Женщины сегодня руководят странами, возглавляют компании, ловят преступников, служат в армии, водят авто и по-прежнему зовутся «слабым полом». Водитель троллейбуса Ирина Гащенко может поменять колесо на своём авто за семь минут. А ещё – легко меняет лампы и предохранители.
- Водить троллейбус – разве это женское дело? Почему же вы пришли сюда работать?
- За рулём троллейбуса я – с 1977 года. Приехали в Читу с подружкой из деревни, из Улётовского района, поступать учиться. Я поступила в железнодорожный техникум. Поездили мы на троллейбусах в качестве пассажиров, нам это очень понравилось, загорелись. Забрали документы из техникума и пришли в троллейбусное депо работать водителями. Такая романтика была! Помню, работала водителем троллейбуса в те далёкие 70-е Татьяна Кумскова. Мы с подружкой подошли к троллейбусу и стояли, смотрели на неё. А у неё такие руки изящные, ногти, перстень с янтарём – так красиво. Сколько лет прошло, Татьяна не работает уже давно, а я до сих пор это помню.
А себя я теперь и не представляю на другой работе. Хоть и на пенсии, а мне до сих пор хочется крутить баранку, депо – мой второй дом.
Считаю, что женщины как водители – лучше, чем мужчины. Они внимательнее, осторожнее. Мужчин за рулём я немного побаиваюсь, особенно молодёжь на иномарках. Сколько ДТП вижу в городе – в основном, виновники – мужчины. Женщины – очень редко.
- А вы за рулём давно? До троллейбуса приходилось ездить?
- В старших классах или уже даже после школы пробовала ездить на автобусе, помню. Вообще ездить за рулём люблю. Это моё призвание. Порой даже на выходных думаю – скорей бы на работу.
Помню, в 80-х годах, когда в городе начали появляться первые иномарки, я остановилась на перекрёстке Ленина-Богомягкова. А слева от меня стояла чёрная иномарка – не знаю, какая это была модель машины. Пока я стояла на светофоре, всё смотрела на неё и думала: «Сидит справа пассажир, а водителя слева нет. Странно». Потом вдруг машина поехала. Как же я удивлялась, пока не разглядела в салоне, что руль-то, оказывается, справа!
У меня категория «В» с 2002 года, езжу на своей машине. После троллейбуса я на ней просто отдыхаю. Водить троллейбус – тяжело. Во-первых, потому, что в городе много транспорта, и вечные пробки. Во-вторых, у троллейбуса такие габариты, что, когда пассажиров полный салон – и руль крутить трудно, и тормозить. Ещё всё зависит от троллейбуса. Например, вологодские «Лидеры» длиннее на полметра обычных троллейбусов – тяжелее входить в поворот. Когда крутишь руль – надо брать большой радиус. Часто бывают поломки. Например, зимой перемерзает пневмосистема. Или двери замерзают.
- Сами можете сделать ремонт?
- У нас ремонтом слесари занимаются. А я, например, могу предохранители поменять, лампы, штанги поставить. Вот на своей машине могу и колесо поменять. Был такой случай. Стояла в очереди на почте. Вышла на улицу, смотрю – колесо спущено. Поменяла минут за семь и вернулась в очередь. Сейчас полно СТО, поэтому можно просто загнать на ремонт, и там устранят неисправность.
- Аварии у вас случались?
- Однажды в заднее стекло врезался автобус. И ещё было, что штангу вырвало, и она поцарапала машину. Это за более чем 30-летний водительский стаж. Главное – ездить по правилам, соблюдать скоростной режим. И никаких аварий не будет.
- Поощряют вас за безаварийную езду?
- Да, обязательно. И грамотами отмечают, и знак нагрудный недавно дали, и, конечно же, премии дают.
- Как семья относится к вашей профессии?
- У меня дочь, сын и внучка-первоклассница. Дочь давно говорит: «Уходи, хватит уже работать». А я хочу поработать ещё.
Всех женщин – с наступающим Международным женским днём! Отдельно – нашу службу безопасности движения и службу эксплуатации. Простого вам всем женского счастья! И пусть вас хранит Господь!