Если не знать точно, то станцию юных техников в цоколе обычного жилого дома на Июньской, 4, заметить непросто. Тем не менее, 600 мальчишек и девчонок протоптали сюда тропки, чтобы разбирать картинги, резать цветную бумагу, строить самолёты и корабли, рисовать, точить детали на станках и делать тысячу других интересных дел.
Помещение, как в сказке, поделено на две половины. Налево пойдёшь — к техникам попадёшь. Первая дверь за кабинетом директора — авиамодельный кружок.
«Ходят дети разного возраста — от шести и пока не надоест. Есть дети и 60 лет, - улыбается директор Алексей Романюк. - Но оптимальный возраст — девять лет. Конструируют модели, участвуют в соревнованиях, занимают места. Детей много, но одновременно занимаются по 5-7 человек, так как к каждому нужен индивидуальный подход. Раньше дети были более трудолюбивыми, но не скажу, что более талантливыми. Сейчас соблазнов больше — усидчивости меньше».
В кружке авиамоделисты делятся на две категории — пилотов и строителей. Первым важен результат, вторым, соответственно, сам процесс. Тем не менее, лениться тут не дадут никому. Ребёнок получает нужные для мужчины знания: от работы напильником до управления станками. На фрезерном, сверлильном и токарном станках ребята работают сами, но до циркулярной пилы и заточного станка маленьких не допускают.
В соседнем кабинете почти всё то же самое, только рождённые здесь модельки бороздят не воздух, а воду.
Вот, например, модель советской дизельной подлодки. Она должна не только соответствовать оригиналу и быть качественно изготовленной, с помощью резиномотора уходить на нужную глубину, проходить определённое расстояние, но и подняться на поверхность.
А вот пожарный катер, на котором учтены все мелочи. Такой труд занимает не один месяц.
«Компьютерных гениев у нас столько, что скоро некому будет улицы мести, не говоря о работе на заводах. Высококачественных инженеров, которые прошли все азы своего дела, почти нет. Наша станция решает вопрос не только занятости детей, но и их профориентации. В модельных кружках, в картинге — везде нужна математика и черчение. Эти предметы дети изучают не так как в школе — индивидуальная работа, применение на практике, в школе такого не получить. Наши занятия тренируют усидчивость, внимательность, аккуратность, то чего детям не хватает», - говорит Алексей Иванович.
Обычно в коридоре ровными рядами стоят маленькие машинки с серьёзными характеристиками - карты. Сейчас они все перенесены в ремзону из-за предстоящей выставки всего технического творчества Читы.
В ремзоне стоит непередаваемый запах железа и смазки. Здесь юные пилоты чинят и настраивают свои машины.
«Сейчас мы стараемся принимать детей вместе с отцами. Тут дело не в деньгах — все занятия у нас бесплатны. Во-первых, это совместная работа, общение. Во-вторых, ребёнок в 10-12 лет не всегда сможет сделать точную настройку карта. Как доверить ему регулировку тормозов, если карт развивает скорость больше 100 километров в час?» - поясняет Романюк.
Кстати, о характеристиках. Этот карт разгоняется до сотни за три секунды, имеет максимальную скорость 200 километров в час. На штурвале бортовой компьютер, сообщающий температуру двигателя, скорость и время круга. Стоит такая лошадка около 150 тысяч рублей. Есть модели примерно за 40-50 тысяч, а есть и подороже — около 300, для 15-летних спортсменов.
«Есть клубные карты, но для самых маленьких их нет, поэтому записываем только со своими. Детям сложно кататься на одной машине: обидно, неинтересно, и их сложно собрать»
Проблема для читинского картинга — отсутствие картодрома. Как отмечает Романюк, если его не будет в ближайшие два года, то на спорте можно ставить крест. Дети до 12 лет могут ездить в парке Победы, но для серьёзных спортсменов места нет. После того, как на площади Революции построили детский городок, гонять там перестали — трасса стала на треть короче и без зоны безопасности.
Для соревнований нужна трасса длиной в 1,2-1,5 километра и шириной в 8-16 метров. Стоит такой трек от 15 миллионов. Ближайшие к Чите картодромы находятся в 1,6 тысячи километров и в 1,8 тысячи — в Благовещенске и Братске.
Чтобы добраться до соревнований, карты грузят в прицеп к микроавтобусу или в грузовик и везут по дороге. Отправлять машины в багажном вагоне нельзя, в том числе, и из-за высокой цены.
Средняя стоимость поездки трёх человек на соревнования общесибирского уровня — около 60 тысяч, на чемпионат России потратили 248 тысяч, из них 90 компенсировало минспорта, 60 — собрали родители.
В другом крыле станции разместились кабинеты, где занимаются рисованием, вязанием, прикладным творчеством и начальным моделированием. Моделирование из бумаги даёт детям азы работы для модельных кружков. Всё остальное — чистое творчество в самых разных его формах. В коридорах и кабинетах выставлены поделки: макраме-дракон в человеческий рост, панорама бородинской битвы, лошадка-качалка и сувенирчики из пластиковых бутылок.
Самый дивный экспонат пока спрятан для сохранения тайны. Ему предстоит блеснуть на выставке, где будет представлено творчество городских школ.
«Всего станция охватывает больше 1,5 тысячи детей. 600 приходят сюда, с остальными наши преподаватели занимаются в школах, ещё часть ходит в наш тренажёрный зал в клубе «Север». Работает учреждение в четыре смены — занятия начинаются в 10, в 13, 15 и 17 часов. Могли бы ещё, но нет помещений», - рассказывает замдиректора.
«Во многих регионах станции юных техников закрылись в 90-е. У нас исключительная ситуация: в городе работают четыре станции. Правда, краевая уже называется центром технического творчества, но мы стараемся держать марку именно СЮТ», - поясняет Романюк.