С конца марта школы России закрыты на карантин из-за коронавируса, в Забайкалье же учёба остановилась ещё раньше из-за эпидемии гриппа. Учёба перешла в онлайн-формат. Учителя заявили о возросшей нагрузке из-за дистанционного обучения. У части школьников дома нет компьютеров, а в 58 сёлах региона вообще нет интернета и даже сотовой связи. Минпросвещения заявляет о возможности досрочного завершения учебного года. Возможно и потому, что система онлайн-образования в стране пока хромает.
«Регион к массовому дистанту (имеется в виду дистанционное обучение) не готов»
«Учителя сейчас на передовой, развивают новые навыки. Конечно, объём работы кратно увеличился, ещё больше времени уходит на подготовку видеоуроков и последующую проверку. Мы стараемся автоматизировать процесс насколько возможно, но нельзя требовать заоблачных результатов здесь и сейчас. У нас есть дети из края, которые выходят на сопочку у себя в селе, чтобы хоть немного интернет поймать. Не готов регион к массовому дистанту, но учителя действительно работают на пределе возможностей, чтобы детям продолжать преподавать», — говорит учитель иностранных языков одной из школ Забайкалья.
«Нагрузка сейчас увеличилась в несколько раз. Рабочий день растягивается до ночи. У половины детей дома нет компьютеров. Они пишут в тетрадках и скидывают на проверку фотографии в Viber или Whatsapp. Это очень сложно проверять, потому что все правки нужно выписывать словами», — комментирует учитель математики.
Добавляет, что платформы, на которых можно вести обучение, постоянно виснут.
«А ещё на них слишком лёгкие задания. Если класс шёл по сильной программе, то такими заданиями сбивается уровень. По большому счёту, надо выбирать между дистанционкой и качеством», — говорит она.
«Проблема ещё и в родителях. Многие требуют, чтобы все задания были сделаны на пятёрку, потому что учёба же из дома. А детям и так непросто перейти на этот новый для них формат работы, а ещё надо выдерживать напор от родителей. И по большому счёту дистанционное обучение становится фильтром, повышающим по факту оценку, а не реальные знания ребёнка», — рассказывает ещё один учитель.
«Двое из моих детей сейчас учатся дистанционно. Разный возраст и разные классы. И это кошмар. Я целыми днями ищу скрытые ссылки на разные порталы. Приходится по очереди входить и выходить из их аккаунтов, менять пароли, объяснять, что не понимают, вместе с ними делать, фотографировать и отправлять на разные почты, телефонные номера, прикреплять ответы к каким-то платформам. Это средняя школа, разные предметы.
У каждого учителя свои требования. Уроки, например, по музыке или физкультуре, могли бы и вовсе не задавать. А то ещё мы и перечни упражнений составляем. Мне кажется, что польза от этой деятельности нулевая, а дети потерянные», — говорит родитель.
«Нужен спокойный грамотный контроль»
Дистанционное обучение в Забайкалье начали внедрять с 2011 года, более 500 учителей работают в таком формате давно. По словам директора центра информационных технологий и дистанционного обучения «Института развития образования Забайкальского края» Любови Казаковой, учителям, которые и раньше в своей работе прибегали к онлайн-обучению, перестроиться гораздо легче.
«Сейчас сложно тем, кто столкнулся с таким обучением впервые. Сложно отобрать необходимый материал для онлайн-уроков, структурировать его, организовать проверку. Конечно, кому-то из учителей непросто даётся и техническая часть. Но мы готовы помогать. Наш институт организовал горячую линию для таких учителей, провёл вебинары. Мы поддерживаем учителей через чаты», — говорит Казакова.
Уточняет, что в понедельник 6 апреля, когда началось дистанционное обучение после каникул, вопросов поступала масса. Но к концу недели стало спокойнее. Многие непонимания разрешились.
В Забайкальском крае основной платформой для онлайн-образования является «Сетевой город». На его основе можно выдавать задания, проверять, ставить оценки и даже проводить занятия.
«Но мы не ограничиваем учителей только этой платформой. Каждый может выстроить свою работу так, как ему удобнее. Много альтернативных вебинарных комнат, где можно проводить занятия онлайн. Всё по желанию учителя», — добавляет Любовь Казакова.
К тому же многие издательства открыли бесплатный доступ к учебникам в электронном виде. В электронном доступе открыли литературу и все библиотеки Забайкальского края. Можно читать всю школьную программу.
Тем не менее, в 58 населённых пунктах Забайкальского края нет не только интернета, но даже мобильной связи. Там учёба продолжается в более традиционной, бумажной форме. Ученикам выдают распечатанные на листках задания на неделю или даже 10 дней. Ребята выполняют их письменно. Потом идёт проверка и выдача новых заданий.
«Это небольшие сёла, в них по 4–5 учеников. Но у нас и в Чите есть дети, у которых нет дома компьютеров, планшетов и даже интернета. Для них тоже задания формируются в бумажном виде. Где-то родители сами забирают эти задания из школ, где-то развозят на дом. В каждой школе персональную ответственность за дистанционно обучение несёт завуч. Если есть какие-то проблемы, можно напрямую обращаться к завучам», — добавляет Любовь Ивановна.
По её словам, ответственность родителей при дистанционном обучении, конечно, увеличилась.
«Но это не значит, что надо учиться за детей. Нужен спокойный грамотный контроль. Нужно проследить, разобрался ли ребёнок с материалом. Конечно, порой приходится что-то разъяснять и объяснять, и здесь важно не допускать никакого крика. Можно обратиться к учителю напрямую, чтобы он помог разобраться в каком-то материале. Мы подготовили для родителей памятки, где написаны все эти советы», — рассказывает директор центра информационных технологий и дистанционного обучения.
Прошедшая неделя стала чем-то вроде краш-теста для многих. Но уже совсем близко конец четверти и года — что же будет с оценками? Официально: даже если в этом учебном году дети уже не пойдут в школу, то они всё равно будут аттестованы.
«Сейчас для всех главное — здоровье. Четвёртая четверть в большей степени рассчитана на закрепление материала. Если учёба завершится раньше, детям выставят оценки», — говорит Любовь Казакова.
Добавляет, что дистанционное образование школьников в Забайкалье, несмотря на некоторые сложности, всё-таки выстроено и движется: «Мы на связи со всей Россией. В части регионов учёба вообще ещё не началась. Где-то просто всем выдали задание на 10 дней и нет никакой ежедневной обратной связи. Конечно, знаем, что сейчас всем непросто. Но надеемся на понимание и родителей, и учителей. Всегда готовы помочь».
Министерство образования Забайкальского края анонсировало бесплатные онлайн-занятия по подготовке к ОГЭ по математике, физике, биологии и химии. Их проводят преподаватели краевого лицея.