Город «Захар» и «Фая». Железные ветераны войны

«Захар» и «Фая». Железные ветераны войны

Перед празднованием 63-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне на постамент на Романовском тракте вернулся автомобиль «ЗИС-5».

Перед празднованием 63-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне на постамент на Романовском тракте вернулся автомобиль «ЗИС-5».


Отсутствовал легендарный грузовик, ласково называемый «Захаром», с 2005 года, когда военные из автомобильной бригады Сибирского военного округа сняли машину с постамента для участия в параде. С той поры машина тихо и мирно хранилась в одной из воинских частей.

При первом упоминании о грузовике начальник Читинской автобазы Забайкальской железной дороги Юрий Андронаки заявил, что после участия в параде военные оставили ЗИС-5 без должного досмотра. По просьбе ветеранов сотрудники автобазы нашли машину, отремонтировали и её, и постамент, затратив на это 470 тыс. рублей, выделенных Забайкальской железной дорогой. На открытии памятника Андронаки и начальник 42-й автомобильной бригады Вячеслав Анищенко практически в один голос говорили о том, что «Захар», находящийся у военных, был в исправном состоянии и участвовал во всех праздничных мероприятиях. Теперь горожане могут быть спокойны за памятник, который обещали охранять сотрудники ГИБДД, стоящие на посту неподалёку.

В ходе митинга немало добрых слов в честь грузовика сказали представители общественности. Этот автомобиль, который ветераны называют «трёхтонка» или «Захар», пригоден для всесезонной езды на дорогах всех категорий. Двигатель легко переносит мороз и работает даже на низкосортном бензине.

Почтить память «Захара» пришла участник ВОВ и войны с Японией Лидия Рязанцева, которой пришлось ездить на подобном автомобиле около семи лет. Традиционная для предвоенной молодёжи судьба: после школы – практически сразу в учебную часть. Там 17-летнюю уроженку Хабаровска научили водить автомобиль и отправили на фронт. Дрожит голос, когда участница войны рассказывает о военном быте. «Возить приходилось в основном, авиабомбы – такие тяжёлые, что двое солдат едва могли унести. Иногда приходилось помогать, таскать снаряды наравне с мужчинами». При освобождении блокадного Ленинграда машина Рязанцевой едва не провалилась под лёд Ладожского озера. Сейчас ветеран считает, что спастись удалось только благодаря автомобилю.

Свой ЗИС-5 Лидия Рязанцева назвала «Фая», в честь погибшей подруги. «Сейчас шофёрам значительно легче, – говорит Рязанцева. – Не надо потеть, накачивая колёса, появилось много новых инструментов, а раньше после езды по фронтовым дорогам приходилось вручную латать проколотые шины и насосом накачивать колёса».

В 1945 году в 20 км от Берлина, Рязанцева была ранена. После окончания ВОВ девушку-шофёра перебросили ближе к «задирающейся» Японии – на Дальний Восток. Снова боевые действия, снова рейсы на ставшей родной «Фае». Война закончилась для Рязанцевой в Северной Корее в 1947 году. Вместе с боями закончилась и карьера шофёра - после войны некогда классный водитель за руль уже не садилась.

Несмотря на трудности в ремонте, холод в кабине и прочие недостатки отечественного автопрома, Рязанцева о ЗИСе отзывается только хорошо. Для неё грузовик – это память. Память о погибшей подруге Фаине, воспоминания молодости о тяжёлых авиа-снарядах и друзьях-солдатах. Прищурившись, глядит Лидия Рязанцева на подкрашенный грузовик, с подобным которому бок о бок прошла сквозь священную войну.

Никогда участники войны не помолодеют, как ЗИС-ветеран после ремонта. Стоит сохранить «Захара» нестареющим бойцом, не повторяя скверного отношения к едва не потерянному символу Победы.

Егор Захаров

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления