Город интервью «Девочка давно поняла, куда себя деть»

«Девочка давно поняла, куда себя деть»

Зачем Пелагея ходит в караоке, почему ей не разрешали смотреть телевизор, как найти сливки общества в Чите - в интервью «Радио Сибирь».

- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас в гостях Пелагея. Я нисколько не преуменьшу, если скажу, что это любимица наших многих земляков, потому что именно здесь, Пелагея, ваши песни очень многие любят, здесь они приходятся по душе и ближе к сердцу. Добрый вам, ну, уже вечер, получается.

- Ну, уже да. Добрый. А в Москве-то утро, поэтому, как угодно можно поздороваться. Очень я рада, что наконец-то мы добрались опять до Читы, три года нас не было здесь, и очень поэтому хочется поделиться достижениями какими-то, которые мы приобрели, надеюсь, за эти три года. У нас немного поменялся звук. Для тех, кто был на прошлом нашем концерте, я думаю, что будет очень много нового, интересного. Кто не был – это вообще сплошные удивления и сюрпризы. Поэтому приходите обязательно. У нас завтра концерт в Чите, потом, 27 – в Ангарске, потом мы едем в Иркутск.

Пелагея

Слава богу, что я сегодня уже увиделась с замечательными своими друзьями, потому у меня с Читой связано очень много воспоминаний детских, и у меня здесь живут замечательные люди, вообще, ориентиры мои в музыке и просто очень хорошие люди – это "Забайкалье", это наш замечательный фолк-театр. Я считаю, что это наши соратники вот в том, как они относятся к русской культуре, как они существуют в ней, как они поют вообще. Я сегодня тоже на эфире говорила только что о том, что я действительно считаю, что это люди, которые мне помогли полюбить народную музыку, потому что в их исполнении она для меня совершенно по-другому, по-новому открылась, и мне очень хотелось повторять за ними.

Мне тогда было, собственно, лет восемь-девять. И я до сих пор, конечно же, на них ориентируюсь, потому что то, как они поют, как поёт Саша Авдеев... совершенно сумасшедший вообще певец. И я, опять же, сейчас ехала в машине, говорила, что очень жаль, что у нас вот такая страна с такими огромными расстояниями, которые всё-таки мешают нам. Потому что это, действительно, коллектив, который должен был, на мой взгляд, получить гораздо более широкую известность, популярность в России. Я очень много слушаю разного того, что происходит с фольклором у нас в стране – то, как с ним обращаются в Забайкалье – это совершенно такой прецедент. И, в общем, я серьёзно, если у вас есть возможность регулярно ходить на их выступления, то прямо да, цените это, потому что это, действительно, уникальные совершенно люди.

- Вот вы говорите о том, что по московскому утро, по-нашему это уже практически вечер. Всё-таки почувствовали себя на месте забайкальской земли? Воздух другой что ли, почувствовали?

- Конечно! Во-первых, энергетика мощнейшая здесь, потом, я ещё когда первый раз приехала в Читу, собственно, в детстве, на меня совершенно какое-то впечатление произвело – я же из Новосибирска, у нас там всё равнины да равнины – а тут сопки! И я помню, что мне было как-то всегда очень уютно в Чите, потому что она в таком котле, и вокруг эти прекрасные леса. Я надеюсь, что всё хорошо будет в городе, как-то нормализуется и будут какие-то новые проекты – и строительство, и так далее. Ну, мне рассказывают, что у вас происходит, как у вас вообще тут дела, и очень хочется, чтобы завтра у нас произошло как обычно, очень приятное общение со зрителем, который придёт к нам завтра на концерт.

- Вы говорите о том, что на вас повлиял, допустим, артист фолк-театра «Забайкалье» Авдеев...

- Они все повлияли.

- Все, да. Затем, ну, абсолютно точно же известно, что большую роль в вашей карьере сыграл Дмитрий Ревякин, который, по сути, и забайкалец, и из Новосибирска этот человек. Кто ещё в вашей жизни оставил такой заметный след в творческой вашей жизни, и продолжается ли ваше общение – понятно, что с фолк-театром «Забайкалье» продолжается. Продолжается ли общение с Ревякиным?

- Дима готовит большой концерт, насколько я понимаю, это будет через несколько месяцев в Москве, и будет очень много разных коллективов, исполнителей, которые будут петь песни «Калинового моста», и мы сейчас, в общем, находимся на стадии как раз выбора песен – очень сложный момент, потому что очень много любимых композиций.

- Вы – это «Пелагея», то есть, вы будете делать кавер?

- Да, да, да. Группа «Пелагея». Мы, когда я говорю – это не мы, Пелагея Великая, а группа. И обязательно будем делать, сейчас вот выберем какую-то песню и будем её по-своему петь, очень большая ответственность и волнение, потому что это такой материал, на котором, опять же тоже, я выросла. На самом деле, очень много людей, которые оказали на меня влияние как на творческого человека. Я всегда была с детства окружена, в общем, музыкой самой разной. И мама моя подходила очень серьёзно к этому вопросу – я не смотрела телевизор, не слушала радио. В общем, ко мне очень ограниченный поток информации поступал, и она проходила определённую фильтрацию, прежде чем ко мне в мозг поступать, со стороны моей мамы. Соответственно, у меня таким образом достаточно приличный вкус выработался вместе с привычкой слушать хорошую музыку. Я вот с тех пор, собственно, её и слушаю. И тот же «Калинов мост», Инна Желанная... На самом деле огромное количество, если перечислять, что я слушаю – это просто очень-очень большой плей-лист. И он на самом деле меняется, дополняется с детства, но какие-то такие самые главные моменты, мастодонты так и остались любимыми на самом деле.

- Вы – очень авторитетная фигура среди молодёжи, известная и авторитетная и среди исполнителей песен. Не было у вас мыслей организовать и курировать какой-то фестиваль русской песни для того, чтобы молодые артисты, не такие известные, как вы, могли заявить о себе миру, и опять же, для того, чтобы русская песня ещё какую-то подпитку получила дополнительную?

- Безусловно, у нас некоторое время назад появились такие мысли, потому что мы понимаем, что есть определённый кредит доверия, выданный нам зрителем, слушателем, и мы его можем использовать не только во благо своё, как-то, скажем так, рассказывать нашему телезрителю о том, что мы знаем, о том, что происходит интересного в музыке, у нас есть возможность как-то ещё привозить это. И мы два года уже подряд пытаемся потихонечку делать такие, в будущем это будут фестивали, пока мы называем это международными концертами: мы привозим разных музыкантов и из России, и не из России.

У нас были замечательные совершенно девушки из болгарского хора «Ангелиты», совершенно сумасшедшее вообще поющие, у нас был прекрасный куроист Роберт Юлдашев из Уфы, Анжела Манукян – проект «Волга». В прошлом году у нас была замечательная группа «Виотура», прекрасные ребята вообще, южные, которые очень интересно обрабатывают - народную музыку пишут, авторскую музыку, ну, такую, с этно-наклонностями очень интересными, и замечательный был Джефри Ариема – это такая звезда мировая, он и во Франции живёт, и в Англии, и такой очень интересный, тоже музыка этническая. То есть, не совсем, да. Называется это всё poly music, и делаем мы всё это летом, буквально несколько дней, либо до дня рождения, либо после дня рождения – у меня 14 июля. И как-то получается так, что это такой большой какой-то сейшн, на который приезжают музыканты, с которыми бы нам самим хотелось поработать, попеть и показать их какой-то широкой публике. Я надеюсь, что в этом году мы будем расширяться, и есть очень много интересных коллективов музыкальных, которые бы хотелось показать московской публике.

- Сейшн фолк-коллективов не только русских, да? То есть каждый исполняет свою музыку?

- Каждый исполняет свой сет, свою музыку, и потом мы что-то делаем вместе.

- Когда вы слышите такое знакомое вам словосочетание «русская песня», какие ассоциации у вас в голове возникают, что это за песня?

- Русская песня - у меня очень нежное отношение сразу, я очень люблю русские народные песни, правда. Я люблю их петь, я люблю их слушать, я люблю их расшифровывать, я люблю находить там скрытые смыслы, которых огромное количество. Если песня про речку и два пенёчка, то на самом деле про сложнейшие отношения и вообще, целая картина мира. Поэтому это всё очень интересно. Я говорила уже о том, что для меня исполнение народных песен – оно практически как поход в какое-то намоленное место, в какой-то храм, потому что это мощнейшая энергетика, она хранится в этих песнях, и я понимаю, что песня доходит до меня в том виде, в котором она ещё недавно была совсем другой. Потому что каждый исполнитель привносит свои какие-то нюансы и в мелодии, и меняет слова и так далее – очень вольно, скажем так, относится к песне, поэтому очень это тоже и интересно, и например, я знаю, что есть, допустим, песня, которая вроде одна и та же песня, но в разных губерниях, в разных областях страны абсолютно разные тексты, разные мелодии и так далее. А песня вроде одна и та же. И огромнейшая, разнообразнейшая палитра самых разных жанров в контексте народной песни русской, самых разных манер. Мне, как вокалистке, очень интересно этим заниматься, потому что там, опять же, непаханое поле разных нюансов, которые очень интересно осваивать, и более того, мне очень повезло, что я существую в таком организме, как группа «Пелагея», в которой помимо меня работают очень талантливые ребята, которые очень тонко и с большим уважением тоже относятся к русской песне. И то, какие аранжировки в результате я слышу, и то, в какой музыке в результате всё это существует, какая музыка обрамляет народную песню - я получаю огромное удовольствие от того, что я делаю на сцене. Это, мне кажется, вообще самое настоящее счастье.

- Понятно, что вам приходится много работать с песней - и репетиции, и работа в студии, и концерты. Бывают у вас моменты такого спонтанного пения что ли, когда просто хорошо и никакой публики особенно, и нет никакой необходимости для кого-то петь, но вы поёте?

- Да, конечно. Я дома пою, я всё время сама с собой пою часто очень. Я иногда даже в караоке хожу.

- В караоке, между прочим, тоже очень много песен, которые к вашему репертуару относятся, на многих русских дисках. Отвлечённо если вспомнить, то, например, в годах 80-х, особенно когда был какой-то выходной, общегосударственный праздник, вот я лично помню, что идёшь во дворе, многие окна открыты, и доносится чьё-то пение, в основном, коллективное. Люди пели застольные песни, просто русские народные песни, и зачастую это было очень красиво. Сейчас лично я этого не вижу, и у вас хотел спросить: вам не кажется, что русская песня, песенная русская культура в последнее время как-то отступила, что ли? То есть, люди стали меньше петь, больше слушать.

- Слава богу, что хотя бы слушать стали больше, потому что был период, когда и не пели, и не слушали. Там очень много на самом деле причин ситуации, которая сейчас случилась с русской культурой, с русской песней, и это вообще целый час об этом можно разговаривать и больше. Но мне кажется, что тот факт, что молодёжь начала заново тянуться, и вообще, впервые тянуться кто-то, что постепенно получается доказать людям, скептически, скажем так, настроенным к народной музыке, и людям, считающим, что надо исключительно ограничивать какими-то лубочными представлениями о том, как это всё может быть. Там, какие-то красные сарафаны, короткие огромные кокошники и так далее. Ну, то есть, какая-то такая ресторанная культура «а-ля рус», которая не имеет отношения, на самом деле, к нашей культуре, даже опосредованная ну очень, в общем. И вот люди, которые уже выросли без этого бэкграунда деревенского, которые выросли вот в этих коробках бетонных в одинаковых, у них, конечно же, и отношение – что такое народные песни?

В большинстве своём они обрядовые, это другое совершенно отношение к земле, к природе, природным явлениям и так далее. И безусловно, сейчас сложно их применять так же органично, как когда они были написаны. Безусловно да, всё понятно. Но не знаю, у меня, например, есть ещё такая штука, как генетическая память, она у меня срабатывает, потому что я тоже никогда не жила в деревне. Я родилась в квартире, грубо говоря, и всю жизнь, в общем, жила как вот такой урбанистический человек, современный. У меня даже бабушки в деревне не было. Но при этом, я когда слышу народные песни, когда я их пою, когда я слышу, когда их хорошо поют, опять же, как в «Забайкалье», у меня совершенно какие-то невероятные ощущения, я себя чувствую, я не знаю, как женщина из племени из какого-то. Мне сразу хочется как-то себя по другому вести, мне хочется как-то... Я свободней гораздо себя чувствую, у меня откликается что-то внутри, вот действительно. Я не убеждала себя, что мне нужно полюбить народную песню и так далее, это даже не патриотизм, это абсолютно другая какая-то вещь, которая связана с, ну, я называю это генетической памятью. Мне кажется, что она у очень многих срабатывает, и это очень хорошо.

- Не слышали вы наших забайкальских семейских? Вот как бабушки поют семейские?

- Да, да, да, конечно.

- Потому что вы говорите, что просто при одном прослушивании песни может шибануть как от удара током, я сразу же вспомнил об этих бабушках, которые живут в селе Урлук в Чикойском районе, и о которых на самом деле мало знают в Чите, но по-моему, достаточно хорошо их знают в мире, потому что едва ли не в «Юнеско» там занесли.

- К сожалению, вообще, те феномены, которые у нас есть в России, музыкальные я имею в виду, они на Западе действительно имеют эффект бомбы разорвавшейся. В нашей стране пока очень мало, конечно, знают своих героев, это очень жаль. Но опять же, есть всё равно подвижки, и опять же, благодаря интернету, безусловно у людей появляется возможность не ограничивать свою культурную программу субботней катастрофой на каком-нибудь центральном канале вечерней. Всё равно, мне кажется, что самое главное не то, что там жаловаться на какие-то вещи, которые у нас происходят в телевизоре, на радио и так далее, а просто самому более сознательно подходить к этому вопросу, потому что ну, есть интернет, можно найти всё равно какие-то вещи у своих друзей. Нужно просто заниматься, задумываться о том, какая информация к нам попадает, как мы её перерабатываем и очень себя ограничивать от всякой лажи, правда. Потому что это разрушает прямо мозг, я глубоко в этом убеждена. А наоборот, настоящее искусство, хорошее, честное, правильное, не то, которое ориентируется на деньги, зарабатывание бабла и так далее – оно, наоборот, имеет очень мощнейший терапевтический эффект. И совместное песнопение тоже – такая прямо медитация, и когда у нас сейчас такой как раз период разрозненности, мы друг друга не чувствуем, не любим, не замечаем, не обращаем внимания. Мне кажется, что вот, например, люди приходят на концерт, и когда они сливаются в одной песне, они друг с другом становятся более едиными, это очень правильно.

- А вот на ваших концертах вы предпочитаете выступать в тишине или наоборот, чтобы люди пели как можно больше? Вам что ближе?

- Я вообще за свободное выражение своих эмоций всегда, и я так себя веду всегда, и мне никогда, там, на концертах – если мне не нравится, то я сижу, плачу, всё кричу, и мне совершенно всё равно, как на меня смотрят окружающие. С точки зрения артиста – безусловно. Когда особенно ты привозишь сложный материал, новый материал - если изначально тебя встречают тепло, если ты чувствуешь, что люди готовы воспринимать какие-то твои эксперименты, которыми ты, в общем, богат, то безусловно, тебе гораздо легче. Но у нас достаточно плотный гастрольный график последние несколько лет, и мы замечаем, что очень интересно, потому что в каждом городе своя какая-то культура, реакции на концертах. Допустим, есть города, в которых вообще никогда не дарят цветы, никогда, они не носят цветы. Есть города, которые, наоборот, меня заваливают, как Филиппа Киркорова, розами, цветами. Кто-то, например, не хлопает, а топает. Кто-то встаёт сразу, кто-то там весь концерт очень сдержанно хлопает, но потом совершенно взрывается вообще в конце концерта и говорят, что мы боялись как-то вас перебивать. Кто-то, наоборот, недавно вот мы были, у нас был концерт в Нижневартовске, там просто люди все ржали, потом после концерта с ребятами, с музыкантами говорили, что видимо, им налили всем перед тем, как впустили к нам на концерт, потому что они были совершенно сумасшедшие, кричали, визжали, и это тоже было очень приятно. Я люблю в любом случае нашего зрителя, и мне действительно кажется, что это какие-то самые сливки вообще города приходят к нам на концерт, потому что они такие интеллигентные, они понимают, я чувствую отдачу от зала всегда. И я понимаю, какие вещи заходят, какие не заходят, там сегодня где-то кто-то что-то из ребят, кто-то что-то не получилось, может быть, или там какие-то другие разные нюансы бывают, но мы всё равно нельзя сказать, что мы идём на поводу у публики, и поём очень много сложных достаточно вещей для восприятия, практически не обработанных, аутентичных много вещей с непонятным текстом и так далее. Но это вот она – настоящая культура, безусловно которую мы пытаемся переосмыслить, мы – молодые музыканты с определённым музыкальным вкусом к современной музыке. Естественно, мы знаем и любим классику, там, рок-классику, но всё равно это контекст музыкальной мировой мысли современной, и в нём мы пытаемся увидеть возможность сегодня актуального и такого настоящего существования нашего русского фольклора. Вообще, это основной, собственно, вопрос – может ли он быть актуальным и нужен ли он, потому что нынче он очень нужен.

- Расшифруйте понятие арт-фолк – это фольклор и театр или как?

- Мы вообще очень давно начали сталкиваться с тем, что нам нужно как-то назвать жанр, причём, естественно, нам, музыкантам, неинтересно, как это называется – ну поём, поём. А вот нужно журналистам обязательно было сказать, как это называется. Вот мы думали, что да, арт-фолк, потому что в любом случае самое основное, что вдохновляет нас на творчество – это фольклор и русский фольклор, славянский фольклор, мировая фольклорная музыка, этническая музыка. То есть, это как бы корни. И арт – это наше такое свободное, скажем так, отношение, потому что нас очень часто упрекают в том, что мы такие все всеядные, самые разные стили у нас, на одном альбоме у нас огромное количество самых разных жанров, вы, типа, никак не можете определиться, не знаете, типа, куда девать вашу девочку, называется. А нас самом деле не так, и девочка давно поняла, куда себя деть, и просто я хочу всё! Мне интересно всё, мне интересны разные жанры, мне интересны разные стили и так далее. Ну вот, как-то так.

- Вы какую-то конкретную программу привезли в Читу?

- Мы привезли программу, которая вошла в наш последний альбом, который называется «Тропы» с большим количеством авторских песен. Песни будут, собственно, впервые исполнены, мы в Чите их ещё не исполняли. Будут, конечно же, песни любимые и известные и всяческие – «Казаки» и так далее. Это всё обязательно будет, я надеюсь, что мы попоём вместе и попляшем, и пообщаемся. Я на самом деле очень жду завтрашнего концерта, потому что у меня есть несколько городов в нашей стране, в которые я очень люблю приезжать, возвращаться, и в которых я чувствую какой-то такой очень правильный братский отклик. И действительно, Чита – это один из таких городов, поэтому мне всегда очень важна реакция зрителя здесь, и всё равно я надеюсь на лучшее, потому что для меня здесь живут такие родные люди. Мне очень нравится, с каким говором разговаривают в Чите, например, я вообще обожаю. Я прямо слушаю всегда, когда приезжаю, думаю, говорите ещё, вы так как-то по-настоящему разговариваете, очень приятно. Мне нравится, как шутят здесь. Ну, действительно, я очень люблю этот город, и мне хочется, чтобы здесь всё было хорошо.

- Спасибо вам большое, низкий поклон. Хорошего вам концерта и счастья, удачи большой в жизни.

- Спасибо, приходите к нам завтра. Пока.

Беседовал Роман Шадрин

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления