Город интервью Приставы: «Наша работа – неблагодарная. Мы отбираем»

Приставы: «Наша работа – неблагодарная. Мы отбираем»

«Человек в хорошем настроении едет на хорошей машине по городу. Тут его останавливают и начинают арестовывать имущество».

25 февраля впервые пресс-конференция в управлении судебных приставов была посвящена теме розыска должников и их имущества. Три журналиста – ИА «Чита.Ру», газет «Экстра» и «Читинское обозрение» - встретились с начальником межрайонного отдела судебных приставов по розыску должников и их имущества краевого управления судебных приставов Сергем Стрельниковым.

Организаторы встречи сразу отметили, что впервые будет рассказано о людях, чья работа остаётся в тени, хотя результаты отдела по розыску должников значительно выросли за последний год. В начале пресс-конференции Стрельников рассказал:

- Основная задача межрайонного отдела розыска заключается в исполнении государственных функций по розыску должников-организаций и их имущества, а также имущества физических лиц. Наша работа повышает эффективность выполнения судебных решений и решений других контролирующих органов.

Приведу несколько цифр по итогам работы в 2009 году. В прошлом году судебные приставы вынесли 653 постановления по розыску имущества должников на общую сумму 575 миллионов 585 тысяч рублей. Прекращено 486 розыскных дел, из них девять в связи с розыском должника-организации, 36 – по причине розыска имущества должника-организации, 260 в связи с розыском должника-гражданина, в том числе 35 по алиментным обязательствам.

За 2009 год мы разыскали 222 автомобиля. Для сравнения: в 2008 году отделом разыскано 194 единиц автотранспорта, в 2007 – 45 машин. Работу отдел розыска наращивает, показатели говорят сами за себя.

Отдел розыска взаимодействует с контролирующими и регистрирующими органами. Мы заключаем соглашение с правоохранительными и другими государственными органами по вопросам ведения розыскной деятельности. Сейчас заключены соглашения с управлением внутренних дел, с таможней, регистрационной и миграционной службами, службой исполнения наказания, государственной инспекцией труда, управлением МЧС, нотариальной палатой, пенсионным фондом, УВДТ. По мере необходимости мы встречаемся с представителями контролирующих и регистрирующих органов и в рабочем порядке находим решение проблем, и на уровне ведомств заключаем договора-соглашения.

- А вы можете привести примеры такого взаимодействия?

- Вот пример, как действует соглашение с УВДТ. В 2009 году было проведено 285 проверок передвижения должников воздушным и железнодорожным транспортом. Установлены 132 факта приобретения должниками железнодорожных и авиабилетов. На контроль Забайкальского управления внутренних дел на транспорте поставлено 10 должников. Одного из должников мы встретили в аэропорту, ещё троих - на вокзале Читы.

Чтобы наглядно показать работу розыска, приведу несколько примеров. Первый: судебные приставы-исполнители объявили розыск деревообрабатывающего оборудования и сушильных камер, которые принадлежали должнику - юридическому лицу. В ходе розыскных мероприятий были установлены номерные знаки оборудования и место, где оно могло бы находиться. Имущество было найдено в одном из населённых пунктов края и передано судебному приставу для проведения дальнейших исполнительных действий.

Следующий пример касается физического лица. Был объявлен розыск автомобиля «Газель». Мы выезжали по месту регистрации должника. Он говорил, что автомобиль разобран, и нет возможности его показать приставам. Во время розыска мы выяснили место проживания его гражданской жены. Должник проживал с ней и пользовался исправным автомобилем. «Газель» была арестована и передана для дальнейшей реализации.

Ещё один должник долгое время скрывался от службы судебных приставов. В рамках соглашения с ЛУВДТ мы отследили приобретение им железнодорожного билета. Когда должник отбывал в Иркутск ночным поездом, его встретили сотрудники отдела розыска и исполнители. Мы опросили должника, взяли с него объяснение и оформили другие процессуальные документы. После этого должник прибыл в службу судебных приставов, с ним была проведена работа, найдено его имущество, и передано на реализацию.

Пример взаимодействия с правоохранительными органами: в 2009 году городским отделом был объявлен розыск автомобиля, его владелец находился в местах лишения свободы. Родственники должника категорически отказывались показывать имущество. Мы сделали официальный запрос в управление исполнения наказаний. С этим управлением у нас также заключено соглашение. Должник был опрошен, автомобиль был найден и арестован.

И последний пример: в Чите на стоянке возле дома, где проживал должник, был обнаружен разыскиваемый автомобиль. Должник дверь приставам не открывал, и они не смогли с ним поговорить. Был вызван судебный пристав-исполнитель, наложили арест на этот автомобиль. И только после того, как прибыл эвакуатор, чтобы увезти машину на штрафплощадку, появилась жена должника. Конечно, было много претензий, но автомобиль был арестован и помещён на временную стоянку.

- С какими проблемами сталкивается ваш отдел?

- Все проблемы, которые у нас возникают – решаемы. Но основная проблема, которая должна решиться только на уровне государства, - чтобы отдел розыска и в целом служба судебных приставов были включены в федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности. Поправки в законе наделили бы нас полномочиями, которые могли бы положительно сказаться на нашей работе. Когда вопрос коснётся подготовки и обучения специалистов – нам не откажут сотрудники внутренних дел провести специализацию по этому направлению. Мы готовы принять на работу сотрудников, которые имеют опыт работы. Я думаю, что база есть, а все возникающие вопросы можно решить.

- Имущество сложнее искать, чем человека?

- Сложнее, конечно. Судебный пристав-исполнитель в рамках административного производства принимает все меры для розыска – делает запросы в официальные органы, берёт разъяснения у должников. Расставаться со своим имуществом никому из нас не хочется. Поэтому человек нередко говорит, что у него ничего нет. Если пристав-исполнитель имеет сведения об имуществе, тогда к делу приступает отдел розыска. Мы используем любую информацию, которая к нам поступает.

- Кому больше всего должны читинцы, помимо алиментов?

- Сейчас идёт большая волна по взысканию кредитов и по взысканию заработной платы. Что касается алиментов, это очень социально-значимый момент, которому и судебные приставы-исполнители и мы, специалисты по розыску, уделяем большое внимание.

- Какие новые методы вы используете в розыске должников?

- Мы активно работаем с интернетом, но в правовом поле. Был один случай, когда через сайт «Одноклассники» мы нашли должника. Использовали фотографию девушки, которая была в курсе всего дела. Всё было нормально и с нравственной точки зрения, и с точки зрения закона. Хотелось бы ещё сказать, в отношении тех коммерческих организаций, которые неохотно идут к нам навстречу. Статья нашего закона об исполнительном производстве позволяет, если кто-то скрывает или не даёт сведения, привлекать как к административной, так и уголовной ответственности. Сейчас, например, решается вопрос с операторами сотовой связи, чтобы они предоставляли нам номера телефонов должников.

- А если после встречи с приставами на вокзале или в аэропорту человек опоздал на свой рейс и потерял билет, деньги. Он может предъявить вам претензии?

- Закон об исполнительном производстве чётко проговаривает: если нарушены права, человек может обратиться как в выше стоящую организацию, так и в суд. Задержать должника мы пока не можем. По существующим законам можем только произвести процессуальные действия, когда мы взяли с должника объяснение, вручили ему извещение, чтобы он прибыл в службу судебных приставов. В извещении прописано, что в случае неисполнения должник будет привлечён к административной или уголовной ответственности. Идеальный вариант, если есть возможность, чтобы человек рассчитался на месте. Заплатил – никаких претензий. Тем более, что каждый из нас может оказаться должником.

- Вы отметили несколько цифр. Например, три года назад сотрудники вашего отдела нашли 45 машин, в прошлом – уже 222. Благодаря чему достигаются такие результаты?

- Сама служба и отдел розыска – молодые структуры. С августа 2009 года наша группа была преобразована в отдел. До этого был маленький состав. Сейчас в отделе работает семь человек по всему Забайкальскому краю. У всех есть опыт розыскной работы. Если нас введут в закон об оперативно-розыскных действиях, штат будет увеличен. Там должны быть гласные и негласные сотрудники, более качественное и современное должно быть оснащение. 80% нашей работы – это рутина. Это запросы, звонки, поиск информации, объяснения, встречи. Коллектив отдела - работоспособный, молодой. Работа очень интересная – нужно быть и психологом, и финансистом, и экономистом, и розыскником. Большинство людей работает не первый год. Работа у нас очень неблагодарная – мы отбираем. Маты, угрозы в нашу сторону – это обыденность. Конечно, мы понимаем психологию человека. Например, человек в хорошем настроении едет на хорошей машине по городу. Тут его останавливают и начинают арестовывать имущество. Многие жители не понимают, что мы исполнители решения суда. Говорим всем, что мы - орган принудительного исполнения и все вопросы нужно решать в суде, в налоговой и других органах.

Должник в течение 10 дней может обжаловать наши действия в судебном порядке или обратиться в вышестоящую инстанцию. Повторюсь, что самый лучший вариант – оплатить долг, в этом случае арест автоматически снимается, и имущество возвращается владельцу.

Мы всегда говорим должникам: «Придите, добровольно рассчитайтесь или, если не можете, придите и поговорите». Служба судебных приставов всегда идёт навстречу – существует и рассрочка, и отсрочка платежа.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления