Образование Общество Здоровье «Кто-то говорит, что пойдет повесится». Как школьникам и родителям справиться со стрессом из-за ЕГЭ

«Кто-то говорит, что пойдет повесится». Как школьникам и родителям справиться со стрессом из-за ЕГЭ

«Сложность в том, что и учителя давят на детей в течение года»

Перед самим экзаменом обязательно выспаться, хорошо поесть
Источник:

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) сводит с ума школьников, родителей, педагогов и, кажется, вообще всех на свете. А ведь по сути это просто экзамен. Мы поговорили с психологом о том, как вести себя родителям и детям, чтобы этот стресс никого не доконал.

На вопросы отвечает педагог-психолог забайкальского краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья» Надежда Снетова.

— Почему родители загоняют детей в рамки?

— Там много причин. Первая причина — это когда папа или мама не добились каких-то результатов в жизни и хотят всё это перевоплотить в ребенке. Это грубейшая ошибка. То есть, например, мама не поступила на врача и хочет, чтобы девочка была врачом. А она, допустим, хочет быть дизайнером. А мама навязывает девочке свои интересы. То есть свои мечты, которые не осуществились.

«Бывает, что мама сама по себе тревожная до безумия. Или папа такой. Они начинают своего ребенка также накручивать»

Другой момент — мама сама по себе тревожная. Может, у нее были какие-то психологические травмы, поэтому она сама тревожная до безумия и не уверенная в себе женщина. Или папа такой. Они начинают своего ребёнка также накручивать. Главное — это модель поведения родителей. Как бы мы чего не хотели, но со своими детьми мы связаны. И они чувствуют это.

Надо понимать, это ЕГЭ — это не приговор, это всего лишь экзамен. Всегда, когда я хожу на сопровождение, спрашиваю детей: «Что будет, если у тебя 0 баллов, предположим?» Отвечают: «Ой, это вообще стресс, это плохо!», а кто-то говорит, что пойдет повесится. Но стоит ли этот экзамен жизни?!

«Что будет, если у тебя 0 баллов, предположим?»

Знаете, сложность в том, что и учителя давят на детей в течение года. Предполагаю, что это имеет значение и для статуса школы. Это же не есть хорошо, если ребенок сдаст на 2. А представьте, если из класса 10 человек сдадут на 2. Представляете, что директору за это будет? А он в свою очередь давит на учителя. И родители давят на учителя. И когда мы (психологи) выходим на собрания, то говорим, что родители должны договариваться с ребенком, должны говорить о том, что в жизни ситуации бывают всякие, и пострашнее, чем экзамен. Но духом падать не надо, это всего лишь экзамен. Педагоги грамотные, они же понимают, что из подростка можно вылепить что угодно, знают, что на них можно повлиять. Это на взрослого человека так не повлияешь, а на подростка можно.

Они думают, что от того, что так говорят, он будет лучше учиться. Ничего подобного. Он от этого лучше учиться не будет, только стрессовать. А кто в стрессе делает работу качественно? Или ты пришёл уверенный и спокойный и сказал: «Будь что будет». А почему бы учителям не повысить самооценку детям? Почему бы не сказать: «Ребят, чуть-чуть вам надо постараться, и вы всё сдадите. Не надо стрессовать — ресурситесь, занимайтесь любимыми делами».

Родители должны подбадривать своего ребенка — говорить ему, что он у вас самый лучший: «И какая бы там ни была оценка — тройка, четверка или шестерка — я любить тебя меньше не буду. Это всего лишь оценка».

— Почему так произошло, что обычный школьный экзамен стал таким страшным?

— Мне кажется, это от поколения зависит. Если посмотреть на поколение наших родителей, они были намного стрессоустойчивее, потому что воспитывались в трудотерапии. Мы с вами уже слабее — у нас уровень тревоги выше. Наши дети приходят к нам, начинают говорить, что у них ничего не получится, что они слабые, и мы начинаем делать что-то за них. Эта гиперопека губит нас и наших детей — мы не даем идти и ошибаться. Нам же страшно, что они набьют шишек.

