Образование «Энциклопедия Читы»: Музей археологии Забайкалья им. Кириллова

«Энциклопедия Читы»: Музей археологии Забайкалья им. Кириллова

В октябре 2019 года Музею археологии в Чите исполнилось полвека.

Простому обывателю археологи представляются людьми в шортах, извлекающими черепки и мумии из песка и лабиринтов пирамид где-то там, за тридевять земель. Реальность же такова, что мы, читинцы, живём буквально на огромном, сложном и богатом археологическом объекте, а вообще Забайкальский край — это невероятно интересный, уже неплохо изученный и чрезвычайно перспективный для археологии регион. Не верите? Милости просим в Музей археологии Забайкалья. В нынешнем октябре ему исполнилось ровно полвека.

О существовании этого музея большинство читинцев, вероятно, даже не подозревает. Да и попасть внутрь прохожему будет непросто (но в принципе — возможно) — музей археологии находится в корпусе историко-филологического факультета ЗабГУ на Чкалова, 140, внутри, под самой крышей. Но прежде чем заглянуть внутрь, короткая историческая справка.

Идея открыть в Чите музей археологии принадлежала выдающемуся, а тогда ещё молодому историку, археологу, преподавателю Читинского пединститута Игорю Кириллову.

профессор И.И. Кириллов

Первый прообраз будущего музея появился в 1968 году. На плотном сером полотне в деревянной раме были размещены артефакты с разных памятников, дополненные фрагментом бивня мамонта. Стенд был оформлен студентом 3-го курса Иваном Асеевым — будущим профессиональным археологом, доктором наук.

Годом позже Игорь Кириллов поставил перед руководством факультета и вуза вопрос о полезности создания уже полноценного музея археологии и нашёл поддержку.

Корпус пединститута на Бабушкина, 125, пятидесятые годы

Для оформления музея была определена одна из учебных аудиторий истфилфака, расположенная в корпусе по адресу Бабушкина, 125, на третьем этаже, под номером 65. Фронтальная стена музея была оформлена гипсовыми слепками фрагментов фризов античных храмов, дополненная большими фотографиями этих храмов. На двух стенах разместились стенды, посвящённые палеолиту (древнекаменному веку), неолиту (новокаменному веку), бронзовому и железному векам и средневековью. Содержание стендов составляли артефакты с древних поселений и погребений и фото с мест раскопок.

1 из 3

В конце весны 1975 года историко-филологический факультет переместился в старинное здание бывшей Женской гимназии по улице Чкалова, 140, где археологам было предложено выбирать для музея помещение между подвалом и «чердаком». Историк Кириллов, в то время уже проректор вуза по науке, остановил выбор на «чердаке» — помещении на уровне чердака, бывшем балконе актового зала.

Столяры оформили стенды и застеклили их витринными стёклами, с трудом внесёнными по узкой железной лестнице. Из коллекций извлекли лучшие археологические находки. С немалой выдумкой на примитивной аппаратуре изготовили большеформатные чёрно-белые фото с видами памятников. В соседних с музейной экспозицией комнатах разместились камеральные лаборатории, хранилища коллекций и библиотечный фонд. Так музей обрёл новое помещение и совершенно новый, но ещё не современный облик.

Между прочим, тогда археологические музеи в вузах были ещё большой редкостью.

В 1990-е годы музейные дела шли тяжело — обнаружилось, что его экспонаты стали интересовать грабителей, не помогала даже впервые устроенная сигнализация. Пострадали витринные стёкла на стендах. Пришлось снять со стендов золотые вещи и сдать их в Читинский областной краеведческий музей. Затем убрали и наиболее значимые вещи из бронзы и камня.

Только в начале 2000-х появилась надежда на лучшее. Тогда губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин, выпускник истфака ЧГПИ, выделил средства на новое оформление музея. Началось оформление экспозиции, но здесь выяснилось, что корпус истфака подлежит капитальному ремонту.

В 2008 году, после длительного ожидания, в корпусе появилась ремонтная бригада. Над музеем полностью разобрали не только потолок, но и крышу. Под проливными дождями музейное помещение простояло всё лето. К тому же через музейное помещение постоянно перемещались ремонтники в оба чердачных крыла. Все структуры музея и камеральных лабораторий пришлось эвакуировать в другие помещения. Из тяжёлого послеремонтного состояния музей выходил несколько лет.

В августе 2008 года скончался основатель музея, доктор исторических наук, профессор Игорь Иванович Кириллов. Решением Учёного Совета ЗабГГПУ музею присвоено его имя.

Новая, третья по счёту экспозиция музея, была окончательно сформирована осенью 2013 года. Торжественное открытие с больши́м участием студентов, выпускников и гостей было приурочено к 75-летию исторического факультета.

Третья экспозиция получилась более представительной как за счёт расширения площади, так и новых раскопочных материалов. Первый стенд в музее теперь посвящён нижнему и среднему палеолиту - древнейшим пластам древнейшей истории человечества. На нём отражены памятники времён синантропов и неандертальцев. Самым древним находкам здесь около 300 тысяч лет!

Дополнением к этому стенду является соседний, раскрывающий результаты экспериментальной археологии, позволяющей научить студентов изготавливать орудия из камня по образцам древнейших.

В музее появились четыре диорамы с масштабными цветными фотографиями, находками и моделями, представляющими места расположения и характер важнейших комплексов археологических памятников: Сухотинского, Студёновского, Будуланского и Дворцовского.

В стендах размещены пять скульптур, отражающих облик древних забайкальцев — они выполнены московскими антропологами Н. Н. Мамоновой и Р. М. Галеевым по черепам из погребений.

1 из 9

Новым в экспозиции музея стал раздел, посвящённый русской археологии, основанный на раскопках Иргенского и Нерчинского острогов, русского поселения в Засопке, Чикойского монастыря и Читинского тюремного острога, в котором содержались декабристы.

Завершающий раздел экспозиции посвящён истории археологических исследований в Забайкалье. Портреты исследователей воссозданы художником Н. М. Полянским. Им же нарисованы пером картины, раскрывающие образ жизни древних людей.

Горизонтальные витрины, расположенные по центральной оси музея, используются для временных выставок, отражающих результаты новейших раскопок.

А по стенам вдоль лестницы, ведущей к музею, размещены планшеты с фотографиями и чертежами опорных памятников Забайкалья: поселений, погребений, петроглифов (наскальных рисунков), мастерских.

Вступив во вторую половину века своей истории, музей продолжает учить, изучать и просвещать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления