Город Вандалы 90-х и современности, газ вместо бензина - в обзоре районных газет

Вандалы 90-х и современности, газ вместо бензина - в обзоре районных газет

Последнее, что помнит из этого полёта Иван, как захлопнулась эта дверца, и из хвоста он влетел в неё головой. Очнулся через четыре часа от холода, замёрз основательно.

В «Славе труду» Алёна Глебова доказывает читателям, насколько прекрасен в любую погоду Краснокаменск, скольким людям он обязан своей славой и благополучием. «Особая благодарность – строителям, подарившим людям город и сегодня возводящим новый микрорайон из стройных девятиэтажек. В них живут семьи геологов и шахтёров. А сколько в нашем городе талантливых педагогов и учеников, пока ещё есть хорошие медицинские специалисты, есть доктора и кандидаты самых различных наук! Славят город своими достижениями спортсмены, своим творчеством – поэты, танцоры и певцы», - восхваляет Краснокаменск автор статьи. Несмотря на вышеперечисленное, жителям города приходится мириться и со многими трудностями: «Горько видеть всё чаще мелькающие лица спившихся, потерявших жизненный стержень и ни к чему не стремящихся людей. (…) Особенно пугает, когда на самое дно скатываются женщины, ведь они – чьи-то мамы, жёны, бабушки! Ещё одна проблема, тесно связанная с предыдущей, - дети, неприкаянно слоняющиеся по улицам. Детская и подростковая бесконтрольность - это подвалы и чердаки, наркотики и алкоголь».

Читать, что поможет преодолеть трудности

Город контрастов, или Кому в Краснокаменске жить хорошо?

Краснокаменск – мой город уже более 25 лет, хорошо знаю и производство, и жизнь наших людей, а также нравы и обычаи горожан. Не перестаю удивляться уникальности нашего города и его многоликости...

Вот он согрет жарким июльским солнцем и укутан тополиным пухом, а вот – сияет умытыми летним дождем улицами и домами. Он светел и пригож в золотом осеннем наряде, хмур и насуплен в зимние месяцы. Приодев белоснежный зимний наряд, внезапно светлеет, бодрит свежим воздухом и вдруг обжигает нешуточным морозом, пронизывает ветром…

Живут здесь люди труда – город строился как шахтёрский. Краснокаменск мал по сравнению с другими российскими городами, но велик своими делами. Ранним утром автобусы увозят людей на подразделения объединения, где горняки, водители, химики и энергетики своим трудом дают начало атомной отрасли России. Не менее успешно краснокаменцы трудятся на предприятиях перерабатывающей промышленности, производя нужную продукцию – молоко, хлеб, колбасу… Много у нас и добросовестных предпринимателей, успешно работающих на благо города, - в сфере обслуживания, в строительстве, торговле и т.д. Особая благодарность – строителям, подарившим людям прекрасный город и сегодня возводящим на одной из его окраин микрорайон из стройных девятиэтажек. В них живут семьи геологов и шахтёров, отдавших лучшие годы работе на градообразующем предприятии. А сколько в нашем городе талантливых педагогов и учеников, пока ещё есть хорошие медицинские специалисты, есть доктора и кандидаты самых различных наук! Славят город своими достижениями спортсмены, своим творчеством – поэты, танцоры и певцы.

Но, к сожалению, это лишь одна сторона медали. Оттого, что городу есть чем гордиться, ещё больнее видеть негативные стороны краснокаменской жизни. Не радует, что многие горожане не берегут красоту и чистоту улиц и дворов: кучи мусора и бутылок по утрам городу совсем не к лицу! Горько видеть всё чаще мелькающие лица спившихся, потерявших жизненный стержень и ни к чему не стремящихся людей. В то время, когда одни рано утром спешат на работу, другие на скамейках решают свою проблему – где найти денег, чтобы поправить «больную» голову. Особенно пугает, когда на самое дно скатываются женщины, ведь они – чьи-то мамы, жёны, бабушки!

