Образование Дефицит молодых. Стареющая школа

Дефицит молодых. Стареющая школа

Сейчас же почти 1,5 тысячи учителей Забайкалья не имеют собственного жилья, из них 709 — живут с родителями, 511 — в съёмных домах; 203 — в общежитиях; 59 — оформили ипотечный кредит, не льготный, обычный.

Почти 650 учителей не хватает в школах Забайкалья. Говорить о том, что эта проблема только краевая, нельзя, она — общероссийская. Выпускники педагогических вузов с неохотой идут работать в школы. Поэтому из 10 тысяч 711 учителей, работающих в забайкальских школах, только 1,7 тысячи (16,2%) считаются молодыми педагогами, то есть работают в школах меньше пяти лет.

Учителей пенсионного возраста больше — 19,3%. Начальник кадрового отдела краевого министерства образования Елена Титова признаётся, что тенденция к старению учительских кадров началась ещё в 90-х и продолжается до сих пор. Тогда — в 90-е - был потерян престиж профессии, который так и не вернулся.

В понятие «престиж» невозможно вкладывать только тягу к преподаванию, неподдельный интерес к детям, порыв души — быть учителем, миссию — закладывать в школьников фундамент знаний. Всё это значимо, но не менее важно чувствовать, что твою работу по заслугам оценивает государство. Это оценка должна выражаться в достойной заработной плате, возможности приобретения собственного жилья, стабильном материальном благополучии.

«После университета я устроилась работать в школу учителем английского языка в 1-4 классах. Моя зарплата была чуть больше 6 тысяч рублей. Проработала три месяца, уволилась. Сейчас работаю в военной части, в отделе документооборота. Зарплата в три раза больше. Хотя, конечно, увлечённости такой, как в школе, нет. С ребятишками работать интереснее, но не за такие деньги», - рассказывает педагог по образованию Надежда Брилёва.

Из 648 незанятых учительских вакансий по краю большее число приходится на педагогов начальных классов — 110 человек. Острая проблема с нехваткой учителей русского языка и литературы — 85 вакансий, иностранных языков, математики, физики. Более 200 вакансий пустует в Чите.

Удержать!

Одной из главных задач руководства региона, министерства образования и муниципалитетов — удержать молодых учителей в школах. Отчасти для этого была создана программа «Льготное ипотечное кредитование для определённых категорий граждан». Причём, изначально, когда создавали эту программу, надеялись, что квартиры смогут приобрести учителя в сельской местности. На деле всё оказалось по-другому. Квартиры по программе приобрели 26 учителей, большая часть из которых — городские.

К тому же, когда создавали эту программу, предполагали, что она будет работать в большую силу и охватит не десятки учителей, а сотни. Но условия банков оказались неприемлемыми для большинства желающих вступить в такую ипотеку.

«В постановление правительства России, определяющее порядок предоставления льготного ипотечного кредитования, планируется внесение изменений в части условий приобретения жилья в сельской местности. Согласно изменениям процентная ставка таких кредитов вырастет до 10%, первоначальный взнос составит 40% от стоимости покупаемого жилья. Если дом в селе стоит 2 миллиона рублей, то, конечно, заплатить почти миллион рублей учителю будет не под силу», - рассуждает начальник кадрового отдела краевого министерства образования Елена Титова.

Проблема покупки собственного жилья для забайкальских учителей более, чем актуальная. И если бы краевая ипотечная программа работала по первоначальному сценарию - без разового взноса, то дефицит учительских кадров не был бы столь большим. Сейчас же почти 1,5 тысячи учителей Забайкалья не имеют собственного жилья, из них 709 — живут с родителями, 511 — в съёмных домах; 203 — в общежитиях; 59 — оформили ипотечный кредит, не льготный, обычный.

Деньги до первой зарплаты

В 2010-2011 годах была принята, по словам Елены Титовой, «беспрецедентная мера» по привлечению перспективных выпускников педвузов для работы в сельских школах. Тогда каждому «осмелившемуся» вручали 500 тысяч рублей. Деньги на реализацию этой программы шли из федерального бюджета.

«Эффект от программы был хорошим. У нас таким предложением воспользовались 66 выпускников. Но это была разовая помощь на протяжении двух лет. С выпускниками заключался договор о том, что они должны отработать в сельской школе не менее трёх лет», - уточняет Елена Титова.

