Развлечения Сделал сам: пушка-«сорокапятка» 53К и военный автомобиль ГАЗ-б7Б

Сделал сам: пушка-«сорокапятка» 53К и военный автомобиль ГАЗ-б7Б

О том, что историю страны можно изучать не только по учебникам, Владимир Семченко знает не понаслышке. Он уже показывал, как своими руками восстанавливает старые авто. Но на этом герой нашей рубрики не остановился и специально к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне собрал противотанковое орудие – «сорокапятку». А какая пушка тронется с места без поддержки?

«Время есть – появились возможности. Я от этого дела получаю удовольствие, «заболел» уже! Друзья помогают варить, находить детали. А домашние относятся с пониманием. Единственное – куртки стирать часто приходится, – улыбается Владимир. – И жена все время говорит: «Ты директор или нет? Почему у тебя за руки всегда, как у слесаря, в грязи и с порезами?» Но летом я ее забираю прямо с работы на своей «Волге» – так она всегда сияет и гордо садится».

О причине обращения к военной технике реставратор говорит очень просто: «Моя главная цель – чтобы наши внуки и правнуки видели, на каком вооружении мы одержали такую великую победу. Другой цели просто нет и не может быть. Мне не нужны деньги от коллекционеров или клубов, потому что на этом деньги делать нельзя… Это святое! Просто подумайте: любая советская семья прямым или косвенным образом имеет отношение к Великой Отечественной войне. У кого-то погиб дед, у других мать работала на заводе, разве всем этим стоит торговать?! Ну что смеяться, деньги – это не главное».

45-мм противотанковая пушка-«сорокапятка» 53-К

После прошлогоднего парада Победы Владимир принял решение найти фронтовое орудие и восстановить его. Но три месяца поисков ничего не дали. Тогда инженер-атомщик по специальности решился за создание макета легендарной «сорокапятки»: «Какие-то габаритные чертежи я нашел в Интернете, а все остальное вычерчивал и высчитывал сам. Смотрю – вроде получается, и похоже. Только вместо прицела я сделал нивелир (прибор для определения разности высот двух точек земной поверхности. – Прим. авт.), но и он 1937 года. Не могу нигде найти данные о том, какой же прицел на ней стоял. А вчера мне привезли заклепки тех же годов, но не хочется ничего поцарапать – к параду уже все готово».

Это интересно
Солдаты дали нарицательное имя «сорокапятка» советскому орудию из-за ствола диаметром 45 мм. Тем не менее она имеет еще одно название – «Прощай, Родина». Пять человек, которые получали в свое распоряжении пушку, знали, что, скорее всего, больше не останутся в живых. Причина – легкая обнаруживаемость и слабость брони 53-К. Состояла на вооружении СССР с 1937 по 1943 гг. Всего было изготовлено более 37 000 орудий.

«Представьте себе, как на эту пушку ползет 25-30-тонный так! А ведь эта малютка воевала с ними на равных. Недаром говорили: страх фашистам – конец расчету, – рассказывает Владимир Семченко. – Потому что она практически ничем не защищена. Допустим, идет колонна немецких танков, и пушка сразу обнаруживает себя перед врагом после первого выстрела – из ствола выскакивало пламя до трех метров, и другие танки легко находили цель. Получается, что эти целеустремленные люди, озабоченные победой, просто шли на смерть. Они гибли, чтобы подбить один или два танка, а в живых оставались лишь чудом».

1 из 7

Легковой военный автомобиль ГАЗ-б7Б

Ветеранам войны свою противотанковую пушку Владимир еще не показывал – ждет парада. Но реакция героев страны на его ГАЗ-67Б надолго сохранились в его памяти: «Я помню, как приехал к мемориалу, оставил машину, а когда возвращаюсь, то вижу: ветераны в ней уже все места заняли, в том числе и водительское! Затем, когда поехали, я смотрю, что их в машине целых восемь человек, некоторые на колени другу к другу сели. У одного даже слезы навернулись: «Я же на ней работал!», а другой – «А меня на ней подвозили!», и пошла такая волна воспоминаний, что на это было очень трогательно смотреть. И мы едем по городу, а нас все пропускают, сигналят, руками машут и даже показывают».

На восстановление легкового военного автомобиля у реставратора ушло несколько лет. Где только не были найдены те самые оригинальные запчасти: Омск, Пенза и Томск. Семченко по кускам собирал действующий исторический памятник. И результат налицо – машина и сейчас способна прокатить с ветерком даже по не самым хорошим улицам, так как изначально рассчитана на бездорожье. Но особенно нашему герою запомнился момент первого «пробуждения» его новой работы.

«Проверил все еще раз, взял заводную ручку, всего лишь хотел посмотреть, крутится или нет, а она раз – и завелась! Я был поражен: техника старая и столько стояла, но как делали, – улыбается Семченко. – Конечно, я и карбюраторы очистил, и бобину подладил, но не ожидал, что авто с четвертушки оборота легко и просто заведется. У этой машины есть старина и героизм, поэтому к ней немного другие чувства, чем к остальным проектам, но желание для всех – одинаковое».

Это интересно
ГАЗ-67Б снабжался специальным бензиновым фильтром, который располагался в ногах у старшего офицера под передним сидением. Обычный вариант комплектации – одно запасное колесо и канистра с бензином. Допускалась установка стойки с пулеметом. Помимо передвижений командного состава автомобиль возил за собой «сорокапятку». Машина производилась в СССР в 1943 по 1953 гг.

Сразу после юбилейного парада победы Владимир не планирует закрывать свой ГАЗ-67Б с «сорокапяткой» в гараже или отдавать их музеям: «Выставим машину с пушкой на площади, чтобы дети попрыгали. В этом году меня уже просили принять участие в выставке около МЧС – школьникам посмотреть. Других назначений и нет, они для того и воссозданы, чтобы люди помнили и знали свою историю».

1 из 26

Главная трудность, которую предстоит преодолеть реставратору, заключается в одном: вовремя добраться туда, где его будут ждать. «Ты едешь, а тебе все сигналят, показывают большой палец вверх или просят остановиться и дать сфотографироваться, – делится Владимир Семченко. – А инспекторы ГАИ не пропускают с просьбой дать посмотреть. Конечно, все это очень приятно. Теперь осталось к лету свою красавицу-«инвалидку» наконец-то доделать!»

Фото: Фото Григория Сотникова, видео Андрея Винникова, монтаж Дмитрия Сиваша, инфографика Эдуарда Фадюшина
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления