Образование мнение «Может, хоть в "Искре" из тебя человека сделают». Как работать с детьми и подростками в Забайкалье

«Может, хоть в "Искре" из тебя человека сделают». Как работать с детьми и подростками в Забайкалье

Чтобы никого не обидеть

Берем активистов, помещаем их на три недели в среду, где собраны 150–200 таких же активистов, и они в постоянном взаимодействии с равными себе или с теми, кто даже круче и талантливее их, становятся еще сильнее, талантливее, заряженнее и т. д. И уезжают в свои школы заряжать и делать круче свое окружение

Стал свидетелем и даже немного участником дискуссии о правильной и неправильной работе с детьми и подростками как на уровне региона, так и на уровне в целом страны. Если в двух словах, то суть спора свелась к тому, с кем надо работать. Ну, смотрите, на пальцах. Есть дети талантливые. Есть хулиганы. И есть все остальные дети и подростки, нормотипичными их можно назвать (я не знал это слово ранее, и даже не гуглил, подсказал один умный педагог, спасибо, Ирина Фаритовна).

Так вот, есть всероссийские детские центры: «Океан» во Владивостоке, «Орленок» в Туапсе, «Сириус» в Сочи. И все эти учреждения работают с талантливыми детьми. Со звездочками, с самыми-самыми. И чтобы в них попасть, надо хорошо так постараться: собрать все свои грамоты, оформить портфолио, набрать за это определенное количество баллов, и если этих баллов больше, чем у другого талантливого ребенка, то ты получаешь заветную путевку.

Если говорить про уровень региона, то в Забайкалье есть два крупных игрока на рынке дополнительного образования и работы с детьми и молодежью: молодежный центр «Искра» и «Республика юных забайкальцев» (РЮЗ). И тем и другим порой ставят в укор, что они работают с лидерами и активистами, и с ними легко якобы — вы попробуйте раскачать обычных детей, с талантливыми-то легкотня. Есть еще «Эврика», но это филиал федерального «Сириуса», у которого в уставе прописано, что они работают для выявления, самореализации и развития талантов. Или «Юные дарования Забайкалья», тут даже из названия понятно, что этот лагерь не про нормотипичных. Или «Мегаполис» — Дворец молодежи, который изначально задумывался как место сосредоточения талантливой молодежи края.

С хулиганами работают комиссии по делам несовершеннолетних и органы опеки порой. Есть даже целая летняя смена в лагере «Парус», которую проводит всё тот же молодежный центр «Искра» — смена «Юность». В общем, этими детьми тоже занимаются. Плохо или хорошо — не готов судить, но занимаются. А вот нормотипичными получается, что нет. Никому не нужны они выходит. А их большинство. Не всем же быть лидерами и талантами, и хулиганом тоже не каждый уже стал или еще станет.

И вот этот спор откинул меня ровно на 20 лет назад. Всерьез. Я тогда только-только становился вожатым на искровских сменах и спорил с другими вожатыми о наборе детей на смены. Как правильнее? Как в прежние времена, фактически награждаем путевками в «Искру» самых отличившихся в школах детей или же открываем свободную продажу путевок и берем всех без разбора, всех желающих детей, то есть у родителей которых есть деньги на путевку.

Моя логика, как и логика тех, кто «Искру» в свое время придумал, была следующая. Берем активистов (сейчас «Искра» — школа актива старшеклассников, а тогда это была школа комсомольского актива), помещаем их на три недели в среду, где собраны 150–200 таких же активистов, и они в постоянном взаимодействии с равными себе или с теми, кто даже круче и талантливее их, становятся еще сильнее, талантливее, заряженнее и т. д. И уезжают в свои школы заряжать и делать круче свое окружение: в Борзю, Чиндалей, Урульгу, в школы по всей тогда еще Читинской области. Ура! Все молодцы. И я сам ровно так попал на свою первую «Искру» после 9-го класса в августе 2002 года. Есть нюанс, конечно, — меня завуч Маргарита Арсентьевна наградила путевкой в «Искру» для перевоспитания. Цитирую: «Может, хоть в "Искре" из тебя человека сделают». Но считово же, наградили и наградили.

Но по итогу та система сломалась. И нет больше ни награждений, ни отбора. Или почти нет. На искровских семинарах в районах и на прочих круглогодичных мероприятиях «Искра» дарит особо отличившимся детям скидки на летние смены, а на некоторых сменах так вообще награждает бесплатными путевками на следующее лето, но это скорее локальные эпизоды, и не система вовсе.

Кажется логичным, что этот пробел работы с нормотипичными детьми должно закрыть созданное «Движение первых» (общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи. — Прим. ред.). И, может, уже закрывает, я правда не погружался в их работу. Но конкретно в нашем регионе у «Движения первых» сложная задача. С одной стороны, есть готовая и выстроенная система работы с детьми и молодежью — «Искра» и РЮЗ, о которых я уже говорил, но с другой — теперь как-то надо самим в эту систему встроиться и ничего не сломать. И не разрушить. И это я сам знаю только про «Искру» и РЮЗ, но уверен, что есть еще много чего на самом деле работающего и дающего результат в системе работы с детьми и молодежью в регионе. И всё это надо подружить и встроить во что-то новое и цельное. Непросто.

И вряд ли открою тайну, если поделюсь информацией о том, что «Движение первых» в каждом регионе проводит свои летние смены, с БЕСПЛАТНЫМИ путевками, за 0 рублей то есть. И это очень крутая возможность вернуть на летние смены районных детей. На смены в лагерь «Парус» такие дети, увы, практически перестали ездить. Из-за стоимости путевки, конечно, в первую очередь. 28 800 рублей — стоимость доплаты родителей на 1 смену лета 2024 года. И никаких кешбэков или скидок. Даже для читинских родителей сумма внушительная, а для районов края неподъемная совершенно.

И не секрет, что именно «Парус» был выбран якорной базой для смен «Движения первых» в Забайкалье, и мы уже думаем о том, как органично встроить существующие искровские смены и программы в «Движение». И наоборот, как встроить совсем еще молодое «Движение» в то, что было создано в регионе 59 лет назад. И если в этом году уже не успеем, то в 2025-м, думаю, на всех сменах «Паруса» появятся своеобразные квоты для «Первых». И об этом надо говорить уже сейчас. И объяснять. И разговаривать с детьми, с родителями, с учителями. Со всеми участниками процесса. И пока никто не знает, как будут выбирать, кому достанется бесплатная путевка. Моя позиция известна — ребенок из района, самый активный и неуемный, которому больше всех надо. Такой после возвращения со смены сможет повести за собой и зарядить окружающих. Но это опять не про нормотипичных, простите.

И возвращаясь к тому же всероссийскому детскому центру «Океан». Я сам бывал там ребенком на смене «Молодые лидеры России». И путевкой меня наградили соотрядники на той самой моей первой «Искре», которая меня должна была сделать человеком. И нас таких было 25 человек, и мы все вместе поехали в ноябре 2002 года в одном вагоне во Владивосток. И там было круто, среди таких же 14–16-летних подростков, которых этими путевками тоже наградили. Не всех, конечно, со мной в отряде был сын завуча одной из школ Владивостока, который в шестой раз только за тот год поехал в «Океан», но такие сбои есть в каждой системе, мне кажется.

И кроме «Океана» и «Искры» я и не был, по-честному, ни в одном лагере. А, нет. Еще «Юные дарования Забайкалья» в 2003-м. Это я к тому, что я необъективен. И считаю эффективной систему работы первично именно с одаренными детьми. Отдельная тема — встраивание в искровские смены детей из детских домов и социально неблагополучных семей, это у нас тоже отлично получалось. Когда в каждом отряде из 25–28 человек два-три таких ребенка. И они, увидев совсем другую среду и другое окружение, менялись и сами. Но это тема отдельного разговора и отдельной дискуссии.

И было бы странно, конечно, если бы у меня, ненормотипичного хулигана, которого 22 года назад оправили в «Искру» становиться нормотипичным, было иное мнение.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления