Город Артём Драбкин: «Можно сделать День Победы чем-то вроде Нового года»

Артём Драбкин: «Можно сделать День Победы чем-то вроде Нового года»

Основатель уникального проекта «Я помню» - электронной книги памяти и воспоминаний - дал интервью ИА «Чита.Ру»

«Историей войны должны заниматься историки и те, кому в силу каких-то причин она интересна. В жизни есть масса интересных вещей, таких как рыбалка, спорт, макраме и т.д., которыми можно занять свой досуг. Человек, если он считает себя образованным, должен знать, что на нас напала фашистская Германия 22 июня 1941 года, наше дело было правое, и враг был разбит 9 мая 1945 года. В принципе, если несколько утрировать, этого достаточно», - считает Артём Драбкин.

Основатель уникального проекта «Я помню» - электронной Книги памяти и воспоминаний, автор сборников интервью с ветеранами-участниками Великой Отечественной войны, составитель серий книг «Солдатские дневники» и «Окопная правда» - дал интервью ИА «Чита.Ру». Вопросы нам помогали задавать наши друзья.

- Откуда идея проекта www.iremember.ru?
- Проект «Я помню» - это сочетание трёх факторов. Во-первых, моего интереса к истории Великой Отечественной войны. Во-вторых, моей тесной связи с военным поколением. Мой отец воевал, и практически все его друзья, которых всегда было много в нашем доме, прошли войну. С детства я слышал их рассказы, которые меня захватывали. В-третьих, появления интернета как формы свободного самовыражения. Ни одно печатное издание не возьмётся публиковать интервью в том виде, в котором они выложены на сайте из-за их размера и специфики вопросов. Сайт «Я помню» финансирует именно государство, что позволяло и позволяет мне работать исключительно в этом направлении.

Как бы высокопарно это ни звучало, но я считал своим личным долгом перед тем поколением сделать этот проект. На данный момент я свой долг отдал.

- Как вы относитесь к попыткам пересмотреть отношение к войне? Надо ли специально разыскивать или, наоборот, скрывать факты, которые могут изменить отношение к победителям?


- Это больше вопрос идеологии, нежели истории. Пересматривать нужно не отношение, а оценки тех или иных событий - на мой взгляд, как советская, главпуровская история ВОВ, так и раннеперестроечная нигилистическая трактовка событий одинаково ущербны. Постепенно мы приходим к более или менее сбалансированной оценке исторических фактов. Специально ничего делать не надо - нужно планомерно работать над введением в оборот новых документов и исторических фактов, чтобы получить как можно более полную картину войны.

- Что самое сложное в разговорах с ветеранами?


- У меня трудностей в общении практически не возникает, поскольку я сразу чётко задаю цель разговора и выстраиваю его нужным мне образом. Самое сложное - это обработать интервью так, чтобы оно было читабельно, в приемлемый срок. Очень тяжело подобрать баланс между интервьюированием и обработкой, последняя занимает в разы больше времени и сил, чем собственно интервью.

- Нет ли желания поговорить с солдатами, воевавшими на стороне Гитлера, и вставить их воспоминания в свой проект?


- Есть и ещё какое! Да вот только нет немцев, готовых взяться за эту работу. Три года ищу - никого не нашел. Боятся.

- Как долго сохранится в стране отношение к Победе в ВОВ как к великой Победе? Нет ли ощущения, что для нынешних 20-23-летних молодых людей это уже мало что значит?


- Конечно, для тех, кто воевал, и двух последующих послевоенных поколений, воспитывавшихся в СССР, это профанация праздника. Для них, вернее для нас, слова «праздник со слезами на глазах» имеют ясную однозначную трактовку. Но как уходит боль личных утрат, как невозможно ежедневно помнить о своих усопших родственниках, так и в поколениях уходит острота пережитого военного лихолетья. Травма войны должна зажить, слёзы высохнуть, а праздник должен остаться. И от нас зависит, останется ли, и в каком виде будет. Можно его сделать элитной тусовкой типа Бородино, а можно чем-то вроде Нового года. Мне вторая идея ближе.

- Что вы думаете о георгиевской ленточке, о том, что акценты в символике войны и Победы с красного цвета сместили на чёрно-оранжевый на государственном уровне?


- Я считаю, что акция «Георгиевская ленточка» - это наша профанация! Она не имеет ничего общего с пропагандой исторических знаний, но она крайне важна для закрепления в массовом сознании 9 Мая как праздника ВСЕГО народа. В противном случае мы вернёмся на 15 лет назад к требованиям отменить праздник, поскольку это всего лишь «победа одной тирании над другой» и прочему. Свято место пусто не бывает: не будет пропаганды этого праздника – будет очередное 4-е ноября. Ну, а с исторической безграмотностью населения надо по мере сил бороться каждому на своём месте.

При этом знание «откуда взялась ленточка», по мне, вторично по отношению к «ленточка - это символ праздника». То есть кто-то знает, а кто-то может позволить себе не знать. Кто бы спорил, что нужен комплексный подход, но если меня спросить, дать денег на ленточки или на новый «Штрафбат», я, не задумываясь, скажу - ленточки!

- Что вы думаете по поводу преподавания истории отечества, и в частности, истории ВОВ, в школе?


- Неделю назад открыл учебник сына, который как раз должен проходить эту тему. В принципе, более чем достаточно, и акценты поставлены правильно. Обучение, учитывая современный информационный поток, должно уже не столько вдалбливать знания, сколько показывать направления специализации. На сегодняшний день учебники, и истории в частности, идут по экстенсивному пути насыщения страниц информацией, которая с трудом может быть усвоена учащимися. Такому подходу жить осталось недолго.
При этом от казённого патриотизма воротит. Но «пипл хавает»... Посмотришь на постановление правительства «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ» и тошно становится. Такое ощущение, что кроме войны в нашей истории ничего не было, а воспитываем мы исключительно призывников. Помимо войн была культура, наука, производство. Почему, например, в штатах гордятся своим Hoover dam, который полный аналог советского Днепрогэса, а мы этим гордиться не можем?
Военно-исторический патриотизм - низший уровень патриотизма, поскольку апеллирует к простым чувствам - на нас полезли, мы сплотились и всем наваляли. Педалировать его хорошо в кризисные времена – давайте, ребята, ещё разок им всем покажем. Пора бы уже переходить на что-то более конструктивное...

Екатерина Шайтанова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления