В конце августа в Забайкальском крае была задержана преступная группа, трое членов которой подозреваются в посредничестве между угонщиками и потерпевшими с целью получения выкупа. Всего за восемь месяцев 2009 года, по информации пресс-службы УВД, было похищено 833 автомобиля.
Информация о поимке банды угонщиков прозвучала, если я не ошибаюсь, второй раз в этом году. Причём, члены банды, задержанной в мае, машины угоняли для того, чтобы покататься, или, как они сами объяснили милиционерам, – «ради адреналина». Все автомашины, угнанные охотниками за адреналином, милиционеры, а иногда и сами владельцы находили в течение нескольких дней.
Между тем получение выкупа за угнанный автомобиль стало серьёзным промыслом угонщиков. Преступникам на удивление легко удаётся похитить машину, перегнать её в тайное место, скрывать несколько дней, а затем вновь возвратить владельцу. За труды угонщики обычно требуют третью часть стоимости автомобиля. Секретом такая схема ни для кого не является. Точно также не является тайной то, что в городе существуют определённые люди, способные найти похитителей и договориться с ними о выкупе. Сколько украденных автомобилей возвращено владельцам, таким образом, не знает никто. Милиция вернула автолюбителям 30% всех украденных машин.
Начальник оперативно-розыскной части №4 криминальной милиции УВД по Забайкальскому краю, в компетенции которой находится поиск угнанного транспорта, Максим Шаров согласился ответить на вопросы ИА «Чита.Ру».
Случайная помощь угонщикам
- Для чего чаще похищаются автомобили - чтобы покататься или получить какую-то выгоду?
- Нужно понимать, что угон автомобиля квалифицируется милиционерами как похищение без цели присвоения. Другими словами, покатались – бросили. Кража – это похищение для получения выкупа, дальнейшей перепродажи или разбора на запчасти.
В общем числе похищений автотранспорта угон и кража занимают одинаковые позиции – примерно 50 на 50. Среди всех преступлений случаются и такие – угонщики покатались на машине, а затем, чтобы скрыть свои следы, сжигают её. Занимаются этим, в основном, несовершеннолетние преступники, угнавшие отечественный автомобиль.
- Какова динамика угонов и краж автомобилей?
- Рост количества краж по сравнению с прошлым годом есть. Причём возросло число краж, совершённых именно с целью перепродажи, разбора или получения выкупа. Можно сказать, что этой динамике способствуют сами автовладельцы, оставляющие машины ночью во дворе на сигнализации, а часто и без неё. Например, группа угонщиков, задержанная в мае, занималась похищением машин без сигнализаций из дворов. Передвигались по городу преступники, в основном, ночью, когда работает слишком мало экипажей. Поэтому их не могли задержать.
- Как вообще преступники могут ездить по городу на угнанной и объявленной в розыск машине?
- Вообще вопрос о перемещении угнанных машин нужно задавать дежурным нарядам ГИБДД, которые осуществляют безопасность движения. Хотя мы тоже много работаем над этой проблемой. Например, есть договорённость с администрацией города об установке системы «Безопасный город». Частично система работает в центре Читы, где находятся видеокамеры, передающие картинку в дежурную часть ОВД.
Все наши планы срабатывают только на очень глупых угонщиков, например, пьяных, решивших покататься. Преступные группы работают совсем по-другому. У них есть машины, которые едут впереди и докладывают ситуацию с помощью конференцсвязи. Технических приспособлений у угонщиков много – это закономерный прогресс преступности.
Усложняет работу то, что таких преступлений масса, и сотрудники просто не успевают следить за всеми. Две оперативных группы на районе просто не могут планомерно работать по одному преступлению.
Беззащитные гаражи и безответственные автостоянки
- Проводится ли работа с руководством гаражных кооперативов, в большинстве из которых охрана на входе и таблички «предъяви пропуск» являются фикцией?
- Работа по гаражным кооперативам проводится милицией общественной безопасности, но результатов не приносит. В качестве примера можно говорить о кооперативе №3, откуда с начала года похищено 11 машин. Но по сей день владельцы гаражей не принимают никаких мер. В некоторых кооперативах вопрос с безопасностью решается – есть видеонаблюдение, освещение и пропускной режим.
Другой вопрос – халатность сторожей, которые его не соблюдают. За 3 тысячи рублей, которые получает непрофессиональный сторож за охрану гаражей, он не будет надрываться. А нанимать частные охранные предприятия в кооперативах почему-то не хотят. Из всех кооперативов, которых насчитывается около 150, только два из них охраняются ЧОПами.
Похищают машины даже на платных автостоянках. Зачастую это делают люди, которые там работают. Проблема автостоянок многогранна. Во-первых, там не ведётся документация. Не выдаются справки, подтверждающие, что машину приняли, не проверяется удостоверение личности владельца.
Обычно водитель ставит автомобиль на свободное место и включает сигнализацию. Сторож автостоянки делает запись в тетрадочке-журнале, что такая машина встала. Теперь машину могут угнать, и владелец не сможет доказать, что украли её именно с этой стоянки.
Во-вторых, наплевательским отношением к документам пользуются преступники – угнанную машину ставят на стоянку, где она может простоять какое-то время. Если стоянку не проверят, то она может простоять там, пока не утихнет шум, а если и проверят, то найти, кто её там оставил – очень сложно.
- Попадают ли в поле зрения милиции автомобильные «разборки»?
- Да, по «разборкам», среди которых много нелегальных, часто проводятся рейды. Но вопрос об их легитимности опять-таки не к нам, а к городской администрации. Мы изымаем ворованные запчасти с таких «разборок» и видим, что определённого регламента по приёму этих запчастей нет. Чаще всего детали принимаются за бесценок, без предъявления каких либо документов. Хотя нужно, чтобы у человека, сдающего запчасти, требовали удостоверение личности, документы на детали, и выдавали справку-счёт об их приёмке.
- Есть слухи, что после поимки вышеупомянутой банды, из города исчезли люди, которые выходили на угонщиков и помогали забирать машину за выкуп. Правда ли это?
- Никуда эти люди не делись. Предложения о выкупе продолжают поступать. В том числе, на владельцев украденных машин выходят мошенники, которые узнают об угоне по объявлениям. Они требуют выкуп, но вернуть автомобиль, разумеется, не могут.
Можно сказать, что выкуп за автомобиль - очень распространённый у преступников способ заработка. Действует он даже в районах Забайкалья. Недавно в Первомайске задержали группу, члены которой угнали три автомобиля и самостоятельно пытались получить выкуп. Заработать, таким образом, не пытаются только самые ленивые из преступников. Как правило, у них много помощников-посредников, которые в погоне за лёгкими деньгами выходят на потерпевших.
Сканер сигнализации против радио и SMS
- Распространён ли в Забайкалье такой способ защиты от угона как страхование?
- К сожалению, нет. Страхование от угонов могут позволить себе люди с большим достатком. Для большинства граждан 25 тысяч в год – слишком большая сумма.
- Замечена ли в Забайкалье миграция угонщиков и их методов из других регионов, скажем, с Дальнего Востока?
- С Дальнего Востока – нет, мигрируют преступники из Улан-Удэ и Иркутска. Туда ездят и наши угонщики, и их воры приезжают к нам. Также из региона в регион перегоняют ворованные автомобили. Недавно в Улан-Удэ задержана группа забайкальцев, угнавших в Иркутске две машины. У них был изъят сканер, с помощью которого взламывается сигнализация. Ранее в Чите у угонщиков были обнаружены два таких сканера.
- Каков порядок действия милиции после получения сообщения об угоне машины?
- Действия милиции остаются стандартными в течение многих лет. После сообщения об угоне вводится план-перехват. На место угона выезжает следственно-оперативная группа, возбуждается уголовное дело, ведётся опрос свидетелей. Хотя показания получить очень сложно – люди, если видели что-то, то не желают связываться с милицией. Таков менталитет у народа, видимо, мы долго будем его выгрызать.
Люди, которые соглашаются заплатить выкуп, по сути, препятствуют работе сотрудников милиции. Нас не предупреждают о том, что они идут на сговор с бандитами.
- В последнее время практически сразу после угона автомобиля ориентировка появляется в радиоэфире. Помогает ли это находить машины?
- Сообщения по радио довольно эффективны, потому, что находятся добропорядочные люди, которые анонимно дают показания. За июль-август в Чите с помощью таких свидетелей найдено четыре машины. Сейчас поддержать нас готовы операторы сотовой связи. Планируется, что оповещение о угонах будет проводиться c помощью SMS.
- У людей, которые лишились машины, иногда возникает подозрение, что угонщикам помогают сотрудники милиции. Можете ли вы опровергнуть это?
- Подозрения пока остаются только подозрениями. Но, как говорит мой брат-милиционер, сейчас ушедший на пенсию – в большой семье не без урода, а в милиции не без дураков. Я думаю, что среди сотрудников находятся алчные люди, случайно попавшие в органы и связавшиеся с бандитами. События 90-х годов перемололи оперативный состав, и он обновился процентов на 70. При умелом руководителе и щенки становятся волками, идёт работа с личным составом, через какой-то – короткий промежуток времени - поставим преступникам заслон. Ведь и слышно и видно, что проходят проверки, ужесточаются наказания, меняются требования при приёме на службу, и скоро поводов для таких подозрений не останется.
Егор Захаров