Город опрос Отменить стипендии? - опрос ИА «Чита.Ру»

Отменить стипендии? - опрос ИА «Чита.Ру»

«Если студенты будут сами зарабатывать, то когда им учиться?»

Помощник президента России по экономической политике Аркадий Дворкович в онлайн-интервью «Газете.Ру» заявил, что нужно отменить «стандартные стипендии» в вузах. В качестве альтернативы Дворкович предложил студентам зарабатывать «на кафедре, в библиотеке, в кафе, переводы делать».

Хватало ли читинцам в их студенческие годы стипендии, приходилось ли подрабатывать, и как они относятся к тому, чтобы стипендии отменили — опросе ИА «Чита.Ру».

Профессор ЗабГГПУ Андрей Томских:

- Я уже рассказывал об этом студентам на лекции в пятницу, многие об этом ещё не слышали. Дело в том, что это не одноразовые эмоции Дворковича. Проблема в том, что это плановая программа модернизации профессионального образования. В рамках которой и есть такое предложение. Сейчас оно как бы невовремя — экономический кризис. Стипендия хоть и небольшие деньги — 1 100 рублей, — но для большинства, особенно в нашем вузе, где много ребят из деревни, это существенно. В забайкальском регионе рабочих мест, где студенты могли бы заработать после учёбы, в вечернее время, нет. Просто у государства нет денег, а на студентах-бюджетниках можно значительно экономить. Идея Дворковича понятна: это как за рубежом, там студенты подрабатывают. Но ситуация в России и в нашем крае в том числе не позволяет её реализовать.

Я получал 49 рублей 75 копеек. У меня ещё была доплата как старосте. На эти деньги можно было прожить, но мы подрабатывали. Летом с товарищами работали проводниками в поездах, сторожами, я даже работал гардеробщиком в драмтеатре и пожарным. Так что знаю основные ниши студенческого труда не понаслышке. Пусть не по профессии, но мы подрабатывали. Особенно ребята из деревень.

Выпускающий редактор «Чита.Ру» Анастасия Каурова:

- Стипендии в студенчестве хватало максимум на несколько дней. Мне приходилось, как многим студентам, ездить из района — электрички не ходили, автобусов не было из-за перекрытой в районе села Чёрново дороги. Ездили в основном на попутках — 50-100 рублей в одну сторону. Поэтому стипендии в 800 рублей хватало на две-три поездки. На стипендию почти не рассчитывала — так, купить что-то из одежды или косметики. Учили и обеспечивали родители. С третьего курса подрабатывала сама — официанткой, крупье в казино, рекламным агентом, ещё какими-то временными заработками. Но совмещать учёбу и работу — очень сложно. И не работаешь нормально, и не учишься.

Безусловно, стипендия нужна — её не убирать нужно, а повышать — тогда можно говорить о повышении качества образования, оптимальных результатах студента и в учёбе, и в студенческой культурной жизни. Думать о хлебе насущном и о духовном одновременно почти нереально. Плюс ко всему — не жаждут работодатели брать студентов на работу. Об этом Дворкович, интересно, задумался? Всем нужны профессионалы с опытом работы, после института-то не устроишься, а студентом — по миру пойдёшь с такой инициативой. В общем, одни минусы.

Аспирант ЗабГГПУ Елена Мусорина:

- Стипендии отменять не нужно, их нужно увеличивать! Чтобы стимулировать студентов учиться и учиться хорошо. Стипендия в студенческие годы, даже вне зависимости от её размера — это то, чего всегда ждёшь каждый месяц. В минимальном размере академическая стипендия, если не ошибаюсь, около тысячи рублей — очень мало. Неплохо, когда получаешь дополнительно стипендию за активность, к примеру, стипендию Чернышевского, социальную стипендию, когда успеваешь работать. Собственно то, о чём говорил Аркадий Дворкович: студенты должны успевать, пробовать применять преподаваемую теорию на практике. При этом важно суметь сохранить серьёзный подход к учёбе и науке.

Информационная шумиха, поднявшаяся в СМИ, обратила внимание многих на молодого помощника президента Дворковича, тем более, что сам Аркадий отказался позже от своих слов, но резонанс, как это часто у нас бывает, уже начался.

Замдиректора специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по биатлону Сергей Ковалёв:

- Когда я был студентом — учился в педуниверситете, на спортфаке — у меня была повышенная стипендия. К тому же, спортсменам тогда давали талоны на кафе. Талоны, кстати, можно было обменять на деньги.

Считаю, что стипендию отменять — глупо. Дети, которые у нас учатся, тренируются, получают зарплату. За хорошие результаты у нас предусмотрена стипендия губернатора. И не только в нашей школе. Есть в крае несколько таких школ. Я считаю, надо студентов стимулировать. Если они сами будут зарабатывать, то когда им учиться?

