Любое предприятие, где есть автотранспорт, нуждается в специалисте, который будет им управлять. Это не водитель, а целый инженер, который разберётся и в нормативной документации, и логистике всего парка. Анастасия — выпускница кафедры «Транспортных и технологических систем» Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) — рассказала о работе, студенческой жизни, зарплате и кафедре, которая единственная в крае готовит специалистов по автотранспорту с высшим образованием.
Наша кафедра помимо бакалавриата ещё выпускает специалистов
— Каких специалистов готовит кафедра «Транспортные и технологические системы» факультета «Строительства и экологии»?
— Кафедра выпускает инженеров и менеджеров — специалистов по автомобильному транспорту, строительным и дорожным машинам, менеджменту транспортных систем. Приятно, что на такую востребованную профессию в вузе достаточно бюджетных мест.
— Анастасия, как сложилась ваша жизнь после университета?
— Я закончила учёбу в 2019 году. Весной я пошла на преддипломную практику на предприятие, которое занимается международными и внутрироссийскими грузовыми перевозками. Уже на практике я стала работать менеджером по логистике. Там я проработала до зимы. А после — мне предложили место в отделе пассажирских перевозок в городской администрации, где сейчас я и тружусь.
— Было не страшно идти разбираться в автомобилях, сложных механизмах?
— Я сдавала профильные математику и физику на Едином государственном экзамене (ЕГЭ) и сразу хотела на техническую специальность, поэтому было совсем не страшно. Я закончила бакалавриат, но наша кафедра ещё выпускает специалистов — на «Эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов». Примечательно, что практически везде готовят одних бакалавров, а здесь — ещё и специалитет сохранился.
В нашей группе учились половина девочек и половина мальчиков, поэтому специальность точно не только мужская. Учиться было тяжело, но интересно. Особенно на первых курсах, когда мы изучали устройство автомобиля, разбирали разные макеты его систем.
— Молодёжь сейчас, в первую очередь, привлекает оплата труда будущей профессии. Как считаете, много ли денег в этой сфере можно заработать?
— Профессия оплачивается по-разному. Всё, конечно, зависит от самого выпускника и его амбиций. Если вбить в гугле запрос «вакансии логистика Чита», выходит более 20 штук с зарплатой от 70 до 150 тысяч рублей. Выводы сами делайте.
Кафедра — альма-матер автомобильного спорта в Забайкалье
— Можете ли похвастаться подвигами студенческой жизни?
— Я была достаточно скучной студенткой: практически не находилась в студенческой жизни вне занятий. Ребята нашей кафедры много лет участвуют в автомобильном спорте края. Среди них — много моих одногруппников. Наша кафедра — альма-матер автоспорта в Забайкалье. В 1985 году автоспорт здесь родился, а в 2006 — возродился после перерыва в 90-х.
Спортсмены ЗабГУ входят в сборную края. Уже с первого курса студенты могут вращаться в этой среде, сначала, конечно, механиками, затем уже и гонщиками. К соревнованиям подключаются и некоторые преподаватели. Также на кафедре можно обучиться на судью автоспорта. Жизнь студенческая активная и весёлая.
— Как студент может стать судьёй?
— С 18 лет студенты могут поступить в Школу спортивных судей: параллельно с обучением в вузе учиться на спортивного судью, получать лицензию и повышать квалификацию. В этом году наши волонтёры поедут судить «Формулу-1» в Сочи. А ещё все официальные соревнования по автоспорту в крае также обеспечивает судьями наша кафедра.
— Много девушек встречали в автоспорте, пока были студенткой?
— Девушки в основном были судьями на соревнованиях. Сами по себе гонки — это физически сложное мероприятие. Машиной нужно не только управлять, но и готовить к соревнованиям. Если что-то сломается в процессе, нужно быстро починить неисправность. Наши ребята отлично с этим справляются.
Кстати, периодически по инициативе преподавателей и студентов кафедры выпускается журнал «ЗабГУ в автоспорте». Делали самостоятельно. Первые выпуски студенты ещё и сами макетировали.
— Вы специалист по автотранспорту. А сами — водитель?
— Недавно я узнала, что в ЗабГУ снова будет своя автошкола для водителей категории В и С. И кажется, с февраля набирается первая группа учеников. У школы есть свой автодром, парк автомобилей. Это очень удобно. Обучение платное, но для студентов нашей специальности — теория бесплатно. То есть теперь во время обучения в университете можно ещё получить и водительское удостоверение. Я тоже планирую обучаться в этой школе, тем более преподаватели уже знакомые.
На любом предприятии, где есть автотранспорт, будет работать такой специалист
— В чём заключается ваша работа сейчас?
— Я ведущий специалист отдела пассажирских перевозок. Мы их организуем в городе, проводим конкурсы на муниципальные маршруты, разрабатываем документацию для перевозок по городу.
— Где ещё вы можете работать с вашим дипломом специалиста?
— Выпускники моей кафедры могут трудиться в грузовых и пассажирских перевозках: диспетчерами, логистами, экспедиторами, строителями дорог. В Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД) раньше принимались специалисты нашей кафедры сразу на офицерские должности, но после изменения в законодательстве, чтобы попасть в начальствующий состав, требуется ещё и юридическое образование.
Во всех службах безопасности движения предприятий или транспортных отделах как раз трудятся наши выпускники. Также юридические лица — транспортные фирмы — держат в своём штате выпускников моей специальности. Это транспортная логистика.
Ещё в страховой бизнес очень охотно берут наших выпускников. Автомобильный сервис — тоже все наши. Международные перевозки, конечно, пропали сейчас из-за пандемии, но, надеемся, совсем скоро они возобновятся.
В общем, на любом предприятии, где есть автотранспорт, может работать такой специалист. В крае и за пределами достаточно большой спрос на специалистов моей профессии.
Анастасия желает будущим студентам оставаться целеустремлёнными, добиваться своих целей, весело и интересно проводить свою студенческую жизнь.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 2292 от 28 июля 2016 года.