковке, и весьма крупно»
Действующее законодательство обязывает производителей наносить на этикетку информацию о количестве продукции. Роскачество внимательно следит за этим и уже выявляло случаи, когда внешне упаковка выглядит аналогично и потребитель не мог понять, что количество приобретаемого продукта стало ниже.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9e/60/05/9e6005c2adbdeef6b175dc144d3fd71c/656x438_1:5723_791a5c088acccac2907aeb0c97bdbf22@2500x1667_0xXrkQ343c_9827234287912589482.jpg.webp)
На себестоимость продукции кроме упаковки влияют и другие факторы: цены на сырье, логистику, кредитные ставки и так далее. Продолжение тенденции на урезание объемов будет зависеть от динамики цен на рынке продовольствия, покупательной способности населения и темпов роста инфляции. Проще говоря, если сильный рост себестоимости продолжится, а доходы потребителей расти не будут, то производители будут делать всё возможное, чтобы товар на полке был доступным населению, но их выручка не падала.