Город Максим Крейсман: «Здесь умирает футбол»

Максим Крейсман: «Здесь умирает футбол»

В какой день убили будущее забайкальского футбола, ИА «Чита.Ру» рассказали футболисты, от имён которых взрывались аплодисментами трибуны, и которые вряд ли уже будут играть за «Читу».

Смс-ки «Ура!!» и «Оле-оле-оле-оле, Чита - чемпион» за 2 октября прошлого года, когда футбольный клуб «Чита» со счётом 1:1 сыграл с командой «Смена» из Комсомольска-на-Амуре, хранятся у меня в телефоне талисманом. Ничейный результат тогда гарантировал «Чите» выход, наконец, в первый дивизион.

В декабре Сергей Осипов, тренер «Читы» с умным взглядом и интеллигентной улыбкой, внезапно уехал тренировать команду Южно-Сахалинска, навсегда, видимо оставив о себе доброе впечатление «мужик сказал – мужик сделал». Губернатор края, который возглавляет совет директоров ФК «Чита», заявил о существовании договорённости с руководством клуба о финансировании на 2009 год, одобрил кандидатуру Олега Кокарева из находкинского «Океана» на должность главного тренера и поставил задачу на сезон – быть в десятке. И всё было хорошо. Весь первый круг.

В июле читинцы вдруг проиграли, потом – проиграли 1:6. Без пресс-конференций и громких заявлений совет директоров уволил спортивного директора Александра Тишина. Потом стали проигрывать, потом играли без вратарей. 21 августа был уволен главный тренер Олег Кокарев. Сообщалось, что решение совета директоров обосновывалось неудачами в последних матчах чемпионата. После увольнения Кокарев сказал ребятам, что они сделали всё, что могли, но выше крыши прыгнуть не могут», а еженедельнику «Футбол» - что ФК «Чита» хотят «закопать». У бровки поля встали бывший игрок читинского «Локомотива» Андрей Недорезов, Наиль Галимов, ранее исполнявший обязанности тренера, и бывший капитан «Читы» Илья Макиенко, и у ярославского «Шинника» выиграли. Дальше - проиграли, проиграли, проиграли, проиграли, проиграли и вылетели из первого дивизиона, не успев снова стать «Локомотивом». Потом ещё два раза проиграли.

Комментарий главы совета директоров клуба ИА «Чита.Ру» получить не удалось, но, уже когда было понятно, что дивизион снова будет вторым, предложение поговорить с одним из футболистов быстро нашло отклик у других членов команды. Максим Крейсман, Михаил Ванёв, Анатолий Агрофенин, Георгий Богю, Алексей Тихоньких, Иван Лесков обещали два-три часа рассказывать о том, что накипело. Но по-мужски сдержанно уложились в 30 минут.

Крейсман: К таким последствиям привела смена руководства. Гендиректором назначили Евгения Александровича Заидова, который мало что понимает в футболе. Изначально Заидов должен был отвечать за финансовую часть – зарплату. После этого начал лезть в работу массажиста, доктора, заказывать команде завтраки. А каждый должен заниматься своим делом.

Аграфенин: Уважение – оно с годами приходит, а не просто так. Да даже не уважение… Просто человека мало кто знает.

Евгений Заидов получил должность гендиректора ФК «Чита» в марте 2009 года, придя из автомобильного бизнеса. ООО «Икар» занималось продажей автомобилей и автозапчастей. ООО «Эридан-Восток» - изготовлением государственных номерных знаков, пластиковых водительских удостоверений. «Новые известия» в 2002 году опубликовали акт ревизоров МВД из контрольно-ревизионного управления: «...в УВД Читинской области принимаются меры по наведению финансовой дисциплины... Вопрос состояния финансово-хозяйственной деятельности находится под постоянным контролем и неоднократно рассматривался на коллегии УВД».

«После этих оптимистических строк следовал перечень недостатков. Большинство из них касалось весьма странных отношений с коммерческими структурами, что вполне могло бы заинтересовать правоохранительные органы. (…) Деньги за выдачу водительских прав, регистрационных знаков и прочих услуг населению получала почему-то не служба ГИБДД, а некая коммерческая структура ООО «Эридан-Восток», которая не спешила их отдавать. На момент проверки этот безнадёжный долг составлял почти полмиллиона рублей. В конечном счёте ООО подняло свою рентабельность почти вдвое, а ГИБДД понесла сотни тысяч дополнительных убытков», - писали «Новые известия».

Среди спортивных достижений Евгения Заидова - первое место в 1972 году в десятиборье по греко-римской борьбе среди учебных заведений города Читы, в середине семидесятых вратарём играл за команду КСК. Последние годы играет за футбольную сборную ветеранов города Читы.

«Генеральным директором футбольного клуба «Чита» стал после того, как губернатор Забайкальского края Равиль Фаритович Гениатулин предложил мою кандидатуру на совете директоров, где меня единогласно поддержали. А в обязанности мои входят — административная работа, руководство финансово-хозяйственной деятельность клуба», - отвечал на вопросы болельщиков в рубрике «Гость портала» ИА «Чита.Ру» Евгений Заидов.

Крейсман: В последнее время Евгений Александрович начал даже ходить на разборы наши. Говорить: «Этот не туда побежал!», «Здесь же должен другой быть». Настолько заматерел в футболе за полгода. Мы сидим, ничего понять не можем: тренер же есть. Что здесь генеральный директор делает? Функции спортивного директора во втором круге не выполнял никто.

Тихоньких: Это как если бы кого-нибудь из нас назначили главврачом больницы. Когда ты не знаешь мелочей, тонкостей в футболе, наверное, надо прислушиваться к людям, которые занимаются этим десятилетиями? Тишин – и таких людей много - работал в клубе 26 лет. Он старался биться за то, чтобы Заидов занимался своим делом - финансовыми вопросами, искал деньги.

Кажется, мелочь - завтрак. Но он на протяжении всей профессиональной нашей карьеры состоял из яичницы и пары сосисок. Потому что это нормально. А тут приходит человек и говорит, что в день игры ваш завтрак - кусок мяса и два стакана сметаны. Потому что он так видит.

Крейсман: Ладно бы даже он занимался завтраками и всем-всем, но хотя бы при условии исполнения своих прямых обязанностей. Мы не видим премиальных почти весь сезон. Нам дали только за первые четыре игры, которые мы выиграли. Это никак не объясняется. Нет денег и всё.

Тихоньких: Не только на деньгах и контрактах всё держится. Душевность, которой всегда славилась команда, очень важна. Особенно, когда мы не располагаем финансовыми возможностями… Мы к первому дивизиону стремились три года и выходили в него (благодаря Тишину, Панькову, Галимову) не для того, чтобы вылететь. У нас не было много денег, но мы решали всё коллективом, а когда тех, кто создал его, начали убирать – коллектив стал распадаться. Мне стыдно ходить по Чите, когда каждый – в магазине, в такси, на улицах – спрашивает: «А что случилось?» Все же думают, что вот, в футбол не умеют играть. Мы шли на десятом месте, и ничего не предвещало. Потом ушли Тишина, потом - Кокарева. Зачем, если команда в десятке?

Агрофенин: Да, проиграли Владивостоку и Белгороду. Ну, просто совпадение, играли без вратаря. Но выиграли же потом следующую игру.

Тихоньких: Легче всего сейчас сказать – хреновые футболисты, мы им зарплату платим, а они плохо играют. Но нам не перед кем оправдываться. Разве что перед болельщиками, которые в нас верили. Вот перед ними хочется остаться, грубо говоря, не козлом.

Крейсман: Мы не лезли к нему в душу, хотели чисто рабочих отношений. Все должны выполнять свои обязанности. Наше дело было – играть.

Богю: А сейчас нас уже не берут на выезды. Генеральный директор шесть туров назад решил, что этим людям – достаточно.

Крейсман: Какие-то озвучиваются подозрения, что мы сдаём игры.

Агрофенин: Пока шли на 10 месте, что-то никто не говорил, что мы сдаём. Ну и есть же такое слово - самолюбие. А то мы же, конечно, вышли, и думаем: «Дай-ка мы 6:1 проиграем! Нормально!» И вратарь: «А у меня самолюбия вообще никакого нет. Шесть мячей пропущу!»

Убрали Тишина, и уже по всей России стали говорить, что всё, Чита вылетела. Александр Петрович был не при чём. С таким же успехом можно было убирать и Заидова, и главного тренера. Бывают чёрные дни. А убрали спортивного директора. Был человек - через него решались многие вопросы – приезды-отъезды. Как разместить, что сделать. Казалось бы, мелочи.

Крейсман: В футболе не бывает мелочей. Почему «Реал» проиграл 0:4. «Реал», который не может себе позволить проигрывать. Бывает разное. Ну что мы, постоянно проигрывали? Да, три игры подряд, мы сами от этого очень долго отходили. Это был шанс зацепиться, и мы просто его дали. Нельзя сезон пройти на одном дыхании, без спадов. Тем более, с нашими перелётами.

Агрофенин: Есть до Москвы прямые рейсы, но мы летим через Екатеринбург. Пока долетишь. Слоняешься по аэропорту с 9 утра до 8 вечера. Я весь год ругался: вот у меня жена с ребёнком. Заидов мне говорит: «Я за жену заплачу, а за ребёнка – сам». В контракте написано «семья». А он: «Там ребёнка нет». Я объясняю: «Вы пришли первый год, а я 10 лет играю и первый раз такое вижу». А он молчит и смотрит на меня, будто я дурак.

Крейсман: Пока был Александр Петрович - теплилась надежда. Играли и за себя, и за него.

Тихоньких: Не было денег - Тишин говорил: «Ребята, давайте потерпим?» Мы все: «Потерпим? Потерпим, не вопрос». Премиальные не платят – он: «Пацаны, я вам обещаю». Мы верили человеку. А когда подходит генеральный директор…

Агрофенин: И говорит – завтра…

Богю: А когда это завтра - второй вопрос… В следующем месяце? В следующем году? А он пришёл и чуть ли не первым делом сказал: «Я за свои слова отвечаю».

Агрофенин: Мы ему: «Зарплата с 15-го по 20-ое». А он: «Нет, с 25-ое по 30-ое». За Тишина мы всей командой просили - прямо на поле подходили, объясняли. Заидов дал обещание: «Оставлю до конца сезона».

Тихоньких: А когда футболист делает операцию за свои деньги – это правильно? Лечение прописано в контракте. Травму может получить любой из нас. Но я делаю всё за свои деньги. Как на плохом заводе. Но профессиональный спорт всегда считался элитной профессией, что в СССР, что в России. Я не говорю уже о загранице. Футбол - это не производство. Мы внутри уже не 30-летние ребята. Нам лет по 50. Это неимоверные нагрузки.

Агрофенин: Будущее забайкальского футбола убили в день, когда сменили руководство. А на нас, не зная этого, смотрят дети: «Я хочу стать, как Крейсман, так же играть, как Нагибин. Мы же тоже в своё время смотрели…

Крейсман: На Галимова, на Недорезова. Женька Алхимов подавал мячи, когда они играли.
Я пришёл в 16 лет, я говорил шёпотом «здравствуйте» в раздевалке. «Да говори громче!» Стеснялся - они на 10 лет старше. А сейчас в городе 10 лет нет молодёжи. Теперь зазвучит - мы вырастим! Не может расти молодёжь без старшего поколения. Реально никто не оценивает то, что у нас её никогда не было. Не может быть ставки на молодёжь, которой нет. На человека, которого поставили, и он не выполнил свою работу.

Агрофенин: Самое простое, что они могут – разогнать стариков. А уже сейчас после 23 лет в клубе пропасть.

Крейсман: Я могу за эти слова ответить - футбол здесь умирает. Кто-то найдёт другую команду. Кто-то закончит играть. Каждому – своё. Но хочется же, чтобы до конца-то не губили этот спорт здесь. Всегда же уважали «Локомотив» по всему Союзу. Может же и совсем всё рухнуть до уровня, что вообще не будет футбола в Чите.

Екатерина Шайтанова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
42
ТОП 5
Мнение
Гурулев: «С божьей помощью, конечно, можно сделать, но без денег не получится»
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Ну и как ходить по этому льду? Коллапс в Чите из-за снега продолжается
Елена Раздобреева
Редактор
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления