12 января читинский клуб любителей внедорожников «Диверсант» открыл сезон 2008 года. 11 экипажей внедорожников, стартовав вдоль реки Ингода от села Сивяково, преодолели дистанцию протяжённостью 50 км приблизительно за шесть часов.
В составе клуба люди совершенно разные. Глава читинских «Диверсантов» Павел Добровлянин вспоминает, что пять лет назад, когда открывался клуб, было около сотни экипажей, но время отсеяло многих. Кто-то не рассчитал силы, кому-то стало жаль свою машину. Сегодня в клубе состоят более 20 экипажей, около 10 машин принимают участие в любом мероприятии. Есть и семейные экипажи, которые берут с собой в относительно спокойные экспедиции детей.
Ещё одна общая черта у «Диверсантов» - возможность приобрести и оборудовать автомобиль. Стоимость готовой к трофи машины Павел рассчитывает так: цена автомобиля плюс ещё две-три таких же суммы. Нередко в процессе гонки машина ломается, так что её приходится тащить до гаража на буксире, а потом тратить большие суммы на ремонт. Для участия в длительной экспедиции желательно иметь усиленную раму, лифтовую подвеску, блокировку мостов, 35-дюймовую резину, обязательны сильные лебёдки. Сейчас среди джиперов популярны GPS-навигаторы, которые гораздо удобнее бумажных карт. Кроме этого, в салон можно взять рацию для связи с остальными экипажами и спутниковый телефон для тех мест, где нет мобильной связи. Запас пищи, воды и топлива в путешествии тоже необходим.
2007-ой в зеркале заднего вида
Открытие сезона-2007 клуб внедорожников проводил в феврале. Этому событию и Дню защитника отечества были посвящены соревнования «Диверсант-трофи 2007». Джиперы состязались в трофи-ориентировании на GPS координатах. В марте «Диверсанты» принимали участие в классическом триале, соревнования по которому состоялись в рамках выставки «Автотрансэкспо 2007» на триальном полигоне выставочного центра «Забайкальский». В апреле клуб собирал всех желающих прокатиться в дремучих лесах по маршруту Чита - Танга - Ямаровка - Кыра - Чикой. За три дня похода джиперы выяснили у местных жителей и золотодобытчиков маршруты для проведения намечающейся экспедиции «Неизвестная Даурия». Трофи-рейд «Саранакан-2007» «Диверсант» устраивал совместно с иркутским клубом «Протектор» в мае.
Семь читинских команд, представленные «Диверсантом» и друзьями клуба ЗАО «Мостоотряд», приняли участие во II этапе Кубка Восточной Сибири по трофи-рейдам 2007 года. Соревнования проводились в июне, на них «Диверсанты» отвоевали у иркутян второе и третье место. На II этап Кубка Восточной Сибири по трофи-рейдам 2007 года читинская команда отправилась в Иркутск в составе членов клуба и ЗАО «Мостоотряд» - всего семь экипажей.
Не обошли стороной любители внедорожников 70-летие образования Читинской области. Джиперы Иркутской и Читинской областей встретились в районе рек Монгой и Хола на северных отрогах Яблонового хребта, устроив соревнования «Танк-трофи 2007».
В ноябре команда Читы вновь ездила в Иркутск. На этот раз для участия в финальном этапе Кубка Восточной Сибири. По итогам четырех этапов Александр Бизяев на «вездеходном» УАЗе занял второе место, а третье взял экипаж в составе Алексея Кастрицкого и Константина Коноплева на УАЗе. В классе «стандарт» Кубок Восточной Сибири выиграл читинский экипаж Андрея Тихонова и Юрия Буинцева.
«Неизвестная Даурия-2007» в подробностях
В течение всего года «Диверсанты» тщательно готовились к серьёзной и длительной экспедиции «Неизвестная Даурия-2007». Путешествовать по Забайкалью собирались джиперы из Москвы, Омска, Томска, Новосибирска, Нижневартовска, Симферополя и Севастополя, Одессы и Владивостока. Читинцы прорабатывали маршруты, ездили в разведку по районам области, выбирали достопримечательности, которые бы заинтересовали гостей. 25 июня основная часть экспедиции, представленная клубом «Off road master», стартовала из Новосибирска, через пять дней явившись в район озера Тасей.
2 июля в базовый лагерь подтянулись отстающие экипажи, и начался пробег по Забайкалью. После нескольких поломок экспедиция начала здорово отставать от намеченного графика, и руководитель клуба «Off road master» Игорь Куликов решил пропускать некоторые пункты и ехать с максимальной скоростью. Темп этот устроил не всех. На стыке трёх границ – российской, монгольской и китайской - неподалёку от Даурии экипажи разделились. Более неторопливые остались ночевать на Торейских озёрах, планируя заехать в Монголию, остальные умчались в Красночикойский район. Там и начались проблемы.
Маршруты, разработанные «Диверсантом», новосибирским джиперам показались слишком простыми и требующими времени. И, наплевав на увещевания местных жителей, члены клуба «Off road master» ринулись в самую глушь чикойской тайги, а с ними на правах встречающей стороны и читинцы. В дальнейшем связь с экстрималами периодически терялась. Родственники джиперов выкладывали в новосибирский форум те новости, которые удавалось выяснить из разговора по спутниковому телефону.
С 12 июня члены экспедиции, вынужденные пилить просеку, продвигались вперёд по пять километров в день. Примерно в то же время у джиперов, не раз пересёкших государственную границу с Монголией, начались проблемы с пограничниками. Спасением экспедиции занимались читинцы, которые с запасами горючего, запчастей и продуктов поехали на выручку.
За всё случившееся Семён Шифрин, который в это время руководил «Диверсантом», получил нагоняй от МЧС и пограничников. Итогом непослушания стал пропущенный II Всероссийский фестиваль внедорожников и неудавшаяся поездка в Монголию.
Планы на 2008 год – далеко ли до Дакара?
Ко Дню защитников отечества планируется устроить джип-триал в районе Титовской сопки. В середине лета клуб отпразднует своё пятилетие гонками в районе Арахлейских озёр. Ближе к осени намечается вылазка в северные районы с попутным прохождением через Бурятию.
Карта Читинской области пестрит не пройденными участками. Множество уникальных мест ждёт отчаянных людей. Для их покорения нужно иметь машину, пригодную для трофи, и желание. Причём автомобиль не обязательно должен иметь все внедорожные атрибуты. Порой владелец автомобиля, выступающего в классе «стандарт», тратит несколько лет на переход в категорию «вездеходы», постепенно укомплектовывая машину. Как это делает сейчас Сергей Рогов со своей Isuzu Big Horn. В планах Рогова подготовить машину к участию в ралли Париж-Дакар.
Покупка и оснащение такой машины по силам не каждому. Кто согласится гробить недешёвую машину в непролазной грязи с тем, чтобы, вытащив из неё помятое исцарапанное «чудовище», снова чинить и сломя голову бросаться в неизведанное бездорожье. Мощный внедорожник становится такой игрушкой, с которой можно заиграться и наломать дров - ради исполнения своих желаний рисковать здоровьем, а порой и жизнью в таёжной глуши, заставляя волноваться по этому поводу родственников, а иногда и государственные организации. Сами джиперы шутят: «Раньше в России было две беды - дураки и дороги, теперь появилась третья - дураки на внедорожниках».
Егор Захаров