Подобная программа действовала для выпускников медицинских вузов, которые, приезжая на работу в деревню, получали единовременную выплату, правда, больше в два раза — 1 миллион рублей.

Пока Министерство образования России не планирует повторять подобные беспрецедентные меры. Основная надежда на то, что учительские вакансии будут заняты, связана с работой краевого министерства. Поддержка оказывается: ежегодно разыгрываются гранты, на эти цели выделяется 400 тысяч рублей.

«Определение мер поддержки молодых специалистов в большей степени зависит от муниципалитетов, это их полномочия. Районы сами, исходя из своих возможностей, оказывают помощь молодым учителям: предоставляют жильё, увеличивают оклады, выплачивают подъёмные средства. Практически во всех районах установлено повышение должностного оклада для молодых учителей на 20%. Выдаются подъёмные в виде разовой выплаты от 5 до 50 тысяч рублей», - говорит начальник кадровой службы.

Равнение на Краснокаменск

Поддержка молодых педагогов в районах края в большинстве своём зависит от толщины кошелька местного бюджета. Активнее других прижиться в школах учителям помогает Краснокаменский район. Там сразу учителю повышают оклад на три тысячи рублей на протяжении первых пяти лет работы. Также в Краснокаменске учителю предоставляется служебное жильё. Если оно по каким-либо причинам не устраивает молодого специалиста, то муниципалитет оплачивает аренду другой квартиры.

Служебное жильё, правда, только в сельской местности, готов предложить учителям Борзинский район. В Красночикойском районе молодым педагогам активно оказывается грантовая поддержка. Подобную практику планируют внедрить в Забайкальском районе.

«В Приаргунском, Читинском, Краснокаменском, Сретенском, Могойтуйском, Хилокском, Дульдургинском районах идёт работа по наставничеству, проходят рейды «Как живёшь, молодой учитель?» Сейчас мы работаем с районами, чтобы они материально стимулировали такое наставничество. Советуем выплачивать учителям подъёмные средства, по возможности оплачивать аренду жилья или хотя бы выделять 50% от суммы», - говорит Елена Титова.

Руководители комитетов образования в районах решают проблемы нехватки учителей и другими способами. Например, в Карымском районе не хватает 17 учителей. Директор школы в селе Кайдалово взяла на работу студентов.

«Нужно помочь молодым учителям адаптироваться, а директору – удержать их в школе. Вырастить хорошего педагога непросто. В среднем, на это нужно не менее пяти лет работы в школе. Практика преподавания студентами завершающих курсов педколледжей правомерна. К тому же жизнь показывает, что выпускники педагогических колледжей, имеющие практику именно в стенах школы, становятся в будущем хорошими учителями, в то время как выпускники вузов всё-таки имеют более теоретизированное, оторванное от реалий школьной жизни представление о школе», - сообщил газете «Красное знамя» председатель комитета образования Карымского района Константин Евдокимов.

В Каларском районе, например, в Новочарскую среднюю школу пришли работать шесть молодых учителей.

«Работать в стены родной школы возвращаются немногие. Скорее потому, что профессия учителя сейчас не престижна. Молодёжь предпочитает учиться экономике и юриспруденции. Работа педагога не для всех, она сложная и ответственная», - процитировали в газете «Северная правда» слова исполняющей обязанности директора Новочарской средней школы №2 Елены Кайдановой.

Краевое министерство образования ведёт работу и по целевому набору, когда выпускники школ по льготной схеме поступают в университет, а после окончания обязаны отработать в той или иной школе. По словам начальника кадровой службы, в основном, после отработки учителя остаются трудиться и дальше на своих местах. В этом году было выделено 45 мест для целевого набора.

Пережить три первых года

Учителей, которые идут работать в школу не вынужденно, а по зову сердца, немало. Большинство из них осознанно поступали в университет на педагогические специальности. Марина Сидорова, когда начинала работать в школе №1 в Чите, получала оклад в размере чуть более 4 тысяч рублей.

«Я поступала в университет на специальность «учитель русского языка и литературы» осознанно, потому что хотела работать в школе. Всегда с удовольствием проходила практику. Учителем в школе №1 в Чите проработала четыре года, ушла в декрет на два года и сейчас вновь вышла на работу. Поддержка молодым учителям оказывается больше методическая. Что касается зарплаты, то, конечно, она растёт. Начинала с оклада в 4 тысячи рублей. А сейчас уже есть стаж, большее количество классов. Коллектив у нас разновозрастный, более ¼ — молодые специалисты. Мне несколько раз предлагали другую работу вне школы: менеджером, секретарём, в отделе кадров. Отказывалась всегда. Не жалею. Будущее своё вижу только в школе. Большая часть нашей группы работает по профессии. Многие уехали в деревни, а там нет учителей истории — переучились», - рассказывает Марина Сидорова.

Её коллега Юлия Маркова также вполне оптимистично относится к своей работе. Сейчас Юлия находится в декретном отпуске и подрабатывает учителем в центре образования для детей-инвалидов в Приаргунске.

«Веду уроки через скайп. Часов мало, поэтому и зарплата небольшая. Но и я взяла эту подработку не ради денег. Проблема нехватки молодых учителей в Приаргунске точно есть. Учителей русского языка не хватает, меня готовы взять на работу уже сейчас. Но ребёнку только исполнился год, в детский сад отдавать рано. Работающие учителя, в основном, пенсионного возраста. Молодые учителя, проработавшие в школе более трёх-пяти лет, зарабатывают 20-25 тысяч рублей. Начинали, конечно, с меньших сумм, тысяч 7-8. Сейчас уже и категории какие-то получили, и часов ведут много - больше одной ставки, конечно. Такие люди работают учителями не просто так. Это по зову сердца. Я к таким и себя отношу. Тех, кого работа учителя не привлекает, просто не пошли в сферу образования. Про формы поддержки ничего сказать не могу. Да и есть ли они? Льготная ипотека, которую нереально получить?», - говорит Юлия Маркова.

Учитель в борзинской школе Валентина Авдеева в выборе профессии сомневалась: «Работаю в школе второй год. Пошла работать после того, как в руках оказался диплом. Хотелось попробовать, оправдать четыре года, проведённые в университете, проверить знания. Первый год работала в читинской школе. Было трудно, но на помощь всегда приходила более опытная коллега, назначенная моей наставницей. Именно благодаря ей мне открылись многие тонкости профессии учителя, которым не учат в институте. Тонкостей этих оказалось очень много: от неблагополучных детей до конфликтов с родителями. К концу года хотелось всё бросить и уйти. Так я и сделала. Все лето прожила с мыслью о том, что работать в школе больше не буду».

После возвращения на родину — в Борзю — Валентина два месяца искала работу, после чего пришла опять в школу: «Работаю теперь в школе N240. Что касается заработной платы - её много не бывает, на жизнь хватает. Плюс ко всему молодые специалисты получают 20% добавки. Как будет складываться моя дальнейшяя судьба, однозначно судить не могу, но, честно говоря, задерживаться надолго в школе не хочется. Мне кажется, учителем нужно быть то тех пор, пока хочется работать с детьми. Как только что-то тебе надоедает или начинает не устраивать, стоит сразу уходить, чтобы не мучить себя и всех остальных. Учителей в школе у нас хватает, но все ведут большое количество часов, больше стандартной нагрузки на 5-10 уроков. На помощь молодым специалистам всегда готовы прийти коллеги. Никто равнодушным не остаётся, когда просишь совет. Да и сама уже стараюсь помогать девочке, которая работает первый год».

В 2012 году 270 молодых специалистов пришли работать в школы, из них 169 выпускников ЗабГУ, 101 – выпускник педагогических колледжей.

«В прошлом году педагогические специальности получили 405 человек. Из них 75 до сих пор не трудоустроены и только четверо стоят на учёте в службе занятости. К трудоустроенным относятся и те, кто поступил в магистратуру или ушёл в декретный отпуск», - сообщила ИА «Чита.Ру» проректор по учебной работе Забайкальского государственного университета Светлана Старостина.

Свободные 648 вакансий в забайкальских школах не пустуют. Учителя вынуждены совмещать по две ставки, проходить переобучение и вести два разных предмета. Учебный процесс останавливать нельзя. Очевидно, что это сказывается на качестве образования. Очевидно и другое, что проблему нехватки молодых учителей и просто учителей - ведь за последние 4 года из школ края уволились 1 304 педагога — нужно решать более кардинальными мерами. Главная из них — не отпугивать 22-летних выпускников вуза заработной платой в 8 тысяч рублей. Жаждущие работать по зову сердца тоже должны иметь дом, создавать семьи, растить детей и осознавать свою профессию достойной и значимой.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления