22 июля на совещании руководителей компаний, занимающихся поставками ГСМ в Забайкалье, обсуждался вопрос о дефиците топлива.
В частности, обслуживать клиентов прекратили на АЗС «КМСЦ», где бензин, по словам операторов, отсутствует в течение трёх недель.
По причине непросвещённости в делах компании операторы заправок не могли объяснить причину отсутствия топлива. Также на АЗС не знали, когда появится бензин, хотя незадолго до этого – 9 июля – на одной из заправок «КМСЦ» корреспонденту «Чита.Ру» сказали, что горючее подвезут во второй половине дня. Очевидно, что подвозят до сих пор.
24 июля в офисе компании подтвердили, что бензина нет, но комментировать причину пустоты в бензоколонках отказались.
На заправках других компаний бензин есть. Оператор АЗС №1 «Нефтемаркет» сообщила, что кратковременные проблемы были с наличием АИ-95 и дизтоплива. Кроме этого, по словам сотрудницы АЗС, некоторое время АИ-98 продавался в ограниченном количестве. Операторы заправок, принадлежащих другим компаниям, отвечали, что все марки бензина имеются в наличии и продаются без ограничений.
По словам министра промышленности и энергетики Забайкальского края Олега Полякова, представители компаний, присутствовавшие на заседании, объяснили нехватку бензина тем, что на некоторых заводах начался профилактический ремонт.
«Из-за того что в западных регионах заводы встали на профилактику, Ангарский нефтеперерабатывающий завод поставляет туда некоторую часть своей продукции, – пояснил министр. – Некоторые компании не закупили бензин и сейчас вынуждены приостановить работу». Однако, по его мнению, тотального дефицита ГСМ в Забайкалье не будет: «Крупные компании, например «Нефтемаркет», обладают запасом топлива. Кроме этого, «Нефтемаркет» ожидает поставку».
Коммерческий директор ООО «Нефтемаркет» Сергей Морозов подтвердил слова министра: «В настоящее время на торги, которые проходят два раза в неделю, выставляется минимальное количество топлива. Всё потому, что Ачинский завод и ещё два завода в средней полосе встали на профилактику. Ситуация сезонна и возникает она каждое лето. С проблемой пытаются бороться, но пока она существует».
По его словам, не имеют бензина только те компании, которые не подали заявку на поставку топлива и не заплатили за него заранее. Однако в регионе есть достаточные запасы ГСМ, и ситуация не вызывает беспокойства.
Понятно, что заводы вскоре вновь возобновят выпуск бензина, и поводы для беспокойства окончательно исчезнут.
Зато волнение у некоторых автолюбителей вызывает цена на ГСМ, повысившаяся с начала года шесть раз. Первое подорожание зафиксировано 11 июня и месяц цена за литр топлива в Чите выросла почти на шесть рублей. В настоящее время бензин самой популярной марки АИ-92 стоит 28-29 рублей.
В связи с этим 27 июля под окнами краевого правительства пройдёт пикет. Граждане, недовольные высокими ценами на бензин, смогут оставить свои подписи под обращением к президенту страны и мэру города.
Опыт проведения подобных мероприятий в прошлом году подсказывает, что результата от подписей не будет.
В 2008 году активно протестовали по поводу наценки бензина пользователи форума «Drom.ru». В течение года обращения автомобилистов были разосланы в областную и государственную думы, в правительство РФ, и в приёмную Владимира Путина. Однако, по словам одного из пользователей «Drom.ru» Александра Садовского, ни на одно обращение ответ так и не поступил.
Результат подобных акций заранее известен – граждане выпустят пар, подписи уйдут в Москву, а ценники на АЗС останутся прежними. В лучшем случае продавцы нефтепродуктов начнут сезонное и незначительное понижение цен.
В свете этого кажется, что с равным успехом у Чайковского, 8 можно устраивать митинги против осеннего похолодания или собирать подписи за отмену земного тяготения.
Егор Захаров