![](https://n1s1.hsmedia.ru/a4/11/71/a41171518a87298071659879bae5ca28/656x492_1:5803_8c1103f69e46703df2b6bd1c120556d3@1280x960_0xzsjCg5oV_4953049725109850758.jpg.webp)
Супруги водят трамваи вот уже четверть века
Свою будущую жену Дмитрий увидел во встречном трамвае, а дальше — началась 22 летняя история любви к друг другу и к общему делу. Почти четверть века супруги из Барнаула управляют трамваями, делят быт и воспитывают детей.
О своих рабочих буднях, а также о том, почему водить трамвай романтично и сложно одновременно, пара рассказала нашим коллегам из NGS22.RU.
«Даже в выходные просыпаюсь в 3 утра»
— Я увидел ее во встречном трамвае, сначала просто помахал, а потом решился познакомиться и пригласил на свидание, — рассказывает Дмитрий.
Наши герой и героиня говорят, что пришли работать водителями по любви. Дмитрий еще в 1997 году устроился контролером, а уже в двухтысячном стал водителем:
— С детства люблю технику. Меня отец к ней приучал. Несколько раз пытался уйти с этой работы, но возвращался, понимал, что не могу иначе.
Светлана пришла в профессию благодаря родителям:
— Они проработали в депо всю жизнь. Я свой выбор сделала уже в 22 года. Конечно, вставать в три утра было тяжело, но со временем и с этим смирилась. Даже в выходные просыпаюсь это время, организм привык.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/80/a5/e9/80a5e96068f862921dc09f374c0ca11a/656x401_1_75217bfe41991b445c5e18d4b50bfab5@1208x738_0xwZLPFnMY_0962115651359839548.jpg.webp)
На фотографии — родители Светланы, они проработали водителями трамваев по 40 лет
У старшего сына пары уже есть ребенок, а их младшему сыну одиннадцать. Работа мамы с папой приучила детей к самостоятельности — родителей нет дома по 8–12 часов, но чаще зарабатывается Светлана. Дмитрий же следит за бытом.
— Мы не заметили как пролетели 25 лет. Сидишь за управлением, видишь людей, смотришь, как меняется наш город. Это же здорово! Мы особенно любим ночное время, такая сказка! Мы уверены — на заводе было бы не так интересно, торчишь всё время в помещении и белого света не видишь, — говорит Светлана
— Просто мы романтики, — добавляет Дмитрий.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/dd/84/e9/dd84e9b1ae2d504110fc1955717d7aaa/352x264_1:5803_4616e4fb00d124eff62e88c6bc259019@1280x960_0xUMoQsjKJ_9381336871331617606.jpg.webp)
Женаты вот уже 22 года
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bd/c2/76/bdc276bda38e1e6c978c4485f232c334/352x264_1:5803_77181142499816f178711e0f845c2cc2@1280x960_0xcvgeQijO_2801780579274522523.jpg.webp)
Их внуку три года
«Зрение работает на 180 градусов»
По словам супругов, молодые сотрудники проявляют интерес к профессии, но быстро уходят. Причина в сложностях графика и физической нагрузке: не все выдерживают настолько ранние подъемы, постоянное напряжение на линии, вибрации и работу в любых погодных условиях. Поэтому водителей всегда не хватает, а Светлана с Дмитрием чаще всего выходят подрабатывать и на выходных.
В кабине водители всегда находятся в напряжении, поскольку в такой работе важен контроль за всем происходящим на дороге. В этой профессии предусмотрен льготный стаж. Так, уже через три года, в свои 50 лет Светлана сможет выйти на пенсию. Но перестать работать не планирует.
— Следишь за пассажирами, пешеходами, дорогой. Зрение работает на все 180 градусов. Как говорится, пока на работе находишься 8 часов, 8 часов мозги включены. И не устаешь. Как только вышел из вагона, домой пошел — расслабился.
Со стороны работа может показаться простой — несколько педалей, один рычаг и множество кнопок. Но ответственность водителя огромная, а любая ошибка может обернуться трагедией:
— Ты не просто сидишь за рулем, а постоянно наблюдаешь: кто-то бежит на переход, кто-то выскакивает на дорогу, машины подрезают, — рассказывает Дмитрий.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ea/25/60/ea256031e17d7089d1f77f1f18e826c4/656x492_1:5803_e853d999595fdfe34bd66905919afa43@1280x960_0xHqXxMKvE_9845512770579887091.jpg.webp)
У водителей трамвая нет руля, но есть рычаг, который позволяет двигаться вперед или назад
— За время моей работы у меня было четыре аварии. Ни одной по моей вине. Машины просто попадали под вагон, — рассказывает Светлана.
Главная отговорка нарушителей: «Мы вас не видели». Но причины ДТП всегда банальны: невнимательность, игнорирование зеркал и светофоров.
— Помню, машина влетела в мой синий вагон, и водитель как-то с растерянностью спросил: «А почему у вас вагон не красный?» Как будто цвет что-то поменял бы, — вспоминает она.
Некоторые ситуации и вовсе выбивают водителей из колеи:
— Однажды пассажир не успел добежать до трамвая — его сбила машина прямо у меня на глазах. А я на остановке стояла, ждала его.
«Люди у нас добрые»
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3a/95/a9/3a95a9a0bcfeb2295191815b723c552e/656x492_1:5803_dbee3f89d47f81e5234e9deda9586a2e@1280x960_0x52tKMg4O_6973021142110927087.jpg.webp)
Работа сложная, но и в ней есть особая романтика
После каждого круга по городу у водителей традиционный обход вагона, они осматривают его состояние и немного разминаются, а в свое обеденное время приводят водительскую кабину в порядок, протирают стекла и заботятся о чистоте внутри. Количество кругов зависит от маршрута, как правило, в день накатывают не больше десяти.
Перед началом рабочего дня водители собираются вместе и пьют кофе, без него на маршрут не выходят — традиция. А уже после расходятся по своим «коням». Чаще всего Светлана работает на третьем маршруте, а Дмитрий на девятом. И пассажиры их запоминают: приносят с дачи овощи, а кто-то дарит цветы или несет яблоки.
— Конфетами заваливают постоянно, фруктами, шоколадками. Люди у нас добрые. Да и замуж зовут периодически. Как-то раз молодые парень с девчонкой подарили букет цветов, сказали: «Спасибо, что довезли нас». И убежали. Благо, муж к цветам не ревнует, — смеется Светлана.
В свободное время супруги предпочитают о работе не говорить, дома любят почитать новости, проводить время вместе, а летом выбираться на природу, путешествуют по России. Но признаются, что живут работой:
— У нас даже сын, когда был еще совсем маленьким, всегда интересовался: как дела на работе, как там клиенты? Мы всегда смеялись, живем же трамвайкой.