Директор института экономики и управления ЧитГУ Александр Лавров:

- Отрицательно отношусь к отмене. Потому что это не тот контингент, на котором можно экономить. Это наше будущее. Нынешние студенты — это те, кто будет нами управлять.

Когда я учился, стипендии, если сравнивать покупательскую способность, были выше. Но их не хватало. Я получал повышенную стипендию 52 рубля 50 копеек. Подрабатывал. По ночам мы разгружали вагоны: то мотоциклы, то фрукты на овощебазе, то перебирали картошку. В моём институте студенты сейчас подрабатывают менеджерами, маркетологами, работают в банках. Зарабатывают стаж. Но каждому студенту найти подработку нереально. Выпускнику работу найти трудно, чего уж говорить о студентах.

Помощник вице-премьера краевого правительства Михаил Ведерников:

- Я учился за счёт государства, хотя семья у нас была среднего достатка, и необходимости зарабатывать на хлеб насущный не было. Но личные деньги всем всегда иметь хочется. Особенно молодым и амбициозным. Были разные способы. У нас была музыкальная группа, мы подрабатывали на концертах. Никто не отменял такие способы зарабатывания денег как разгрузка вагонов, перевозка мебели, если люди переезжали в другую квартиру, мелкая коммерция, которая в 90-ые годы была достаточно развита. Но это на мелком уровне.

Мне кажется, что отмена стипендий — это абсурд. Ведь студенты, приходя со школьной скамьи в учебное заведение, как правило, не имеют работы и соответственно заработка. И родители, которые готовы содержать ребёнка во время учёбы, есть далеко не у всех.

Может, был бы смысл подойти к начислению стипендий дифференцированно, исходя из благосостояния семьи. Но тогда студентам пришлось бы собирать подтверждающие справки, множество документов.

Мне кажется, что студенчество — эта та ступень, когда многие выбирают, по какому жизненному пути им пойти. Уже к курсу третьему многие, на самом деле, имеют дополнительный к стипендии заработок. Больший или меньший — зависит от амбиций каждого конкретного человека.

Система стипендий существует на протяжении многих десятилетий и, я считаю, оправдала себя полностью. Не вижу оснований для её упразднения.

Главврач городской клинической больницы Евгений Бурдинский:

- Мне родители помогали. Стипендия тогда у нас была 28 рублей, как отличник я получал 35. Ребята у нас подрабатывали. Кто в вытрезвителе, кто в кочегарке, кто грузил вагоны. И я периодически подрабатывал.

Нельзя отменять стипендию. Она и так невысокая — ребятишки сами пробивают себе дорогу. А как они заработают, что могут дети? Тем более, если из деревни приехали. Если только родители помогут, корову, например, продадут.

Не думаю, что студенты такие иждивенцы у государства. Это же ещё и стимул для учёбы: отличникам больше платят, активистам, есть стипендии мэра, губернатора. Сужу по себе, как сам учился в мединституте. День и ночь сидел зубрил то латынь, то анатомию, то гистологию — сложнейшие науки. Минуты свободной не было. Чтобы подготовиться к занятию, нужно было прочитать полкниги.

У меня сейчас внук учится в ТУСУРе, в Томске. Он изучает высшую математику, физику — ему некогда зарабатывать себе на жизнь. Если работать по ночам, то потом на занятиях спишь. И физически истощишься, и эмоционально.

Руководитель забайкальского филиала «Почты России» Евгений Рыхлов:

- Мне, естественно, стипендии не хватало. Приходилось дежурить, сторожить. В принципе, в то время повышенная стипендия, плюс работа на полставки давали мне в месяц рублей 110-120. В то славное время это было вполне неплохо. Работал по ночам. На парах иногда, конечно, хотелось спать.

А стипендия и так маленькая, отменять её нельзя ни в коем случае.

Специалист по маркетингу и рекламе Виктория Дмитриева:

- В студенчестве хотелось самостоятельности. Хоть и получала повышенную стипендию «отличницы». Подрабатывать начала уже со второго курса. На основную работу устроилась на третьем курсе и умудрялась совмещать очную учёбу и работу на полный рабочий день. Сложно было, очень. Зато к окончанию вуза на руках был красный диплом и почти три года стажа.

Подрабатывать студенту во время учёбы или нет — это, конечно, личное дело каждого. Для кого-то это лишняя копейка на проживание, для кого-то — опыт, который обязательно пригодится. Но лишать студента стипендии — это всё равно труд, и если человек поступил на бюджетное отделение и хорошо учится, то это должно вознаграждаться. Тем более, невеликие деньги студенты получают.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления