
Эльвира Кундуева
Учительница русского языка и литературы Эльвира Кундуева получила звание «Учитель года Забайкалья — 2025», победив в краевом конкурсе. Она преподает в школе № 1 поселка Дарасун, с победой на своей странице во «ВКонтакте» ее поздравил глава Карымского района Алексей Сидельников. О своей методике преподавания корреспонденту «Чита.Ру» 7 апреля рассказала сама Кундуева.
«Ваш вклад в образование нашего района неоценим. Вы не просто передаете знания, но и воспитываете в учениках любовь к слову, к культуре, к истории нашей страны. Я горд тем, что в нашем районе есть такие замечательные педагоги, как вы», — написал на своей странице Сидельников.
Эльвира Кундуева рассказала корреспонденту «Чита.Ру», что на конкурсе вела урок так, как ведет его обычно. Она не читает материал, просто чтобы озвучить его, а пытается вовлечь учеников в процесс.
«Надо спросить у экспертов, как мне удалось победить. Я не знаю, сколько мне баллов дали и за что, но я приложила все усилия, все навыки и технологии, которые возможно. Делала всё от души, делала всё так, как делаю на каждом занятии. Поэтому удалось найти контакт с детьми, воодушевить коллег, показать, насколько можно превратить любое занятие в что-то полезное», — сказала она.
Преподаватель привела пример, как ее 10-й класс в школе Дарасуна сейчас изучает «Войну и мир» Льва Толстого. Каждый ее урок не остается в рамках предмета русского языка или литературы, а распространяется и на остальные.
«Очень много берем исторических сведений и фактов, работаем с интеллект-картами. Текст превращаем в интеллект-карту. Один из мастер-классов, которые я показывала в рамках конкурса, как раз был посвящен картам. Коллеги оценили, сказали, что было очень познавательно и интересно попробовать на своих предметах», — отметила она.
На вопрос журналиста о том, читают ли сейчас дети и любят ли они это, Эльвира Кундуева отметила, что сейчас ученики читают по интересам, любят осваивать материал быстро, поэтому часто прибегают к краткому содержанию.
«Мы изучаем огромные классические произведения литературы, поэтому я не исключаю, что многие из них обращаются к краткому содержанию, но моя задача научить их думать через слова писателей, поэтому на уроке мы точно читаем в той мере, которая нам необходима для программы. Дома они обдумывают то, что удалось прочитать. Если это кого-то сильно заинтересовало, то дети переключаются на более серьезные произведения, не останавливаясь на школьной программе. Есть и те, кто не слишком заинтересован в чтении текстов, потому что углублены в другое. В таком случае ребенок остается на уровне того, о чём мы говорили на уроке, возможно, когда-то во взрослой жизни он вспомнит и всё равно прикоснется к тексту. Это тоже хорошо. Главное, чтобы прикоснулся по желанию. Насильственно заставить читать чисто технически возможно, но принесет ли это пользу? Я не думаю. Нужно рассказывать обо всём, прививать любовь ко всему, а что ребенок от этого возьмет — покажет время», — рассказала педагог.
Учитель отметила, что в последние годы зарплата выросла. Однако для комфортной жизни она берет много дополнительной нагрузки.
«Я не брала нагрузку ровно на ставку и не знаю, сколько ровно по ней может выйти. С учетом всего того, что я сейчас беру и веду, — это 27 урочных часов и классное руководство — меня вполне устраивает та сумма, которую я получаю. Если всё побочное убрать, думаю, было бы намного меньше», — сказала она.
Эльвира Кундуева считает, что зарплата педагогов должна расти еще, чтобы учителя не надрывались на двух ставках, а имели возможность для саморазвития. К тому же к каждому уроку необходимо подготовиться.
«Если было бы 18 часов — это три урока в день — тогда было бы намного больше времени на самосовершенствование. Когда каждый день у тебя по семь уроков и ты понимаешь, что это необходимо, чтобы была зарплата, тогда сложно находить время на творчество, на себя и саморазвитие. Тут вопрос относительности. Меня с моей огромной нагрузкой устраивает зарплата, которую я за эту нагрузку получаю», — уточнила она.





