Город обзор «Подлинная интеллектуальная элита страны» в обзоре районных газет

«Подлинная интеллектуальная элита страны» в обзоре районных газет

«И справедливости ради нужно всё поставить на свои места – выбить из рук демагогов от экологии пропагандистское оружие».

Поиски поэта и режиссёра

«Мне всегда казалось, что мы с ним родственники… Могут ли немец и бурят быть родственниками? Ощущение это иногда исчезает, но только я проеду мимо борзинского Дабасу-Нура – Соляного озера или выйду на разбитую трассу Александровского Завода, как снова наваждением зазвучат по мне его строки», - так открывает своё повествование о «первом поэте Сибири» Фёдоре Ивановиче Бальдауфе поэт, прозаик, публицист и переводчик Виктор Балдоржиев в газете «Ононская заря». Изложение биографии Бальдауфа не ограничивается традиционным набором «родился, женился, умер». Виктор Балдоржиев вплетает в рассказ романтическое описание родных мест, по которым путешествовал и Фёдор Иванович: «Жаль, коня нет, а не то поскакал бы, срезая путь, прямо к Нерчинскому Заводу, заезжая по дороге на чабанские стоянки. А вечером, разведя костёр, сварил бы тарбагана (он тоже их ел), смотрел бы на струящийся Млечный путь и далёкие звёзды. И разговаривал бы с ним о Забайкалье, Адун-Челоне, торейских озёрах, Ононе, Аргуни и шаманах». Кроме биографии, читатель знакомится и с творчеством поэта: «Транскрипция, конечно, у Фёдора Ивановича абсолютно неправильная. Но не в этом дело, а вот в чём, вслушайтесь:

…Там великан Адун-Челон
Своими вечными скалами
Стремится слиться с облаками;
Там блещет озеро струями;
Над ним кружат станицы птиц;
Табун игривых кобылиц
На скатах там холмов гуляет;
Здесь горделиво сын степей –
Верблюд горбатый выступает,
Там ходит стая журавлей,
Здесь в море солнечных лучей
Весёлый жаворонок порхает,
А там, усевшись на бутан,
Лукавый хитрый табарган
Проезжих свистом окликает…

Каково! Не помню дословно, но, кажется, картинка эта заканчивается словами – «Всё в мире бога прославляет»», - восхищается строками Бальдауфа Виктор Балдоржиев.

Борис Кольцов в «Могочинском рабочем» вспоминает, как полвека назад в Могоче «клуб им. Воровского был полон народу с утра до позднего вечера. Работал детский сектор, школы струнного и духового оркестров, хореографический кружок, хор. И был народный театр». «В гастрольных поездках со спектаклями бывали от Белогорска до Читы. Были в Аредсе, Ключах, Давенде. 3 февраля 1967 года давали спектакль на читинском телевидении. В том же году со спектаклем «Иван Рыбаков» выступали в Красноярском драматическом театре на смотре народных театров зоны Сибири и Дальнего Востока, заняв второе место (первое досталось театру Читинского дома офицеров)», - рассказывает Кольцов о театральном успехе. Вернуть былую славу автору кажется вполне реальным: «Если в коллективе Читинского театра поискать режиссёра, пообещав ему квартиру и зарплату на «рубль» больше, чем в Чите, то режиссёра-энтузиаста найти можно. (…) Понимаю: кризис, дефицит бюджета, «жаба давит», но если учесть, что театр является местом общения людей, а искусство – способом формирования этики и интеллекта, мировоззрения и нравственности личности, то игра стоит свеч».

Кто нас бережёт

Участковому уполномоченному из Алтана Ивану Шульгину удалось сочетать в себе «знание и строгое соблюдение законности, твёрдость духа и принципиальность, оперативность», физическую силу, «уважительное и понимающее отношение к людям, их нуждам». В этом нас уверяет Анастасия Григорьева, автор статьи «Легко ли быть участковым?», опубликованной в «Ононской правде». Почти восемь лет Иван Шульгин является участковым «на три села»: Алтан, Шумунду и Букукун. «Алтан – село нешумное, - рассказывает Иван Александрович, - крупные преступления здесь большая редкость. Правда, ежегодно доставляют проблемы граждане из МНР, как по графику – весной и перед покосом. Это самые опасные периоды, чаще всего именно в это время угоняют лошадей. Нынче опять угнали около сотни голов колхозных и частных. Вернуть смогли всего 26, и то их всех пришлось уничтожить по предписанию ветеринарной службы». Завершая свой рассказ о страже порядка, Анастасия Григорьева находит ещё одно важное качество – человечность. «Это, такое объёмное и редкое качество, в последнее время в особом дефиците. И если человек обладает им, он уважаем. У нас, у русских, очень часто слова «бояться» и «уважать» почти синонимы. Наверное, поэтому в сёлах алтанской зоны, где участковым трудится Иван Шульгин, обстановка довольно спокойная», - заключает она.

Елена Глушан в «Славе труду» тоже делится методами работы местной милиции, которые несколько отличаются от названных выше. «Один знакомый» автора по пути в гараж нашёл под ногами портмоне, в котором не было денег, но были документы, талоны, дисконтные карты и семейное фото. «С вами тоже такое бывало? Как вы поступили? Знакомый решил, что подумает об этом завтра, бросил портмоне в гараже и благополучно о нём забыл. Через несколько дней ему на глаза попалось объявление в «бегущей» строке с просьбой вернуть данные документы за вознаграждение», - приближает нас к кульминационной развязке Елена. На встречу хозяин документов приехал не один: «Из машины выскочили двое в гражданской одежде. Предъявив удостоверения, потребовали последовать с ними. Ошарашенного молодого человека отвезли в отделение милиции, где он провёл несколько «незабываемых» часов, давая показания и оправдываясь неизвестно в чём». Выяснилось, что на владельца портмоне напали, избили, ограбили, и теперь отпечатки пальцев «знакомого» есть в базе данных милиции. «Ни денег, ни отдельных слов благодарности он не получил», - сокрушается автор.

Разные виды работ

А. Банщиковой, журналисту газеты «Нерчинская звезда», достаётся обозревать письма читателей «по поводу деятельности спиртоторговцев». «Меньшинство» оправдывает распространителей – «мол, бабулькам, продающим спирт, не прожить на копеечную пенсию, вот они и ищут себе заработок, так сказать, на стороне». Но А. Банщикова в это вопросе довольно категорична и убеждает читателей занять её точку зрения: «Если уж бабулькам денег не хватает на своё мирное пенсионерское существование, то почему вместо того, чтобы спиртом торговать, они, например, не продают на рынке семечки или овощи, не зарабатывают себе на жизнь полезным трудом? (…) Спиртоторговцы, зарабатывая подобным образом себе на хлеб, оставляют многих без него». Банщикова не без умысла напоминает, что в этом году двадцатишестилетняя, «вполне работоспособная» мать двоих детей с высшим образованием Любовь Комогорцева была осуждена по части первой статьи 238 УК РФ за реализацию на дому спирта, содержащего в своём составе смертоносный ацетон.

Обличительное письмо пришло в редакцию «Сельской нови» от Светланы Кондаковой: «Хочу написать о нечеловеческом отношении руководителей к своим работникам. Если в мире финансовый кризис начался в 2009 году, то в организации Бутакова Василия Андреевича и Медведевой Татьяны Кирилловны в отношении рабочих этот кризис начался много лет назад, потому что рабочие получают зарплату не более трёх тысяч в три-четыре месяца, а то и реже». По словам Светланы Кондаковой, руководители неназванного предприятия обменивают пиломатериалы на корм для скота, открывают магазин, за 2008 год отчисляют всего 33 рубля в пенсионный фонд. «Мы тоже хотим жить, выплачивать ссуды, платить за свет, за телефон, есть, одеваться, помогать детям, а мы, хотя и работаем, не можем содержать даже себя. Я получаю только 75 процентов от ставки, муж за три месяца – одну тысячу рублей. Как жить? - задаётся вопросом Кондакова. – А Василию Андреевичу огромное-преогромное спасибо как депутату за «заботу» о народе, который за него голосовал на выборах. Да только депутат забыл про народ».

«Ну, какой, паря, край без Чикоя?»

«Ну, какой, паря, край без Чикоя? Так – одно название!» - открывает Валерий Немеров свой материал «Шанс для соболиного края» в Красночикойской газете «Новая» словами известного в районе охотоведа Михаила Илларионовича Михайлова. Подобно Бояну, Валерий Немеров ведёт былинное повествование об этапах формирования национального парка: «В Алханайском парке в этом году барашка резали, тосты поднимали. Здравицы Кобзону и Жамсуеву произносили за то, что десять лет назад, объединив усилия, помогли его организовать. В родной чикойской тайге всё как было, так и осталось. Разве что на бумаге дело двигалось, да и то через пень-колоду. Ладно бы золотари да дровосеки палки в колёса вставляли. То – понятно. Парк для них – хуже горькой редьки, былую волюшку в ежовых рукавицах держать будет. Удивительно другое. Против парка те поднялись, кто по своей должности вроде бы за него двумя руками голосовать обязан – местные власти. Уж чего только ни придумывали они, каких только благ ни сулили народу, ежели он супротив парка выступит. Да только не поддались чикояне на уговоры и создание парка поддержали. (…) Власти же нерадивой, чтобы впредь неповадно было, народ на выборах не только путь дорожку показал, но и скатертью её выстлал. В районе сегодня и глава, и депутаты районного собрания новые». Однако бывший глава района назначен представителем губернатора в Хилокском и Красночикойском районах. «Чудеса, да и только», - комментирует Немеров.

Автор напоминает, что 29 апреля прошлого года с учётом мнения населения района оптимальными для создания национального природного парка были признаны три участка: в пределах Семиозёрской дачи Черемховского участкового лесничества (433 948 га), в границах заказника «Буркальский» (224 748 га), в границах заказника «Ацинский» (64 281 га). «Проектируемая в статусе национального парка территория соответствует основным критериям, определённым Международной биологической программой ЮНЕСКО. Здесь представлены все основные типы ландшафтов (от альпийских лугов до горных степей), характерных для природной страны «Байкальское нагорье», - значится в письме Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю.

«Да, у соболиного края появился шанс выжить. Но он может быть сведён на нет, если власти дадут добро на добычу урана, которую с болезненной настойчивостью добиваются УДК «Горное» и «Атомредметзолото». От месторождения Минькин ключ, из руды которого новоявленные добытчики собираются извлекать уран, до северо-восточной границы парка, как говорится, рукой подать. Взрывные работы, движение большегрузных автомобилей, угольная и прочая пыль отпугнут животных, изменят их миграционные пути и через Жеркогон засорят Чикой», - предупреждает автор.

«Решением ОАО «Атомредметзолото», которое является 100% дочерней компанией Госкорпорации «Росатом», было образовано закрытое акционерное общество «Уранодобывающая компания «Горное» (ЗАО «УДКГ») и зарегистрировано 29 ноября 2007 года в г. Чите для освоения урановых месторождений Горное, находящегося в Красночикойском районе Забайкальского края, в 50-60 км восточнее посёлка Черемхово, и Берёзовое, находящегося в Улётовском районе, в 58 километрах к юго-западу от с. Танга», - будто ответом Валерию Немерову опубликована статья генерального директора ЗАО «УДК «Горное» В.Разумова в «Улётовских вестях». По словам В. Разумова, реализация проекта освоения принесёт только плюсы: «Предприятия района будут привлечены в качестве подрядчиков и поставщиков по ремонту и строительству дорог, изготовлению оборудования, технических средств и оказанию различного вида услуг», трудоустройство 500 человек на предприятии, организация профессионального обучения и подготовки за счёт предприятия с последующим трудоустройством. Пополнение бюджетов различных уровней по основным налогам за весь срок отработки месторождений составит около 10 млрд. рублей. Это новые детские сады, школы и больницы, более высокие зарплаты воспитателей и учителей, врачей и медсестёр. Мы особенно рассчитываем на то, что реализация проекта создаст более широкие возможности для местной молодёжи», - гладко стелет генеральный директор. И от перечисления плюсов местного масштаба переходит чуть ли не ко вселенскому размаху: «Во всём мире идёт подъём атомной энергетики. В США доля атомной энергетики составляет 33%, во Франции – 75%, даже в Японии, жители которой пережили Хиросиму и Нагасаки, успешно работают электростанции на ядерном топливе. У нас доля АЭС в энергобалансе составляет всего 13%». И совсем фанфарно звучат закрывающие статью слова: «Назрела необходимость выйти за рамки корпоративной закрытости, которая сложилась со времён холодной войны, и активнее работать с общественностью, преодолеть мифические страхи в отношении атомной энергетики. И справедливости ради нужно всё поставить на свои места – выбить из рук демагогов от экологии пропагандистское оружие и показать, что именно работники атомной промышленности являются подлинной интеллектуальной элитой страны».

Подготовила Елена Романова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления