Образование Возвращение сочинения. Без мучений

Возвращение сочинения. Без мучений

Говорят, что возвращение сочинения свидетельствует об одном - ЕГЭ провалился. Согласны с такой позицией?

В декабре почти 6 тысяч забайкальских школьников написали итоговое сочинение. Проректор Забайкальского краевого института повышения квалификации работников образования, директор краевого центра оценки качества образования Людмила Скиданова рассказала ИА «Чита.Ру» о процедуре проведения итогового сочинения, критериях его оценки, о темах и новшествах ЕГЭ.

- Сочинение является допуском к итоговой аттестации?

- Да. В порядок проведения государственной итоговой аттестации были внесены изменения. Согласно им, для допуска к итоговым экзаменам выпускникам необходимо написать сочинение. Каждый выпускник текущего года дневной или вечерней школы, дневного или заочного обучения должен сдать итоговое сочинение. А если это выпускник с ограниченными возможностями здоровья, он имеет право на написание итогового изложения. Обучающиеся в колониях, в специальных учебных учреждениях тоже пишут изложение.

20 ноября у нас прошла апробация - написание и сочинения, и изложения. Кто-то получил зачёт, кто-то не получил. Но это апробация. В пределах 25% выпускников всё-таки получили незачёт.

- Система оценивания сочинения предполагает только «зачёт» или «незачёт»?

- Да. Мы говорим о том, что это лишь допуск к итоговой аттестации. Поэтому такое оценивание. Баллов нет. Точно так же это будет и на самом итоговом сочинении и изложении. 3 декабря у нас первый день написания итогового сочинения или изложения. Если же ученик не справился и получил «незачёт», у него есть возможность пересдать. Ориентировочно сроки пересдачи для выпускников 2015 года - 4 февраля и 6 мая.

- 25% несдавших сочинение во время апробации - предсказуемый результат?

- Отчасти да, предсказуемый. Факультетом предметных технологий нашего института проводится перепроверка сочинений для того, чтобы разобраться в уровне качества оценки сочинений и изложений. Будет всё ещё раз проговорено, на что следует обратить внимание при проверке итоговых сочинений и изложений.

- Процедура написания сочинения такая же серьёзная, как у ЕГЭ - пункты сдачи, видеонаблюдение?

- В отличие от ЕГЭ итоговое сочинение и изложение проводится в более мягкой форме. Необязательно использовать видеонаблюдение, хотя, если у школы есть оборудование, они могут по желанию им воспользоваться. Экзамен проходит не в пунктах сдачи, а в своих школах. Предлагается, чтобы это был праздник. Чтобы были проведены праздничные линейки, ощущалось праздничное настроение, чтобы школьные библиотеки подготовили орфографические и толковые словари. Ими школьники могут воспользоваться. Но нельзя пользоваться художественной и публицистической литературой. Члены государственной экзаменационной комиссии на сочинении не присутствуют. Но выпускник сидит один за рабочим столом. Так гораздо удобнее, незачем отвлекаться.

- Есть требования к объёму?

- Сочинение не будет оцениваться, если количество слов в этом сочинении менее 250. Изложение не будет оцениваться, если будет менее 150 слов. Оцениваться работы будут по пяти критериям. Педагоги все их знают и донесли до учащихся. Там существуют критерии и по содержанию, и по количеству ошибок. Спектр большой. Если учащийся постоянно занимался, он спокойно справится и с сочинением, и с изложением.

- Выпускники прошлых лет могут написать итоговое сочинение?

- Если вуз, в который они планируют поступать, в своих правилах приёма прописывает, что станет учитывать итоги по сочинению, тогда есть смысл его писать выпускникам прошлых лет. Такая возможность, конечно, им будет предоставляться.

Проверять работы будут созданные муниципальные комиссии, в них войдут ведущие учителя русского языка и литературы. Комиссии, которые будут проверять работы внутри школы, создаются самими учебными учреждениями. Как правило, это не менее трёх человек. К тому же, вузы будут иметь доступ к этим сочинениям. Мы в ресурсе нашего сервера будем размещать все итоговые сочинения, чтобы у приёмных комиссий была возможность посмотреть на сочинение. Они могут оценить его на своём уровне. Это предусмотрено технологией. У вузов будет возможность посмотреть, на что способны наши выпускники и их абитуриенты. Это ответственность и участника сочинения, и того, кто проверяет работы.

- Темы сочинений известны заранее? Сложные темы?

- Темы будут отправлены за 15 минут до начала итогового сочинения. Они будут опубликованы на сайте ФИПИ (topic.fipi.ru), на сайте Рособрнадзора. Также темы будут размещены на ресурсе субъекта Федерации - нашего регионального центра. Если школа не смогла взять с федеральных сайтов темы, мы по факсу или по телефону сообщаем темы. На апробации не возникло никаких проблем с получением тем. На апробации было три темы, для итогового сочинения предусматривается - пять тем.

Выбор тем большой. Предполагается, что обязательно будет тема о Великой Отечественной войне, так как приближается юбилей Победы. Возможно, будет тема, связанная с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова, так как в октябре отмечалось 200-летие со дня его рождения. Соответствующая тема была на апробации. Темы, конечно, уже утверждены и находятся в закрытом банке. У каждого часового пояса будут свои темы. Будут также и свободные темы. Тот, кто читает, кто готовится, справится, тем более, тут не нужны ни «4», ни «5». Нужен просто зачёт.

- Школьникам хватает времени на написание сочинения?

- По времени даётся почти 4 часа - 235 минут. Если бы было полных 4 часа, то Роспотребнадзор потребовал бы организацию горячего питания. Поэтому на 5 минут сократили. Времени достаточно, школьники укладываются. Экзамен начинается в 10.00 местного времени.

- В целом, вы поддерживаете возвращение сочинения в школы?

- Я думаю, что это правильно. Надо, чтобы человек, который входит в большую жизнь, умел излагать свои мысли, давать оценку тому или иному событию. Введение итогового сочинения (изложения) будет содействовать формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и читательской культуры.

По одному из международных исследований PIRLS, в котором участвуют ученики 4 класса, эксперты других государств дают высокую оценку знаниям наших детей: «существует прирост результатов по группе умений: находить информацию в тексте, формулировать выводы, интерпретировать, обобщать информацию и анализировать, оценивать содержание текста». Однако же в исследовании PISA оценивается способность выпускников основной школы (дети в возрасте 15 лет) применять полученные в школе знания и умения в личностно и социально значимых ситуациях, выходящих за пределы учебных. Оценивается читательская грамотность, математическая и естественно-научная грамотность. Этого не достаёт нашим школьникам. С учётом новых Федеральных государственных образовательных стандартов на это и нацелена система образования России.

- Говорят, что возвращение сочинения свидетельствует об одном - ЕГЭ провалился. Согласны с такой позицией?

- С таким утверждением я не могу согласиться. Постоянно идёт совершенствование и контрольно-измерительных материалов, и процедуры проведения, и информационной безопасности. С 2009 года уже многое сделано. В том числе не только изменения в гуманитарном аспекте, но и в математике. В 2004 году мы участвовали в конференции, которую проводило Министерство образования России по ЕГЭ. Там я говорила, что надо разделять базовый и профильный уровни по математике. Тот, кто не планирует связать свою жизнь с математикой, сдаёт экзамен базового уровня, а кто планирует идти в математические вузы, сдаёт его на профильном уровне. И вот к 2015 году пришли к этому. Пока это нормативно не закреплено, но во всех письмах и проекте приказа Рособрнадзора по внесению изменений в порядок проведения ЕГЭ это учитывается. Уже апробация прошла в таком ключе. Внесены изменения.

Есть изменения в процедуре сдачи иностранного языка. Теперь вводится говорение, но тоже по желанию самого выпускника. Если он заинтересован получить максимум баллов, то сдаёт говорение. В 2015 году в ЕГЭ по русскому языку впервые не будет части «А» - угадайки, как говорят в народе. Будет часть «В» - задание с кратким ответом и развёрнутый ответ, позволяющий высказать собственное мнение на основе прочитанного текста в части «С».

- То есть ЕГЭ совершенствуется, а не сдаёт позиций?

- Конечно. Говорить о том, что ЕГЭ не состоялся, нельзя. Президент в последних своих выступлениях также признаёт все плюсы ЕГЭ, и разговоров об его отмене нет. Многие эксперты, учёные, исследователи говорят о том, что наиболее эффективной оценкой проверки знаний является - национальный экзамен. ЕГЭ - национальная форма оценивания, то же что и международные сопоставительные исследования.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления