Семья «Почему не пять?» Психолог — о том, как убить детям самооценку разговорами о школе

«Почему не пять?» Психолог — о том, как убить детям самооценку разговорами о школе

А вот Катя, кстати, и учится отлично, и дома убирается

Взрослые такие странные, хотя раньше тоже были детьми

«Ну что, сколько пятерок?», «Почему не пять?!», «А вот Катя и учится хорошо, и дома убирается» — вот краткая инструкция, как расстроить ребенка, убить в нем хоть какое-то желание учиться, испортить самооценку и посадить зернышко тревожности. Узнали себя в этих фразах? Я — да. Как правильно и экологично разговаривать с детьми о школе, разбираемся вместе с психологом Татьяной Ержениной.

Татьяна Ерженина — логопед, дефектолог и психолог с 18-летним стажем

А может, вообще не говорить о школе?

Не говорить — лучше не надо. Школа — это ситуация успеха. Так же как детский сад для дошкольника и работа для взрослого.

— Если мы не будем говорить с ребенком о школе, у него может закрасться мысль, что он не интересен своим родителям, — говорит психолог.

Дети ведь тоже люди, правда же? Успехами хочется поделиться, а при неудачах получить поддержку. Всё как у взрослых. Так что разговаривать о школе с детьми нужно обязательно, другой вопрос — как делать это правильно, не травмируя восприимчивую детскую психику.

Реагировать на оценки и не быть токсиком

Тут главное не спрашивать с порога, сколько пятерок и опять ли двойка. Первое важное здесь — никогда не ругать ребенка за плохие оценки.

— Самая распространенная ошибка и самый распространенный метод воспитания — крик, — говорит Ерженина. — Реагировать на оценки нужно адекватно. Получил ребенок плохую оценку — не ругать, а разговаривать. Спросите: «Как ты себя чувствуешь, как думаешь, заслуженно ли ты получил такую оценку?»

— Если мы будем постоянно кричать, то ребенок будет постоянно сомневаться в себе, думать: «Я не достоин поддержки. Я не могу учиться по-другому». И эти сомнения будут преследовать его всю жизнь.

Второе важное — не игнорировать хорошие оценки, если ребенок отличник или хорошист. Частенько родители таких ребят начинают воспринимать четверки и пятерки, заработанные честным детским трудом, как должное. Как будто в этом нет никакой заслуги. Я как раз из таких детей. Помню, как сейчас.

— Мама, а почему ты не спрашиваешь у меня про оценки?

— Я и так знаю, что у тебя всё нормально.

С одной стороны, приятно, что родители в тебе настолько уверены, с другой — ты как будто им совсем неинтересен.

— Это ведь наши взаимоотношения с ребенком. Если мы будем конструктивно действовать, мы убережем его от негативных эмоций, тревожности, страхов. Вот это как раз и рождает у ребенка понимание, что он важен и нужен.

Мотивировать, но не обманывать

— Оценка, конечно, важна, потому что, опять же, это ситуация успеха/неуспеха ребенка. Но гнаться за цифрами, мериться количеством пятерок неправильно. Школа — это не соревнование. Нет задачи получать много пятерок.

Согласна на все сто! Задача родителя объяснить ребенку, зачем вообще учиться в школе, если можно снимать видосики, прославиться и укатить в какой-нибудь Дубай. Здесь надо быть честным и аргументированно рассказать, зачем нужна школа, четко обрисовать перспективы, придумать позитивные способы мотивации — и будет вам счастье. Только не обманывайте.

Пример. Нам с сестрой папа как-то пообещал по пять рублей за пятерки, по четыре — за четверки. Расчет должен был производиться в конце года, а за тройки и двойки были санкции с большими вычетами из общей суммы. Учились мы хорошо и до этого, но, как мне помнится, стоял вопрос смысла в хороших оценках. И папа придумал вот такой способ, прям как у взрослых на работе. В конце года я старательно пересчитала все оценки, провела все вычеты. Сумма получилась по моим ощущениям шикарная для пятиклашки. Но увы и ах! Денег мне никто не заплатил. Было обидно? Да. Стала ли я учиться хуже? Возможно. Плюс потеряла смысл этого всего. Ну и осадочек остался. Не надо так.

Не сравнивать с другими

Ох уж этот сын маминой подруги, который хорош и в учебе, и в домашних делах, и, наверное, может построить ракету на кухне. Сравнение такое настолько распространено, что стало всенародным мемом.

Ерженина говорит, что, когда мы сравниваем ребенка с другими, мы убиваем его самооценку. Потенциал угасает, школьник забывает, кто он на самом деле. На первый план выходит соревнование и сравнение себя с другими. А если я не лучше других, то получается, плохой. Лучше объяснить ребенку, что все мы разные и каждый хорош в своем.

Не пугать «дворниками»

Ну серьезно. Зачем дискредитировать в глазах ребенка какую-либо профессию? Причем разные дети на такие запугивания реагируют по-разному. Для одного это станет мотивацией доказать всё и всем, для другого — поводом поверить, что ему ничего не светит, а третьему будет вообще по барабану, что вы там говорите, чтобы подчеркнуть его несостоятельность.

— Ребенок вырастет и будет доказывать всему миру: «Я хороший». «Вы говорили, что стану дворником, а я не стану!» Но доказывать-то никому и ничего не надо. Чувствовать себя хорошо здесь и сейчас, стремиться к тому, что нужно мне, а не кому-то — вот что важно. Такой фразой мы убиваем свободу, заставляем делать то, что мы хотим. Это демотивация, которая рождает модель поведения человека, старающегося наперекор всему, а не ради себя.

И как тогда правильно?

Здесь стоит быть особенно аккуратными, школа — это и так тяжело. Так что не будем становиться одной из главных причин школьной тревожности. Часто родители где-то неосознанно или наоборот подкрепляют эту заразу неаккуратными фразами. Как итог — успеваемость падает, ребенок не хочет ходить в школу, часто расстроен и плачет, у него появляются навязчивые движения.

Важно! Не закидывайте ребенка вопросами сразу с порога, дайте ему отдохнуть после тяжелого дня, спокойно пообедать, а потом уже думать про все школьные приключения и домашнюю работу. Вместо токсичных вопросов лучше задать, например, такие:

  1. Что сегодня интересного было в школе?

  2. С кем ты сегодня общался?

  3. Что изучали?

  4. Был ли сегодня твой лучший друг в школе?

  5. Ты вчера так старательно готовился к урокам, получилось выступить? Тебе понравилось?

  6. На каком уроке тебе было интереснее всего?

Попробуйте пару раз позадавать такие вопросы, и вы увидите, как ребенок сам раскрывается, начинает больше вам доверять и стремиться к учебе. И, пожалуйста, любите детей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления