Город Наш выбор верный – из школы на фермы

Наш выбор верный – из школы на фермы

21 февраля депутаты Читинской областной думы приняли во втором окончательном чтении закон о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних.

21 февраля депутаты Читинской областной думы приняли во втором окончательном чтении закон о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних. Согласно закону, всем предприятиям с численностью работников от 30 до 100 человек требуется иметь в штате 2% несовершеннолетних, а предприятиям, на которых трудятся свыше 100 человек – 3%. Подростки, работающие до принятия закона, попадают в этот процент.


Исключение сделали лишь для предприятий, находящихся в стадии ликвидации, реорганизации или банкротства, для детских, молодёжных и инвалидных общественных объединений, а также для общественных и религиозных организаций. Тут всё ясно – в бедствующем или реформирующемся предприятии ребёнку трудиться неперспективно, а в сомнительных религиозных организациях – весьма опасно. Право принимать на работу подростков отняли у органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетных учреждений.

Теперь работодатели обязаны обеспечить наличие рабочих мест для несовершеннолетних граждан. В список особо нуждающихся в трудоустройстве попали дети из многодетных и неполных семей, сироты и оставшиеся без попечения родителей, потерявшие кормильца и подростки, имеющие родителей-инвалидов I–II групп. Также работой должны быть обеспечены выпускники детских домов, воспитательных колоний и вернувшиеся из специализированных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Один из авторов законопроекта, председатель постоянного комитета промышленности, транспорта и связи Владимир Сердюк, сославшись на неуменьшающиеся показатели подростковой преступности, отметил, что вопрос занятости детей — один из самых серьёзных в регионе. По словам депутата, к 2015 году на предприятиях, которые создаются сейчас для освоения юго-востока края, будет попросту некому работать. Чтобы избежать дефицита рабочих рук, Сердюк предлагает, во-первых, внушить молодёжи, что трудиться – это модно и престижно. Во-вторых, дать понять работодателям, что, принимая на работу подростка, они выполняют долг перед обществом.

Шестнадцатилетний подросток вряд ли получит высокооплачиваемую работу, чтобы считать себя модным и престижным. Скорее всего, работодатели предложат вчерашнему школьнику поработать в качестве дворника, грузчика, рекламного агента или официанта. Вероятно, что подросток в совершенстве владеет нужным сегодня, компьютером и любая фирма возьмёт его на престижную должность системного администратора. Но сомневаюсь, что в воспитательных колониях и специализированных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, компьютерная грамота является обязательным предметом.

Директор Центра занятости населения (ЦЗН) Читинского района Александр Тихонов особой проблемы в трудоустройстве несовершеннолетних не видит. По закону нуждающимися в постоянной работе признаются только свободные от учёбы подростки. В конце февраля на учёте состояли два человека, которых в ближайшее время направят на курсы или в профессиональные училища (ПУ), для получения работы после получения квалификации. Подросткам, обучающимся в школе, требуется только временное трудоустройство в свободное от учёбы время. Это, по словам Тихонова, тоже достаточно просто. Городской комитет образования в период летних каникул предоставляет подросткам возможность поработать в школьных ремонтных бригадах. Тихонов считает, что после вступления закона в силу ситуация может усложниться. В Читинском сельском районе мало организаций, которые по количеству работающих граждан способны предоставить квоту. Предприятий с численностью работников более 100 человек насчитывается всего 12, среди них есть и вредные производства, на которых детям работать строжайше запрещено. Закон принять легко, – говорит Тихонов – ,сложнее создать рабочие места.

Чаще всего во время каникул дети работают на озеленении и уборке территории, убирают помещения или выполняют мелкий ремонт в школах. В 2007 году потрудиться довелось 811 школьникам, из них 15 сиротам, 547 ребятам из неполных и малообеспеченных семей и 15 человекам, состоящим на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. За подобный труд работодатель обязан заплатить подростку не менее 2,3 тыс. рублей в месяц, и 924 рубля доплачивает ЦЗН. За эту сумму многое дети готовы добросовестно работать, считает директор ЦЗН города Читы Елена Радкова. Но, несмотря на рвение несовершеннолетних, предприниматели не желают принимать их на работу, утверждает Радкова.

Все центры занятости стараются трудоустроить несовершеннолетних из неполных и малообеспеченных семей, для которых детская зарплата становится неплохим подспорьем – на неё можно собраться в школу. Работа для детей, попавших под надзор комиссии по делам несовершеннолетних, тоже важна – есть надежда, что подросток перестанет хулиганить.
29 февраля ПУ № 6 оповестило руководство силикатного завода о том, что училище выпускает молодых людей, которые хотели бы влиться в коллектив предприятия. Заместитель главного директора по кадрам и социальным вопросам Анна Зорина говорит, что во время летней практики к 160 работникам завода прибавляется не менее 16 молодых специалистов разных профессий из училищ города.

Подростков, которые «дохулиганились» до колонии для несовершеннолетних, старается трудоустроить Федеральная служба исполнения наказаний. За шесть месяцев до освобождения с осуждёнными проводятся беседы об их жизненных планах, сотрудники колонии выясняют, чем намерен заниматься подросток – работать или учиться. В училище, работающем при исправительном учреждении, воспитанник может получить профессию овощевода или машиниста водогрейных котлов.
В случае необходимости в службу занятости по месту жительства выпускника колонии направляются письма с указанием его трудоспособности и имеющихся специальностей. Не факт, конечно, что освободившемуся подростку предоставят рабочее место, но посодействовать в трудоустройстве органы местного самоуправления обязаны.

Большинство выпускников колоний не отягощены багажом знаний, зато имеют биографию, не способствующую желанию работодателя принять к себе такого работника. А рано или поздно безработному придётся добывать средства для существования. Поэтому обеспечение работой – действенное средство против возвращения подростка на путь преступлений. Для данной категории несовершеннолетних закон о квотировании станет неплохой помощью в дальнейшей жизни.

В целом, ситуация по городу не говорит о том, что подросткам катастрофически не хватает работы. Дети обеспечены трудом, который они в силах выполнять, не отрываясь от школы. Подростки, имеющие среднее образование, – отправляются на получение профессионального. Теперь закон обяжет предпринимателей принимать недоучившихся подростков на низкооплачиваемую должность. Упрекать их в жадности, пожалуй, не стоит. Сложно платить нормальные зарплаты, если работники не желают иметь образование. Только вот захотят ли подростки продолжать обучение, получив работу – пусть и не самую «модную и престижную»?Егор Захаров

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления