Режиссер: Мэтт Ривз
В ролях: Майк Вогель, Майкл Сталь-Дэвид, Лиззи Каплан
Мы видели Годзиллу, Кинг-Конга, Хищников, Чужих и других чудовищ, рушащих все вокруг и безжалостно убивающих людей, не вовремя попавшихся им на пути. Казалось бы, пресытившегося фильмами-катастрофами зрителя уже ничем не напугать и не удивить. Сделать это удалось Мэтту Ривзу и Джей Джею Абрамсу, продюсеру нашумевшего сериала «Остаться в живых». Они создали нечто, что потрясло буквально весь мир – «Монстро». Проект позиционировали как «фильм, после которого можно в принципе больше не ходить на фильмы-катастрофы, ибо лучше, масштабней, реалистичнее и страшнее быть не может». Это вызвало огромный зрительский интерес: на премьерном показе «Монстро» кинозал был почти полон.
Начало фильма не предвещает ничего ужасного: прощальная вечеринка в честь отъезда главного героя Роба в Японию, где его ждет хорошая, прибыльная работа. Друзья веселятся, слушают музыку, фотографируются и записывают пожелания Робу на любительскую видеокамеру. Праздничную атмосферу разрушает дикий рев и взрывы, донесшиеся снаружи. Что-то ужасное бродит по центру Нью-Йорка, пожирает людей и сминает небоскребы, словно картонные домики. Повсюду взрывы, военные отчаянно палят в небо, а перед обезумевшими людьми падает помятая гигантская голова Статуи Свободы. Пробираясь сквозь обломки рухнувших зданий, Роб в компании трех друзей отправляется спасать свою возлюбленную, запертую на тридцать девятом этаже небоскреба. Все это традиционно, привычно, знакомо.
Только есть одно «но»: фильм стилизован под домашнее видео и все, что мы видим на экране, якобы снято на любительскую видеокамеру, с которой не расстается один из друзей главного героя. Характерное трясущееся изображение, постоянный гул, крики людей – зритель будто бы сам становится одним из свидетелей страшной трагедии. Объектив, словно взгляд человека, хаотично перемещается, и мы видим то падающие верхушки зданий, то чьи-то ноги, а порой и вовсе ничего не разобрать. Именно такая документальная съемка делает из традиционного по содержанию фильма по-настоящему страшную историю, в которую веришь.
Такая техника не нова. Девять лет назад появилась «Ведьма из Блэр», стилизованная под любительскую съемку, якобы сделанную одним из пропавших в лесу студентов. Новшество «Монстро» заключается в правильном соединении подобной съемки и спецэффектов: вся катастрофа показана такой, какой ее увидели простые жители Нью-Йорка. Если падает здание, то рядом с тобой, если летит камень, то непременно в тебя. Точнее в того, кто снимает. Парень Хад, который героически все запечатлевает на камеру для истории, в течение фильма становится нам самым близким человеком. Мы вместе с его камерой уворачиваемся от падающих обломков, пытаемся убежать от наступающего монстра, заглядываем за угол, опасаясь столкнуться с чудовищем нос к носу. Весь страх, ужас, панику ты переживаешь в зрительном зале так же сильно, как люди на экране.
И вместе с ними пытаешься разглядеть этого монстра, безжалостно пожирающего город, узнать, как он выглядит, что делает. Но среди высотных зданий видны лишь какие-то части его тела. И от этой неизвестности еще страшнее, и еще сильнее ты вдавливаешься в спинку кресла. Вряд ли нашим героям светит благополучный конец, потому что в этом фильме с каждой минутой ситуация все хуже и хуже. Тем неожиданнее для зрителя финал.
Поскольку весь фильм снят в жанре любительской съемки, постоянная тряска изображения на большом экране к концу несколько утомляет. Но спасает «Монстро» его масштабность, зрелищность, жутковатость. Даже киноляпы, красноречиво говорящие нам о кропотливой работе монтажера, не бросаются в глаза. Что-то постоянно отвлекает внимание от главного – то крик, то перекошенное ужасом лицо, то неожиданное перемещение видеокамеры.
Сложно сказать, удался фильм или нет. Если судить по кассовым сборам – безусловно. На сегодняшний день это рекорд для киноленты с бюджетом всего 30 миллионов долларов. Если же судить по тому, что Джей Джей Абрамс мог сделать и что у него получилось – это, мягко говоря, провал. По крайней мере, выжимать все до последнего доллара из удавшейся когда-то фишки – как-то непрофессионально.