Город интервью Александр Гордеев: «Пока не научился хорошо писать или вкусный хлеб выпекать – учись и не трави людей»

Александр Гордеев: «Пока не научился хорошо писать или вкусный хлеб выпекать – учись и не трави людей»

Председатель Забайкальской краевой общественной писательской организации Александр Гордеев ответил на вопросы посетителей «Чита.Ру».

Отвечая на вопросы посетителей портала, председатель Забайкальской краевой общественной писательской организации Александр Гордеев рассказал, почему Театральная площадь стоит пустой во время праздника «Золотая осень», о хлебо-колбасных составляющих современных издательств и о том, нужна ли помощь молодым писателям.

«Молодому автору нужно помогать, а не заставлять выигрывать эту помощь»

- Проводятся ли в нашем крае конкурсы молодых писателей? Можно ли молодому человеку выиграть грант, чтобы выпустить небольшую книгу?

– Литературные конкурсы у нас проводятся на уровне библиотек. Конкурс среди школьников каждый год проводит детская библиотека. Довольно неплохо в этом году был проведён литературный конкурс среди людей с ограниченными физическими возможностями, который провела библиотека для слепых. И уж совсем хорошо оказалось то, что там этот конкурс был совмещён с литературным семинаром, где работы молодых рецензировались, анализировались и обсуждались профессиональными писателями. На мой взгляд, коллектив этой библиотеки как-то совершенно скромно и незаметно наработал опыт проведения таких мероприятий, и я уверен, что он потянул бы и организацию литературных семинаров на более высоком уровне.

Второй год у нас в крае действует конкурс имени Михаила Вишнякова. В прошлом году его выиграл поэт и писатель из Акши Борис Константинович Макаров. Кто будет призёром в этом году, пока неизвестно. Так что если у кого-то есть книги, то можно попробовать своё счастье, приняв участие в этом конкурсе. Более того, в этом конкурсе можно принять участие и с рукописью.

Что касается грантов, то тут я не могу сказать ничего. Просто не знаю, и никогда этим не интересовался. Или слишком консервативно к этому отношусь. Мне всё это кажется чем-то чуждым, заимствованным, игрой какой-то. Если кто-то делает что-то стоящее, надо ему просто помогать, а не заставлять это право на помощь выигрывать… Возможно, я в этом и неправ.

- Ваши советы начинающим авторам?

- Хотелось бы остановиться на самом понятии «молодой писатель». Я в этом смысле являюсь сторонником жёсткой позиции. Она заключается вот в чём. Вот, скажем, написал какой-то начинающий плохую повесть и где-то в редакции журнала возникает вопрос: печатать эту работу или нет? Бывает, что кто-то из редколлегии высказывает мысль: «Надо печатать, поддержать, он же ещё молодой». Так вот я в этом случае занимаю другую позицию. «Ну, хорошо, он молодой, начинающий, – говорю я. – А читатели-то здесь при чём? Почему они должны получать не качественную продукцию? Вот ты купишь в магазине не пропеченный хлеб, а тебя успокоят, мол, это же молодой, начинающий пекарь испёк…» Так что пока не научился хорошо писать или вкусный хлеб выпекать – учись и не трави людей.

Главный совет, который я мог бы дать молодым, пожалуй, и советом-то трудно назвать. Имей талант. Всё остальное приложится. Талант подскажет, как работать, как не спать ночами, создавая свои произведения, как на мир смотреть, какие книги читать, как жить и всё остальное.

- Написал стихотворение, эссе - куда отправлять и примут ли? А гонорар дадут за это?

- Обращайтесь в любую редакцию газеты, журнала. У нас и в «Забайкальском рабочем» есть литературная страница, там её ведёт Ольга Стефанович, можно в газету «Земля», там тоже просто так от авторов не отмахиваются. Есть литературный журнал «Слово Забайкалья», редактор которого Олег Георгиевич Петров также очень внимательно относится к каждому обращению. В любом случае, могу заверить: если написано что-то стоящее, талантливое, то написанное не пропадёт. То есть, на вопрос: «Примут ли?», могу ответить определённо: «Если написано талантливо – примут, если бесталанно – не надейтесь». Хотя и здесь… Выходит у нас ещё журнал «Литературная галактика». Если написано не слишком талантливо, можно напечататься и там - хотя и в этом журнале сейчас требования повышают, только заплатить придётся.

А гонорар… Ну, всё может быть. Всё бывает. Вот когда мою повесть «Не бойся тёмного сна» напечатали в самом первом номере журнала «Слово Забайкалья», то гонорар ещё был. А вот когда теперь печатают главы романа «Жизнь волшебника», то тут уж всё зависит от текущего финансового состояния журнала. Когда – да, когда – нет.

«Про «Забайкальскую осень» разговор особый…»

- Насколько сильно изменилась за последние 20 лет региональная литература? Из-за чего это произошло?

- Для того, чтобы ответить, как изменилась литература, надо сказать о том, какой она была 20 лет назад. А какой она была? Разной. Состоящей из разных литературных имён. Но ведь то же самое и сейчас. Только имена другие. Я не сказал бы, что имена эти более талантливые, не сказал бы, что менее. У меня такое ощущение, что главный литературный костяк, состоящий из основательных произведений, остался тот же. Разные халтурные бури, о которых мы все знаем, остаются за её бортом.

- Кто режиссёр литературного праздника «Забайкальская осень»? Почему на этом празднике так мало внимания уделяется нашим дорогим и уважаемым писателям?

- Про «Забайкальскую осень» разговор особый. Режиссёром этого праздника сейчас является министерство культуры. И спасибо ему за это. Раньше, пока у нас было финансирование, мы сами занимались всей организацией, конечно же, совместно с тогдашним управлением культуры. А теперь, если бы не поддержка министерства, этого праздника не было бы вообще.

Конечно, «Забайкальская осень» теперь уже не та. Мы, я имею в виду писателей, на этих праздниках похожи сейчас на пловцов в бассейне, из которого слили воду. Машем руками и делаем вид, что плаваем. Да ещё надеемся, что и другие видят то же. А со стороны, если непредвзято взглянуть, то всё это выглядит нелепо. Сидим на площади - раньше на площади Ленина, а в последние годы на Театральной - за своими столиками и ждём, когда к нам читатели подойдут. Да простится мне это сравнение, как нищие на паперти. Ждём милостыни в виде читателей. А читатели с каждым годом подходят всё меньше и меньше. Подходят традиционно к Георгию Граубину, ну ещё к двум-трём писателям, которые врезались в память с советских времён.

Ситуация с «Забайкальской осенью» давно изменилась. Надо и форму его менять. В прошлом году мы сделали, как мне кажется, неплохой вечер в зале областной филармонии. Условно мы назвали его «Литературным концертом». Готовились долго, были подобраны фрагменты из прозы разных писателей, стихи. Были подготовлены отдельные номера. Даже специально к этому вечеру написаны песни. А вот книжный базар… Очевидно, в разных отчётах он значится успешным, если кто такие отчёты ведёт, а на самом деле все видели, что было. Читательский интерес к писателям пропал. Или, точнее, даже не пропал, а рассеян телевиденьем, дешёвой и низкопробной литературой.

В общем, лично я склоняюсь сейчас к более камерному проведению этого праздника. Пожалуй, и от книжного базара отказался бы даже. Его можно было бы устроить в фойе того помещения, где проводится вечер. Думаю, это было бы уютней и душевней. Я об этом уже не первый год говорю. Но со мной не все согласны. Трудно нам отказаться от площади, ой как трудно. Хотя площадь эта давно уже пуста.

- Дайте профессиональную оценку качеству литературного продукта, публикуемого в журналах «Слово Забайкалья», «Литературная галактика», «Даурия»?

- «Слово Забайкалья», конечно, лидер. Уровень самый разный. И всё же это самый профессиональный журнал края. Попадаются там вещи и довольно посредственные. Тут многое зависит от позиции редактора. Поначалу Олег Георгиевич Петров входил в колею, вставал на крыло и потому мог отнестись к некоторым вещам не требовательно. Напечатал как-то одну довольно сырую работу одного нашего профессионального писателя. Я сказал об этом Олегу, а он отвечает, что мол, просто «посмеяться хотел» и дальше будет поступать так же. Тогда я сказал, что журналу не позволительно опускать планку. Он вроде бы не согласился, а недавно рассказывал о том, что тот же писатель предложил ему другую свою работу, так он отказал. Отказал и другому. И это правильно.

«Литературная галактика»... Ну, слабенько, конечно. И по самому материалу, и по дизайну журнала. Но, вот недавно разговаривал с редколлегией. Тоже выбирают курс на качество, хотят изменить дизайн. Собираются обратиться к той же команде выпускающих, которые делают на довольно приличном дизайнерском уровне журнал «Слово Забайкалья».

О «Даурии» пока, по моему, вообще рано говорить. На мой взгляд, это журнал слишком личный Виктора Балдоржиева. Он делает его согласно своим ярким пристрастиям. Мне как-то с трудом верится, что этот журнал продержится слишком долго.

- Как объяснять детям, что читать - надо?

- Очевидно, общего рецепта быть не может. К каждому ребёнку свой подход. Думаю, надо просто прививать вкус к хорошей прозе, к хорошим стихам. Выключить телевизор, выключить радио, предложить - давай посидим в тишине. Давай подумаем о чём-нибудь, а теперь послушай, что я тебе прочитаю. Послушай, как звучат нормальные слова, почувствуй, что стоит за ними. Кто знает, может быть, и удастся что-то пробить в душе. Хотя что говорить о детях. А сколько вокруг нас взрослых, которые не читают? Так что дети-то их уж точно читать не будут. Так что, вероятно, многим надо начинать с себя, если только это возможно.

- Не бывает ли с вами, что хочется не читать, а только уже перечитывать?

- Бывает. Но, пожалуй, лучше делать то и другое. Я вообще-то считаю, что человеку читать много не надо. По количеству произведений. Перечитывание старого очень часто даёт куда больше, чем чтение нового. Это уж точно. Проверено. Если читаешь что-то, не успевая осмысливать и переживать, то смысла в таком чтении нет.

- Как вы относитесь к морально-этической составляющей в деятельности издательств? Должны ли редакторы печатать всё, что принесёт доход? Или должны выбирать? Вообще, как сочетать мораль и рыночные отношения, возможно ли такое сочетание?

- А вот представьте такую картину. Вы – редактор издательства, а ещё лучше его директор. Приходит к вам какой-то автор, ну скажем, по фамилии Пузырьков и приносит рукопись.

– Вот, – говорит Пузырьков, – я тут на досуге, значитца, гениальную книгу накропал. Взгляните: одно название чего стоит. Как раз в духе нашего времени. «Лас Колбесос», называется…

Вы остолбенело смотрите и спрашиваете:

– Простите, а «Колбесос» – это что? Это производное от «балбеса» или от «колбасы»?

– Я рад, что вы с юмором, – миролюбиво говорит Пузырьков, – конечно же, от колбасы. Причём конкретно от колбасы Маккавеевского комбината… Вы на всякий случай заглядываете в рукопись, и волосы на вашей голове окончательно становятся дыбом.

– А отредактировать рукопись вы не желаете?

– А чего там редактировать? Гениальное, оно и в Африке гениальное.

– Ну, вот, например, вы пишите: «В горах Урала роют красный чугуний, из которого отливают электрические провода…»

– Ну и что?

– А то, что такого слова «чугуний» нет, а есть слово «чугун». К тому же, если быть точнее, то чугун не добывают, добывают вначале руду, а чугун выплавляют уже на комбинате. И, конечно же, он не красного цвета… Скорее всего, вы перепутали чугун с медью. Я уж не говорю о том, что и слово «отливают…»

– А ты не умничай, – перебивает Пузырьков, – ты ещё не знаешь, сколько я за эту рукопись заплатить хочу. Да за эти деньги мы и люминий начнём в Балее добывать, а потом строить из него подводные лодки, а так же космические корабли, бороздящие просторы далёкой Вселенной. Понял? К тому же, если ты будешь воротить от меня нос, так я пойду к издателям господам Богданову или Степанову. Много вас нынче тут развелось…

И вот вы сидите и приглаживаете свои волосы, упорно поднимающиеся дыбом… И, наверняка, очень скоро пригладите. Ведь у вас дома семья, и трудовой коллектив у вас хочет зарплаты – это тоже ваша семья… И всем кушать надо…

К чему это я? А к тому, что раньше, когда мне посчастливилось работать в читинском отделении Восточно-Сибирского книжного издательства, издательское дело было делом государства. И я, как редактор, действовал от его имени. И халтуру пропускать не имел право. А теперь право на халтуру есть у всех. Вот каждый издатель и выбирает рукописи, исходя не из своих, как вы написали, «морально-эстетических» составляющих, а из «хлебо-колбасных»…

«Мы просто общественная организация. Возможно, самая нищая из всех»

- Есть ли недвижимость у писательского союза в Забайкалье, где ваш кабинет, как с вами связаться по издательским делам?

- Конечно же, никакой недвижимости у нас не было ранее, нет и сейчас. Раньше читинские писатели входили в состав Союза писателей СССР - у меня остался и такой писательский билет, потом в Союз писателей России. Собственно, мы входим в него и сейчас, но уже как «Забайкальская краевая общественная писательская организация». Специально вот так полностью назвал официальное имя, чтобы всё стало совсем ясно. Мы теперь просто общественная организация. Возможно, самая нищая из всех общественных организаций края. У нас нет ни помещения, ни зарплат, ни бухгалтера, ни бухгалтерии.

Мне как председателю этой организации приходится бывать на разных встречах, вечерах, совещаниях и прочих мероприятиях, но это так, ради морального удовлетворения. Страдаем ли мы от этого? Да, пожалуй, что уже и нет. Свыклись. Страдает, пожалуй, развитие литературы в крае. Как связаться со мной? Лучший способ через журнал «Слово Забайкалья». Если есть серьёзная тема для разговора, встретимся и поговорим.

- Скандал с Союзом журналистов разгорелся в Забайкалье. Может, идея творческих профессиональных союзов никчёмна?

- Про никчёмность творческих союзов и в том числе и Союза писателей говорят много. Никакого практического смысла состоять в Союзе писателей нет. Если честно, то это имеет смысл лишь как некая профессиональная вершина, как знак признания. И не более того. Что касается читинских писателей, то наше отделение вроде какого-то содружества, хотя и внутри его не каждый дружественно общается с каждым. Ведь все мы очень разные.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления