Город интервью Юрий Кон: «Нужно говорить и стучаться всем вместе»

Юрий Кон: «Нужно говорить и стучаться всем вместе»

«За 15 лет я увидел, как выросли предприниматели. Раньше они говорили: «Моё, моё, моё». А теперь понимают, что делают для города, для своего района».

Нынешнее лето дало представителям малого и среднего бизнеса пищу для размышлений – развиваться вместе с российскими коллегами, добиваясь успехов, или стоять на месте, вариться, как говорится, в собственном соку. Всё потому, что в июле в Забайкальском крае было создано отделение общероссийской общественной организации «Опора России», председателем которой был избран депутат Законодательного собрания края, советник мэра Читы по малому бизнесу Юрий Кон. Теперь, наряду со своими коллегами из 80 субъектов России, где уже работает «Опора», забайкальские предприниматели, по задумке инициаторов, могут принимать активное участие как в законотворческой деятельности, так и в практической, делясь своим опытом и реализовывая совместные проекты. Юрий Кон прогнозирует, что по итогам общей работы до 60-65% общего населения будут заняты в частном бизнесе, а от этого напрямую будет зависеть благосостояние и жителей, и региона.

- Как я понимаю, во многом «Опора России» будет дублировать деятельность Союза предпринимателей Забайкалья. В чём их коренное отличие?

- В 90-е годы мы создали профсоюз предпринимателей. В то время перед нами стояла задача – объединиться для того, чтобы защищаться. Профсоюз наиболее подходил для защиты, ведь он был подкреплён законами. Со временем предприниматели и в своих организациях начали создавать профсоюзные организации. Получилось, что был профсоюз в профсоюзе, и надобность его отпала. Тогда мы переименовали профсоюз в Союз предпринимателей Забайкальского края. Союз, как общественная организация малого бизнеса, был и есть регионального уровня.

Мы узнали, что в стране существует общероссийская организация «Опора России», которая объединяет представителей малого бизнеса 80 субъектов. Поэтому мы решили создать такую организацию в Забайкальском крае. Оказалось, что в 2002 году эта организация была создана в Чите. Но никто про неё не знал. В неё входили всего пять человек. Поэтому в июле мы провели учредительную конференцию, на которой дали неудовлетворительную оценку деятельности той организации, потом закрыли её и создали новое отделение «Опора России и Забайкальского края». Эта организация отраслевая. Сейчас у нас созданы девять комитетов: по внешнеэкономической деятельности и туризму; экономике, финансам и налогам; по строительству и архитектуре; по ЖКХ; по вопросам инновации и развития производства; по вопросам предпринимательской деятельности в области торговли и потребительского рынка; по вопросам сельского хозяйства, микрофинансирования, земельным и имущественным отношениям; по социальной сфере, культуре и демографии; по вопросам здравоохранения, фармацевтики и здоровья человека.

- Кто будет работать в этой организации?

- На сегодняшний день в организацию вступили 38 предпринимателей. Они представляют сети магазинов, потребительский и продуктовый рынок, аптечную сеть, строительную сферу, ЖКХ, оказывают услуги по продаже цветов, сельскохозяйственным заготовкам, психологические и банковские услуги, по поддержке малого предпринимательства и другое. Я думаю, что к 1 сентября численность будет больше 100 человек. Сейчас идёт стадия регистрации, создаётся сайт, и мы будем работать более активно.

Наша главная задача – сплотить и укрепить ряды малого и среднего бизнеса. Сейчас в крае в этой сфере заняты около 20% населения. В развитых государствах эта цифра достигает 60-65%. Поэтому мы будем развивать малый бизнес. Естественно, что развитие бизнеса не может быть без поддержки власти – и исполнительной, и законодательной. В ближайшее время мы подпишем соглашение о сотрудничестве со всеми официальными структурами, которые соприкасаются с проблемами малого и среднего бизнеса.

До сентября председатели девяти комитетов подготовят перечень вопросов для включения их в общий план нашей работы. Я пока не могу сказать, какие вопросы будут, но думаю, что больше всего вопросов будут связаны с законодательством. На сегодняшний день либо есть законы федерального уровня, не привязанные к местности, либо их вообще нет. Этим мы и будем заниматься.

- Помогут ли вам депутаты-предприниматели?

- Я думаю, что те депутаты, которые занимаются предпринимательством, вступят в «Опору России». Тогда у нас будет создано сообщество, представляющее нас в Законодательном собрании. Кроме того, мы планируем подписать соглашение с заксобранием края, в которое внесём предложение, чтобы все законопроекты, затрагивающие вопросы предпринимательства, проходили экспертизу членов «Опоры России». На местах мы сможем увидеть больше. И так мы, наверное, поможем законодательному Собранию рассматривать проблемы в более приземлённом варианте. Тогда будет и депутатам проще разобраться.

- Есть такое мнение, что если принять законы – пусть даже не очень хорошие, и дать людям приспособиться к ним, то постепенно они даже недочёты научатся использовать в работе с пользой. Какую работу вы будете вести в этом направлении?

- Дело в том, что после того, как закон утверждается, в него несколько раз вносятся изменения и дополнения. Действительно, можно запутаться. Чтобы таких законов было меньше, как раз на стадии обсуждения нужно отдать этот проект нам на проработку. Кто может больше сказать о проблемах предпринимательства, чем мы?

Представьте, в депутатском корпусе из 50 депутатов - пять предпринимателей. Трое из них были в командировках, когда принимали законопроект, касающийся малого и среднего бизнеса. Оставшиеся двое не смогут сказать что-то против остальных депутатов. А мы могли бы за неделю, как указано в соглашении, разобраться в проекте, внести свои предложения. Если будет серьёзный вопрос, мы поднимем больше предпринимателей. Напомню, «Опора России» создана в 80 субъектах России. Конечно, мы будем взаимодействовать между собой. Если возникает вопрос, то мы можем связаться с другими отделениями, узнать, как происходит в соседних регионах. Мне кажется, такая форма работы будет выгодна и депутатскому корпусу, и представителям бизнеса.

- Нередко предприниматели уходят из бизнеса в политику, а политики - в бизнес. Как вы считаете, такой обмен необходим?

- На этот вопрос хочется ответить примером. Мой родной брат был сенатором Южно-Корейского парламента. Один срок он был сенатором, а во время следующего возвращался в частный бизнес. Если всё хорошо шло в бизнесе, он вновь избирался сенатором. Знание проблем частного бизнеса давало возможность, когда он находится у законодательной власти, поднимать некоторые вопросы, доказывать, какие законы необходимо принимать. А когда законы были приняты, он уходил в бизнес и смотрел, как они работают. Если идёт чередование, то законы будут приниматься хорошие. Поэтому я всегда говорю, что мы должны быть в тесном контакте – не может теоретик работать без практики. Так и законы будут однобокими. У нас большинство депутатов совмещают бизнес и депутатскую деятельность. Пока я не могу сказать, какая схема работает лучше. По крайней мере, наши депутаты всегда дают реальную картину при принятии закона.

В прошлом созыве городской думы из всех депутатов около половины были предпринимателями. Все законодательные акты, постановления, которые принимались в городе, шли от них. Поэтому созыв сработал хорошо – не было споров, ведь предприниматели чётко высказывали своё видение, и остальные к нему прислушивались. Я не говорю, что дума должна состоять из одних предпринимателей. Просто представители малого и среднего бизнеса должны быть обязательно. Поэтому мы будем выставлять свои кандидатуры и на следующих выборах.

- Согласны ли вы с утверждением, что будущее за малым бизнесом?

- Есть государства, где нет промышленных объектов, они живут только за счёт малого бизнеса, но страна процветает. Моё личное мнение, что если Россия не может выпускать хорошие машины, то и не нужно за это браться. Есть хорошие машины других стран, которые можно завозить и продавать. И наши граждане рады, что такие машины есть. Но мы должны развивать другое направление, где мы впереди. Зачем браться за всё? Если мы живём в северных районах, так зачем нам выращивать бананы? Я за то, чтобы развивать передовое, а не чтобы брать чужое и стремиться его улучшить.

- А что у нас есть хорошего, что можно развить?

- Мне, например, стыдно пить молоко из других регионов. Чтобы поднять животноводство, не нужны огромные затраты. Лет десять назад в наших районах скота было очень мало. Частникам было невыгодно его держать. Но недавно я увидел, что скота стало больше. Особенно это заметно на территории Агинского округа. И я рад этому. Считаю, что продукты питания – хлеб, яйцо, мясо, молоко, сыр – мы должны есть своё, а не привозное. Если мы покупаем продукты в магазине, то всегда смотрим срок годности. А если бы знали, что это местное, сразу бы покупали. Я считаю, что нам нужно взяться за продукты питания. Это потянет за собой сельское хозяйство и остальные сферы. Я считаю, что частный бизнес должен взять все услуги в свои руки. Чтобы у человека не болела голова – где найти химчистку, кто оказывает услуги по ремонту, пошиву одежды. Всё, что мы будем производить – будет экологически чистым.

Есть много вопросов по нехватке школ, детских садов, яслей. Во многих городах уже появляются частные детские сады и школы. Но у нас этого пока нет. Нам нужно брать и это в свои руки. У предпринимателей идеи есть, но законодательно у нас ничего нет – сколько должно быть квадратов, сколько помещений и другое. Всё это нужно прописывать. А если мы это пропишем, тогда появятся предприниматели, которые возьмутся за дело. Понятно, что оно менее прибыльное, но более трудоёмкое. Но делать нужно. Задача и наша, и «Опоры России», доказывать, что государство должно оказывать помощь начинающим предпринимателям именно в этой сфере. Если предприниматель будет заниматься школами и дошкольным образованием, то ему можно снизить налоги, сдавать в аренду помещения по льготной цене. То есть государство должно сделать первый шаг…

- …дать удочку?

- Совершенно верно. Я думаю, что если мы сможем это сделать, то выиграют все – и представители бизнеса, и горожане.

- Нередко предприниматели выплачивают зарплату в конвертах, а оплата труда простого работника и руководителя отличается значительно. Вы как-то сможете повлиять на это?

- Предприниматель прячет зарплату в конверт из-за того, что нужно пересмотреть систему налогообложения. Не могут налоги одинаково взиматься с разных предпринимателей. Поэтому систему налогообложения нужно сделать гибкой. Лучше сейчас меньше взять, но больше получить потом. Нельзя заводить в угол предпринимателя. За 15 лет я увидел, как выросли предприниматели. Раньше они говорили: «Моё, моё, моё». А теперь понимают, что делают для города, для своего района. А некоторые частные предприятия уже сейчас являются градообразующими.

Если идти навстречу предпринимателям, всегда будет отдача. Я это подчёркиваю, когда говорю с представителями власти - нужно дать, но не требовать сразу. Да, и среди предпринимателей бывают однодневки. Это жизнь. Но нужно поверить в первый раз. Поэтому, если мы будем идти навстречу предпринимателям, то они будут работать открыто и прозрачно.

- А как вы сможете повлиять на систему налогообложения?

- Для чего мы и создали в нашем регионе «Опору России». Когда из 80 субъектов России поступают одинаковые предложения, то, естественно, наша головная организация будет ставить этот вопрос перед правительством. И будет ясно, что это не они придумали, а народ со всех регионов нашей страны. И Забайкальский край не должен быть в стороне от этого. Нужно говорить и стучаться всем вместе.

Сейчас я готовлю справку о состоянии бизнеса в нашем регионе для головного отделения «Опоры России» – какая сфера у нас развита, какая не развита, почему – из-за законодательства или финансирования, или из-за завышенных банковских ставок. Мы должны рассказать о состоянии, проанализировать его. И попросить то, чем нам могут помочь. Когда все 80 регионов сделают такой анализ, то общая справка, наверное, ляжет на стол правительства. Я оптимист, и верю, что мы сможем получить должную поддержку. И тогда до 60-65% общего населения будут заняты в частном бизнесе, а от этого напрямую зависит благосостояние и жителей, и региона.

- Но это только глобальные дела. Чем конкретно вы можете помочь предпринимателю?

- Наши представители войдут в состав советов, которые созданы при исполнительной власти, силовых структур. При принятии решения, связанного с бизнесом, наш человек будет выступать в роли эксперта и будет давать рекомендации.

Я, как советник мэра по малому бизнесу, провожу приём предпринимателей. К нам приходят те, у кого возникли проблемы и те, кто только начинает своё дело. Естественно, для тех, кто начинает, мы даём рекомендации.

Мы хотим продолжить реализацию идей бизнес-инкубаторов. У нас такой инкубатор существует только в Чите и охватывает небольшое количество предпринимателей. Наша идея – создать такие инкубаторы и в районах края. Аренда помещения в инкубаторе минимальна, офис предоставляется на три года. У предпринимателя в течение трёх лет не болит голова, где найти помещение. Мы говорим и о том, чтобы создать инкубатор производственный. Большую территорию разделить и дать предпринимателям склады, производственные помещения. Мы привлечём к этой работе банки. Эти вопросы мы сейчас прорабатываем с представителями власти. Масштабно такую работу развернём осенью, а пока я встретился с главами поселений, которые находятся недалеко от Читы. Все мои разговоры и предложения на 100% воспринимаются положительно. Он говорят: «Наконец-то! Давай попытаемся что-то делать». Самим районам такое сделать невозможно. У них тоже есть хорошие идеи. Где-то приземлённые, где-то фантазии, но все они дают пищу для размышления. Планирую в ближайшее время поехать в Краснокаменск, где 48 предпринимателей согласны вступить в «Опору России».

- А на что нужно обратить внимание в первую очередь, чтобы число занятых в бизнесе достигло тех самых 60%?

- Малый и средний бизнес очень мобильные. Даже за два года мирового кризиса именно малый бизнес помог стране выйти из него. Мобильность в том и заключается, что сегодня занимался одним направлением, завтра – другим. Крупный бизнес так не может. Представители большого бизнеса были сокращены с работы, они ушли в малый бизнес – больше деваться некуда. Я считаю, кризис сыграл как отрицательную роль, так и положительную. Однодневки все рухнули, то есть произошло самоочищение. Это хорошо видно по строительной сфере. Около 160 строительных компаний было только у нас. Сейчас остались десятки. Поэтому, как раз будущее города, района зависит от того, сколько людей будут вовлечены в малый и средний бизнес. Ведь чем больше людей, тем стабильнее будет в нашем государстве. В СССР страдали гигантоманией. Например, наш камвольно-суконный комбинат, который шил одежду для всей страны. Как закончилась потребность - всё закрылось. А если бы производство было многопрофильным, то могло бы и выжить. В похожем положении находится и машиностроительный завод. Поэтому я считаю, что нужно развивать всё именно небольшими объёмами. Вокруг крупных предприятий должны быть мелкие. А если этого не будет, то и жизни у бизнеса не будет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter