врачи по призванию
СЕЙЧАС +20°С
Все новости
Все новости

Заграница нам поможет

18 марта ИТАР-ТАСС распространило информацию о том, что безработные китайцы устроили сидячую забастовку у ворот российского посольства в Пекине.

18 марта ИТАР-ТАСС распространило информацию о том, что безработные китайцы устроили сидячую забастовку у ворот российского посольства в Пекине.

По информации агентства, они требовали предоставить им бесплатные визы для въезда на Дальний Восток, где, по их убеждениям, всем приезжим гарантируется бесплатное жильё и трудоустройство. Через два дня Минздравсоцразвития сообщило о том, что число безработных в России превысило 2 миллиона человек.

За неделю до этих событий комитет по труду и демографической политике Законодательного собрания Забайкальского края собирался для того, чтобы понять, что происходит на региональном рынке труда, и почему отечественные работодатели в разгар кризиса жалуются на нехватку рабочих рук из-за рубежа. Разговор стал прекрасной иллюстрацией вечной борьбы государственных и частных интересов.

В тонкости процесса получения квот на привлечение иностранной рабочей силы парламентариев посвятила заместитель министра трудовых ресурсов и демографической политики Радмила Трушина. Она сообщила, что работодатели представляют свои заявки в Минтруд РФ ежегодно до 15 мая. Минтруд посылает эти заявки во все заинтересованные органы: миграционную службу, службу занятости, трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, ФСБ. Там оценивают необходимость привлечения гастарбайтеров к труду на благо России. Затем обобщённые данные передают обратно и рассматривают на межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников. Комиссия формирует окончательное предложение края по квоте и посылает их в Министерство здравоохранения и социального развития России. Окончательное решение за Москвой.

Решение это в 2009 году для предпринимателей края было неутешительным. Судя по заявкам в Министерство трудовых ресурсов и демографической политики, региону для процветания экономики и бурного развития требовалось 40 тысяч гастарбайтеров. После того, как службы занятости края выяснили, что часть работников вполне можно найти в пределах Забайкалья, Минтруд сформировал свою квоту – на 26 186 человек. А Минздравсоцразвития России тоже пришло к выводу, что предприниматели в условиях кризиса должны давать работу соотечественникам, а не заезжим варягам. Квоту урезали до 20 538 человек. В результате часть предприятий, которые планировали обзавестись импортными работниками, были тяжко разочарованы. Тем более что межведомственная комиссия, распределяя полученную квоту, работодателям высказаться не даёт – заседание проходит келейно и ставит заинтересованных лиц перед фактом.

Понятно, что такой способ решения проблем бизнесменов не устраивает. Депутатам пришлось выслушать немало жалоб по этому поводу. Мол, комиссия при отказе руководствуется какими-то непонятными критериями, которые сама же и создала, да к тому же судит предвзято – так нет ли тут признаков коррупции, с которой надо неусыпно бороться, как учит нас президент?

Тут уж настал черёд оскорбиться представителям Минтруда. «Мы не берём ни платы, ни цветов, ни конфет, если вы об этом. Мы госслужащие, мы не женщины даже на 8 марта!» - возмутилась Радмила Трушина. По её словам, межведомственная комиссия действительно руководствуется дополнительными критериями, если приходится решать, кому предоставить дефицитных иностранцев, а кому нет. В частности, требует от работодателя пакет документов, свидетельствующих о том, что им действительно необходимы рабочие руки из-за рубежа.

«Но это же вкусовое решение вопроса, этого нет в федеральном законе! - удивился председатель комитета по промышленной политике, инновациям и развитию инфраструктуры Владимир Дарижапов. – Получается, что вы не даёте людей, предприниматель останавливает, например, стройку, несёт убытки, и вместе с ним убытки несёт бюджет». На это депутату пояснили, что тем, кто платит большую сумму налогов, имеет хорошую репутацию, работает в приоритетных отраслях экономики, например, в строительстве, квоту дают без разговоров. А вот у небольших фирм, конечно, проблемы могут возникнуть. В том числе потому, что руководители этих фирм тоже не божьи ангелы, чистые сердцем.

Держать гастарбайтера выгоднее, чем российского работника не только из-за того, что китайцы меньше склонны к пьянке и больше к работе. «Нормы трудового законодательства России распространяются на всех, кто в стране работает, то есть и на иностранцев тоже, - говорила первый заместитель руководителя службы занятости населения Ольга Носкова. – Но никто и никогда не соблюдает этих норм в отношении гастарбайтеров. Простой пример. В сельском хозяйстве региона в 2008 году было занято в три раза больше рабочих из-за рубежа, чем раньше. Это произошло исключительно по той причине, что ни один местный житель не согласится на такие ужасные условия оплаты труда».

При подаче заявки на привлечение иностранной рабочей силы предприниматели указывают сумму зарплаты около 5 тысяч рублей, то есть не ниже МРОТ. По отчётам из налоговых органов видно, что на самом деле иностранцу платят едва ли больше 500 рублей в месяц. А поскольку основной задачей государства является всё-таки трудоустройство собственных граждан, предприниматели, как могут, обманывают службы занятости. Например, завышают требования по квалификации работников, которые им нужны. По словам специалистов, чаще всего бывает так, что «каменщик шестого разряда», прибывший из КНР, на самом деле не умеет абсолютно ничего. И хорошо ещё, если этот «каменщик» в итоге работает на лесопилке, а если он с другими такими же «мастерами» строит дом, в котором будут жить люди? Но для бизнеса главное – прибыль. Иностранные работники выгодны нанимателям здесь и сейчас. Другое дело – выгодно ли привлечение иностранных рабочих рук всем нам сейчас и в будущем?

«Мнение, что иностранная рабочая сила выгоднее, чем своя – это абсурд», - полагает замначальника Управления Федеральной миграционной службы Александр Денисов. Тихо и спокойно он перечислил депутатам все глобальные последствия замены российских рабочих гастарбайтерами. Во-первых, это огромное давление на рынок труда: иностранцы, которые готовы работать за мизерную плату, заниженную нашими бизнесменами, неизбежно вытесняют россиян. Во-вторых, заграничные рабочие постепенно захватывают все сферы экономической деятельности. Дошло до того, что в Забайкальске на железной дороге - между прочим, стратегическом объекте - грузчиками работают одни китайцы. Местное население туда не идёт – выгоднее быть кэмэлом. Государство на эту проблему внимания не обращает, а напрасно. Потому что, в-третьих, приграничные районы страны пустеют. Было бы неплохо привлекать сюда наших соотечественников из бывших союзных республик. На федеральном уровне на этот счёт существует даже специальная программа – но вот на уровне края она совершенно мёртвая.

Так что вакуум неизбежно заполняется тем самым народом, с которым у нас дружба навек. Это уже не говоря о том, что современные законы не предусматривают медицинского освидетельствования потенциальных работников на территории собственного государства. То есть они сначала приезжают в Россию, а потом уже проходят медосмотр. В 2008 году при освидетельствовании в медицинских учреждениях края было выявлено 62 иностранных гражданина с наркоманией и инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в том числе ВИЧ-инфекцией. Так что уповать на гастарбайтеров, не занимаясь решением проблем собственного населения и руководствуясь только сиюминутной выгодой, – явно не государственный подход. «Препоны, возникающие на пути предпринимателей, оправданы и предсказуемы. Законодательством страны сегодня не предусмотрены пути для их устранения – и это правильно! – сказал Александр Денисов. – Сложности при привлечении иностранной рабочей силы закономерны: не может быть проще взять на работу иностранца, чем местного».

Может, парламентарии и согласились бы с этим заявлением, если бы тот же Денисов не открыл им глаза на ещё одну цель межведомственной комиссии по распределению квот на иностранную рабочую силу. Дополнительный пакет документов с предпринимателей они требуют не просто так – это делается, чтобы отсеять перепродавцов иностранной рабочей силы. Их услуги пользуются большой популярностью. Поскольку получить разрешение на привлечение рабочих рук из-за рубежа очень сложно, предприниматели не всегда успевают собрать нужные документы. Поскольку система непрозрачна и действительно оставляет возможности для злоупотреблений - участники совещания всё-таки признали это, хотя гнездо порока переместили в консульства, где выдают документы о квалификации рабочих, - то фирмы, фактически занимающиеся работорговлей, плодятся, как грибы. Только в прошлом году в Забайкалье правоохранительные органы пресекли деятельность 15 таких компаний, но на их месте немедленно возникают новые.

«Так, может, устранить из законодательства те положения, которые играют на руку коррупционерам? Может, сделать процесс более прозрачным? Мы готовы обращаться в Государственную Думу и вообще работать над проблемой», - немедленно поинтересовался председатель комитета по труду и демографической политике Цырендоржи Дамдинов. В ответ он услышал печальное: «Вы добьётесь, чтобы Госдума устранила один фактор, а на его месте возникнут десять». Почему так произойдёт, никто не объяснил.

Видимо, судьба.

Обсудить на форуме

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter