Минобразования Забайкалья 21 июля отчиталось перед членами правительства за первые полгода 2022-го. Упор в своих отчетах ведомство и представители приглашенных школ и техникумов делали на «воспитательные моменты» — с начала спецоперации на образовательные учреждения легла дополнительная нагрузка в виде уроков «Разговоры о главном» и других патриотических акций. Но всё это никак не решило основные проблемы образования: не возможные протестные настроение среди подростков, а всё еще низкие зарплаты учителей, большое количество зданий, нуждающихся в ремонте и кадровый вопрос.
Часть карточек будут сопровождать цитаты губернатора Александра Осипова, который присутствовал на отчете — для иллюстрации того, какие приоритеты определяют для Минобразования краевые (и федеральные) власти.
По мнению губернатора, сейчас в стране и отдельно в сфере образования происходит «огромная трансформация», но если ценностная трансформация действительно начинает происходить — в школах усиливают патриотическое направление, то до трансформации самой системы пока далеко.
- Зарплаты
- Ремонты
- Строительство школ
- Кадровый вопрос
- Не хватает подготовки по актуальным специальностям
- Патриотическое воспитание
- Прочие проблемы
Зарплаты
Учителям в Забайкалье удается повышать зарплату, но она всё еще ниже, чем в большинстве регионов. Минобразования пытается увеличить зарплаты через отказ от неэффективных трат — например, от финансирования и ремонта малокомплектных школ в районах (детей можно подвозить) и сокращения административно-управленческого и прочего персонала. Всего ведомство насчитало более 2,3 миллиарда, которые тратятся неэффективно, но из этой суммы непонятно, насколько можно поднять зарплату всем учителям в регионе. Минобр, судя по публичному отчету, данные пока не коррелировал.
Другая проблема касается расчёта зарплат. Елена Шестакова, глава регионального профсоюза образования заявила, что нынешняя система расчета — дискриминационная. Вознаграждение педагогов за классное руководство «включают в состав МРОТ» — на это даже обратила внимание прокуратура. Она рассказала, что в некоторых учреждениях не предусмотрены премии из-за отсутствия финансовых средств. Не поощряют учителей, которые готовят стобалльников ЕГЭ или участников олимпиад, — сейчас этим занимается краевой попечительский совет.
Несколько спикеров во время отчета, включая саму Шестакову, сделали акцент на дифференциации по квалификационным уровням и повышении размера ставки — сейчас в нескольких регионах страны обкатывают пилотный проект, который вводит разделительный подход. Позже его запустят во всех регионах.
— Если бы была четко прописана вся нормативно-правовая база, которая должна ссылаться на единые рекомендации по оплате труда российской трехсторонней комиссии, дифференциация была бы обеспечена. Дополнительная нагрузка на педагогов рассчитывается без учета стимулирующих выплат. Это тоже подтвердила прокуратура — не во всех районах учителям платят за почётное звание, квалификационные категории, стаж работы. Всё это упирается в нехватку средств. Ситуация усугубляется с каждым годом всё больше и больше. Поэтому сегодня 25% выпускников не определились с трудоустройством, — объяснила Елена Шестакова.
Она отметила, что сложнее всего приходится молодым учителям начальных классов — их уровень зарплаты с трудом доводят до МРОТ.
Александр Осипов: «Нам надо обратить внимание на систему оплаты труда всех работников образования. Я бы просил, чтобы там не набрали жареных фактов (я сам тоже контрольно-надзорный работник с соответствующим опытом) — очень важен именно комплексный, системный взгляд. Именно насколько она [система] гармонична, [насколько] соответствует современным требованиям, исходя из того, какие задачи мы ставим перед педагогами. Мы только за часы им платим или каким-то образом оцениваем результативность работы, степень увлеченности человека в работе с людьми? Причем с самыми для нас важными и дорогими людьми. Насколько современный взгляд [на нее], насколько она правильно сформулирована, нормативна, нормирована и так далее».
Ремонты
К июлю 2022 года в капитальном ремонте нуждаются 636 зданий в регионе, из них 314 — это непосредственно школы. На отчете Осипов просил собрать все актуальные данные по школам, но по сути, они уже собраны — так говорит зампред губернатора Татьяна Цымпилова.
— Они все подтверждены формой. Все здания, которые требуют капитального ремонта, в систему уже включены.
Губернатора смутило «включение в систему». Он попытался выяснить, значит ли это, что здания просто пересчитали или же по ним уже готовы решения. Выяснилось, что финансирование ремонтов утверждено только для 33 зданий, для 66 требуется «дополнительное подтверждение». Цымпилова попросила учитывать, что программа по ремонту школ рассчитана до 2027 года. Но даже с такими темпами оформления документации и подачи заявок на финансирование, какое есть сейчас, все 626 школ к 2027-му не отремонтировать.
В правительстве считают, что с районами плохо организована работа — именно поэтому Осипов просил еще раз отработать со школами, нужен ли им ремонт, нужны ли они вообще. И здесь снова коснулись темы малокомплектных школ. Включилась Татьяна Клименко, министр образования, которая отметила, что некоторые районы настаивают на включении в список нуждающихся в ремонте школы, которые по сути можно закрыть и организовать подвоз детей в другие. Она привела в пример одну из трёхэтажных районных школ, в которой учатся всего 10 детей.
Но проблема не только в этом. Список хоть и полный и пусть даже включает школы, которые, по мнению властей края и минобразования, можно закрыть, в районах по-прежнему есть проблемы с подготовкой проектно-сметной документации и поиском денег на ее оформление.
Александр Осипов: «Вы должны дать собственную оценку учреждений и сказать, что их надо ремонтировать. Определите сами критерии какие-то и исходя из них... чтобы это не были безжизненные формулы или наборы каких-то данных, по которым совершенно с точки зрения здравого смысла [непонятно], нужно ли какие-то школы отрезать от ремонтов, а какие-то отремонтировать. Надо, исходя из каких-то реальных факторов и нахождения там детей, определиться. Исходя из этого, будем решать задачи. Как сейчас ситуация складывается — районы деньги нашли, сколько-то пачек документации есть, мы с ними пошли в федерацию. А там, где не нашли — там, может быть, в два раза больше школ, требующих ремонта? Это, наверное, неправильная организация работы. Должны быть четкие критерии. А дальше уже [нужно] решать все вопросы, касающиеся ПСД, и как убеждать министерство финансировать это все. Времени катастрофически мало, надо думать. Может, председателю правительства расскажем. [Это будет неправильно], если мы где-то из-за каких-то финансовых ограничений взяли и не выполнили поставленных президентом задач».
Строительство школ
Татьяна Цымпилова озвучила и потребность в строительстве школ — она остается прежней с учетом тех строек, которые пока не завершены. Всего в крае нужно школ на 25 тысяч мест. Сегодня, по словам зампреда, выделено средств на 6,5 тысячи мест. Сейчас в регионе строятся четыре школы, три детских сада-школы и достраивается три детсада.
Проблема здесь не только в отсутствии строек, она снова упирается в районы и недофинансирование. Например, один из районов не может предоставить статистических данных, которые подтверждают демографический рост, а соответственно, и необходимость строительства новой школы. Вписывается ли в концепцию строительства новых школ в районах пресловутый подвоз, на который так мечтают перейти в Минобре, из диалога участников отчета непонятно. Стройки идут, и это уже хорошо. Но их количество мало решает глобальную для края проблему нехватки мест — вот что понятно точно.
Александр Осипов: «Мы договаривались, и вы сказали, что готовы перейти от расчета школ по районам к расчету по отдельным населенным пунктам. И вот мы узнаем, что есть школа на 220 мест, а учатся в ней 600 человек. [...] Все ли мы лучшим образом сделали?»
Кадровый вопрос
Здесь коротко — пока зарплаты у учителей низкие, а нагрузка большая, никто не пойдет работать в школы. Несмотря на то, что представители Минобразования в своих отчетах называли нынешнее время периодом возможностей для оснащения школ и повышения квалификации учителей — для этого есть большая программа по модернизации образования — это не решает проблему с молодыми кадрами и новыми кадрами в целом. К программе «Земский учитель» присоединяются мало педагогов. Как говорила представитель профсоюза — после выпуска из университета люди думают, куда им идти — в школу или в торговлю.
Не хватает подготовки по актуальным специальностям
В крае стараются наладить систему так, чтобы университеты и техникумы выпускали специалистов по нужным для региона и актуальным в целом направлениям. Минобразования края уже много лет говорит о том, как важно наладить связь с горнодобывающими компаниями. Теперь к этому прибавилась IT-сфера. Губернатор колледжам предложил рассмотреть программы подготовки разных специалистов вплоть до ремонтников климатического оборудования, чтобы выпускать как можно больше людей, которые смогут после получения корочек находить работу по специальности.
Александр Осипов в целом про сферу образования: «Нам нужно долгосрочное развитие. Мы чего хотим достичь, мы до чего хотим дотянуться? Не просто пожелания, а детальное планирование, четкие критерии, по которым мы понимаем, чего мы хотим добиться. Какими цифрами наши достижения будут характеризоваться? Кто за это берется?»
Патриотическое воспитание
Самый большой блок обсуждения и приоритет в работе образовательных учреждений в связи со специальной военной операций и теперь уже в целом — государство занялось допобразованием и воспитательной работой в школах. Здесь без лишних подводок речь губернатора:
«У нас происходит отсутствие взаимопонимания. Не складывается у меня ощущения, что это хорошая, последовательная картинка по годам в отношении ребенка (вероятнее всего, здесь имеется ввиду, что патриотическое воспитание должно быть системными с начала и до конца обучения. — Прим. ред.). Как там? Все лучшее, светлое и благое, что достигнуто человечеством, передается ребёнку в образовании? Вот у меня такого ощущения нет. Наша образовательная программа — это эклектика из целого ряда трагедий, которые произошли с нашим государством за последние 100 лет. Сама по себе образовательная программа этому не способствует. Это абсолютно очевидно. Мы это видим по результатам. Внутри вы делаете попытки над этим всерьёз задумываться с 24 февраля, а я до этого много раз говорил, что над этим надо думать. Наверное, разговор в этой части больше всего заслуживает сейчас времени. О том, каковы наши воспитательные компоненты, что мы делаем по ценностям. Мы должны обратить внимание, что у нас наибольшее количество сомневающихся, которые не во всём что-то поддерживали на начальном этапе — это как раз молодежь. Там, где наибольшее влияние, наибольшее время тратится на них государством, там провал, понимаете. Надо серьезным образом над этим подумать. Отдельно подготовим совещание и рассмотрим эти вопросы. Будет очень похвально, если мы сможем устроить [элемент] состязательности учреждений в их поиске наиболее эффективных и деликатных [методов], материалов и занятий по этим задачам».
Прочие проблемы
Теплые туалеты всё еще доделывают — не везде успевают их ввести в эксплуатацию, приходится закупать ассенизаторские машины.
Питание младших школьников тоже пока оставляет желать лучшего — цену «тарелки» (обеда) повысили, но пока этого, судя по отчету, недостаточно.
Очевидно, что есть проблемы с качеством образования — почти 10% девятиклассников в Забайкалье провалили ГИА и пойдут пересдавать в сентябре.
Еще одна проблема — нехватка денег на отправку школьников на разные съезды и проекты.
Помимо школ, в ремонтах нуждаются и детские лагеря.
Оснащения школам всё ещё не хватает, несмотря на мир новых возможностей.
В крае высокая подростковая преступность — Забайкалье в лидерах по стране.