«Гиперопека губит нас и наших детей — мы не даем идти и ошибаться. Нам же страшно, что они набьют шишек»

То, что сейчас экзамен является стрессом для детей, так и есть. Опять же, если у родителя адекватная воспитательная позиция, ребёнок не будет доводить себя до полуобморочного состояния. Конечно, будет волноваться, но не так сильно. Если на вопрос про экзамен он отвечает, что у него всё в порядке, а если не получится сдать, то пойдет на пересдачу — это нормальная адекватная позиция. А если ребенок бьется в истерике — это не есть хорошо.

И знаете ещё что — если учитель даже в течение нескольких лет угрожающе говорит о том, что обязательно нужно сдать экзамен, но при этом у родителя ребёнка адекватная позиция по отношению к экзамену, не пофигистическая, а именно нормальная: «Да, я тоже сдавал, переживал — это норма», то ребёнок не поведётся на давление педагога. Потому что авторитет родителя выше, чем авторитет педагога.

«И всякие блогеры, тиктокеры влияют, когда говорят, что у них 8 классов, что он троешник, но посмотрите, какие деньги зарабатывает»

Педагогов жалко, их завалили бумажками, они только и знают, что отписываются. И всякие блогеры, тиктокеры влияют, когда говорят, что у них 8 классов, что он троешник, но посмотрите, какие деньги зарабатывает. Грамотный родитель скажет, что нужно образование, что нужно учиться, поставит в пример себя, своих родителей. Потому что блогеры — это не те люди, на которых нужно равняться.

— Получается, что ЕГЭ — это отправной пункт в будущее. А как вы считаете, какой самый лучший возраст для определения своей будущей судьбы?

— Точно не 17–18 лет. Из личного опыта, из мониторинга жизней разных людей, я бы сказала, что 23 года. Может, я ошибаюсь, но из моих наблюдений — многие говорят, что совершил ошибку, поступил не туда, потом переучивался или бросил, поступил в другое место, бывает, и старшие люди говорят, что не надо было идти туда или туда. Всё зависит от индивидуальных особенностей, может, у кого-то инсайд (прозрение, озарение. Прим. авт.) наступает и в 17 лет. Кто-то к 20 годам понимает.

«Ой, в 9-м классе бегает с хоккея на футбол, с футбола в бассейн, с бассейна на танцы, представляете?!»

Выбор профессии должен быть осознанным, он не должен быть навязанным. Кто-то может выбрать в 17 лет, кто-то — в 20, а кто-то может и в 30 лет метаться и искать себя. Когда родитель приходит ко мне и говорит: «Ой, в 9-м классе бегает с хоккея на футбол, с футбола в бассейн, с бассейна на танцы, представляете?!» А что здесь такого? Ребенок себя ищет. Это нормально.

— Какие симптомы в поведении ребёнка говорят о том, что нужно обратиться к психологу?

— Если ребенок в невротическом состоянии, постоянно говорит про экзамен. Если, к примеру, начали разговор про животных, а закончили опять же экзаменом.

— Это как при влюбленности постоянно говорят про объект обожания?

— Да, здесь важно спросить: «Тревожит тебя это? Что происходит с тобой? Я переживаю, расскажи мне, я постараюсь помочь». Здесь как родителям, так и педагогам нужно выстроить эти ниточки. Если у ребенка несвойственное поведение: или он зажался, или он стал часто кричать, или у него снизился аппетит, возникла бессонница. То есть могут быть изменения на уровне физиологии, может заболеть кишечник, внезапная ангина. Любые резкие перемены говорят о том, что он переживает. Без внимания оставлять это нельзя.

Нормальная мать перед экзаменом всегда скажет те самые главные слова: «Ты иди, а потом будь что будет. Главное — помни, что я тебя люблю. И какой бы ни был там результат, я тебя поддержу в любом случае. Пусть там будет даже двойка. Мир не останавливается. Мы с тобой вместе, мы справимся!»

Это ключевые базовые слова для любого родителя. Если даже ты в конвульсиях бьешься, твоя задача — поддержать ребенка накануне. Он будет помнить, что мама ему сказала, что любит, он будет знать, что он не один. Реакция родителя должна быть адекватной.

— Есть такая рекомендация — сменить деятельность. Имеется в виду какой-то отдых?

— Да, это в первую очередь отдых для нервных окончаний. Например, вот ребенок учил-учил математику, потом пришла мама и сказала: «Отвлекись. Что ты хочешь? Поешь шоколадку, посмотри телевизор, посиди в гаджетах, но немножко». Безусловно, наши мозговые центры переутомлены в этот момент, им надо отдыхать. Кто-то рисует, кто-то музыку слушает. Очень много центров, которые задействованы в подготовке к экзаменам — зрительное восприятие, слуховое, речевая активность. Практически весь головной мозг. Отдых, конечно, нужен, переключаться нужно. Лучше переключаться на ресурсные упражнения, которые для души, которые приносят глубокое удовлетворение.

— Мы с вами в основном говорим с позиции родителя, то есть взрослого человека. А как должен повести себя ребенок, если на него давит родитель? Понятно, что цель благая — родитель хочет хорошего будущего для своего ребенка, хочет, чтобы он чего-то добился. И давит.

— Все разные, реакция у всех разная. Много зависит от эмоционального фона, в котором это происходит. Если приходит мама и говорит: «Ты почему не учишь? Иди учи», ребенок должен объяснить маме, что вот сейчас он закончит то, что он делает, и пойдет учить. Сколько там ему надо — 15 минут, 20. Ребенок в любом случае должен прислушаться к тому, что говорит родитель. Если уж мама или папа пришли и просят что-то делать, значит, это действительно нужно. Но и свои личные границы надо отстаивать.

— Посоветуйте школьникам, как успокоить себя перед экзаменом. И после — тоже, если результаты не такие, как хотелось бы.

— Первое — накануне экзамена ни с кем не конфликтовать. Перед самим экзаменом обязательно выспаться, хорошо покушать. Обязательно ресурсы. Это увлечение, хобби, занятие, которое приносит удовольствие, силы, заряжает энергией. Только не гаджеты, не надо сидеть в интернете.

Вся наша жизнь состоит из хороших и плохих событий. И очень многое зависит от нашего настроя на жизнь. Вот если я пессимист, то и жизнь такая будет — скучная, грустная. Я буду остро реагировать на стрессовые ситуации. А если я живой, яркий, стремлюсь к чему-то хорошему, то моя энергия будет мне помогать, я буду достигать каких-то высот.

«Стрессовые ситуации в жизни бывают разные: болезнь близкого, чья-то смерть»

В данном случае мы рассматриваем экзамены. Ну, вот не сдал экзамен. Смотришь, что не выходит даже маленькой троечки, только двойка. Это факт. Ничего изменить в этот момент уже не получится. Этот факт нужно принять, побыть с этим, дать себе поплакать, позлиться. День-два. Но жизнь-то не останавливается.

Поверьте, бывают ситуации намного страшнее, а это всего лишь экзамен. Скорость восприятия у всех разная: ты попереживаешь один день, я — три дня. И это нормально. Но останавливаться не надо. Дальше ищи пути решения. Безвыходных ситуаций не бывает. В любой ситуации есть как минимум три выхода. Это не конец жизни, это дано тебе для того, чтобы ты переосмыслил, сделал работу над ошибками и пошел дальше. Экзамен нужен для того, чтобы мы стали сильнее.

Стресс — это же не только минусы. У него есть много плюсов. Только мы почему-то рассматриваем его с отрицательной стороны. Ничего подобного. Стресс нас делает сильнее, мудрее, помогает нам двигаться дальше.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Мнение
Неделя на Дальнем Востоке: фейк от ЦИПсО в Приморье, священник против НЛО и чистка в «Единой России»
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Бу! Испугался? Новый год через две недели! Как расслабиться и получить удовольствие от декабря
Любовь Никитина
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Мнение
Почему хочется бросить читать в Чите? Колонка книгоголика
Алексей Го-шин-тан
Рекомендуем
Объявления