Ещё одна проблема, тесно связанная с предыдущей, - дети, неприкаянно слоняющиеся по улицам. Детская и подростковая бесконтрольность это подвалы и чердаки, наркотики и алкоголь. Школе такие дети не нужны, родителям не до них. И вот они «резвятся» рядом с мусорными кучами, ломают деревья, скамейки и детские конструкции во дворах, открыто курят, бьют бутылки. Такое впечатление, что в Краснокаменск проникли варвары!

Удивляет, что при общем невысоком уровне жизни увеселительные заведения города вечерами заполнены любителями (в основном молодыми) совсем недешёвого отдыха. Видимо, это те, кому откровенно все «пофигу», как поётся в популярной песне, - у них другие жизненные приоритеты.

Однако у этих нерадостных явлений городской жизни есть, на мой взгляд своя первопричина – бедность. Большинству коренных краснокаменцев живётся нелегко – в поте лица они добывают хлеб насущный. Чтобы семья могла свести концы с концами, одни трудятся на предприятиях и в учреждениях, другие «мотаются» в Китай. И всё же достаток людей в основном остается совсем невысоким, его едва хватает на самое необходимое. Правда, бизнесмены и взявшие кредиты горожане могут себе позволить покупку нового авто, мебели и техники, ремонт квартиры и т.д. Только вторым долго потом приходится расплачиваться за это удовольствие. Наверное, и до нашего провинциального городка докатилось «расслоение» людей, которое идёт по всей России и создает пропасть даже между соседями, живущими в одном доме. Жители шахтёрского города хотят немногого: честно работать и получать достойную зарплату за свой труд.

К счастью, в последнее время в городе появились руководители с новым мышлением, понимающие, что нужно заинтересовать людей в результатах работы, мотивировать труд. В целом же извечные вопросы: «кто виноват?» и «что делать?» пока не нашли своего решения.

Алёна Глебова, «Слава труду», №57

В одном из хозяйств Кыринского района заместитель главы администрации района по экономическому развитию Жанна Забелина, начальник управления сельского хозяйства Геннадий Карелов, главный специалист но растениеводству Валентина Шаронова и корреспондент «Ононской правды» выявили грубые нарушения в проведении посевной кампании. «При взгляде на пшеничное поле даже у человека, неискушённого в сельском хозяйстве, сердце обливается кровью. Примерно через каждый метр можно увидеть борозды, в которых прямо на поверхности лежат семена, а под ними – утрамбованная, как асфальт, земля», - говорится в репортаже с места событий. Выяснить причины некачественной работы комиссия попыталась у председателя СХК им. Кирова Ирины Алимасовой. По её словам, правильно засеять пшеницу помешала сломанная техника, денег на ремонт которой традиционно не хватает. При этом председатель настаивает, что все технологии посева были соблюдены. Автора материала Светлану Саратову возмущает также тот факт, что «загубленные» семена – дорогостоящие.

Читать, что считают главной проблемой СХК

Семена – поверх земли

Дорогостоящие семена элитной пшеницы лежат на поверхности билютуйских полей

Труд земледельца тяжёл. Особенно это утверждение актуально в условиях сурового Забайкалья. Приходится прилагать немало усилий, чтобы получить результат, и нет никаких гарантий, что он будет хорошим. К сожалению, не во всех сельхозпредприятиях района прикладывают максимум усилий. В прошлую пятницу в СХК имени Кирова выехали, чтобы на месте обсудить проведение посевной кампании, заместитель главы администрации МР по экономическому развитию Жанна Забелина, начальник управления сельского хозяйства Геннадий Карелов, главный специалист но растениеводству Валентина Шаронова и наш корреспондент.

Картина перед нами предстала нелицеприятная. Свежая пашня. Через несколько шагов по ней под ногами возникает островок твёрдой земли, ещё через несколько шагов – другой. Может быть, это только по краю поля? Да нет, такие островки и гряды можно встретить почти по всему полю – можно пройти, даже не начерпав земли в туфли. Здесь бригада Сергея Шатских посеет пшеницу, если, конечно, успеет. Специалисты объясняют, что сроки сева пшеницы уходят, очередную партию горючего в СХК имени Кирова должны доставить только через несколько дней, а тогда уже наступит время сева овса.

Совсем рядом располагается уже засеянное пшеницей поле. При взгляде на него даже у человека, неискушённого в сельском хозяйстве, сердце обливается кровью. Примерно через каждый метр можно увидеть борозды, в которых прямо на поверхности лежат семена, а под ними – утрамбованная, как асфальт, земля.

В прошлом году за счёт субсидий из краевого и федерального бюджетов руководство СХК имени Кирова приобрело семена элитной пшеницы. Семена дорогие, больше 10 тысяч рублей за тонну. И теперь вот так посеяли. Причина одна – несоблюдение технологии. Почва не пропахана как следует, не культивирована, как положено, отсюда и качество сева. Специалистами УСХ об этом говорилось уже много, но ситуация в СХК не меняется.

- Почему такое низкое качество вспашки? – задают приехавшие специалисты вопрос председателю Ирине Алимасовой.

- Было неисправным рулевое управление трактора, - отвечает Ирина Викторовна.

- Как получилось, что выпустили неисправную технику на поле?

- Техника старая, постоянно ломается, на ремонт средства ограничены.

- Почему семена лежат поверх почвы?

- Мы всё делали по технологии, - неожиданно заявляет председатель.

Начальник управления сельского хозяйства Г.С. Карелов и бригадир С.Д. Шатских обсуждают процесс обработки почвы.

- Как вы думаете, вырастет у вас здесь что-нибудь? – спрашивает Геннадий Семенович.

- Если дождь – вырастет, - отвечает бригадир, - а не будет дождя, так нигде не вырастет.

Уповать только на милость природы в наших условиях вряд ли стоит. Не надо быть специалистом, чтобы понимать, что на непропаханной почве непокрытые семена и взойти не успеют, их или выдует ветром, или склюют птицы. Вот вам и технология.

Вообще, специалисты заверяют, что при соблюдении технологии обработки почвы и посева даже в нашей зоне рискованного земледелия в засушливый год можно получить 3-4 центнера зерна с гектара. Пока урожайность составляет в среднем 2,6 центнера. Причём в последние три года она только падает.

По словам главного специалиста по растениеводству УСХ В.А. Шароновой, недочёты есть и в других хозяйствах, но там люди прислушиваются к советам и замечаниям, устраняют их. Здесь же всё по-другому. И всё же специалисты управления сельского хозяйства настоятельно посоветовали кировчанам соблюдать технологию на ещё незасеянных полях. Когда начнётся сев овса, специалисты управления планируют ещё раз посетить поля сельхозкооператива.

Главной проблемой СХК имени Кирова специалисты управления сельского хозяйства считают недостаточную трудовую дисциплину, слабый контроль со стороны руководителя, потому и работают колхозники спустя рукава, да и кадровый вопрос не решается. По утверждению Г.С. Карелова (кстати, бывшего председателя этого кооператива), поля выбрали не самые плодородные, хотя угодий предостаточно, можно каждый год менять расположение и сеять в отдохнувшую почву.

А потом – все потери легко списать на засуху или на фал, как в прошлом году, получать субсидии, расходование которых никто не контролирует (делать это может лишь министерство, а у него до мелких хозяйств руки, видимо, не доходят). Вот и получается, что сельхозпроизводители выкидывают немалые деньги на ветер и при этом ещё сетуют, что государство плохо поддерживает сельское хозяйство.

От председателя И.В. Алимасовой чётких, вразумительных ответов мы так и не услышали. Она всё больше отмалчивалась, да и что тут скажешь, если ответы, как семена, лежат на поверхности.

В 2010 году в общей сложности из краевого и федерального бюджетов СХК имени Кирова получил субсидий 1 млн. 187 тыс. 404 рубля, в том числе из краевого бюджета:


- на приобретение элитных семян – 129,5 тыс. рублей;


- на поставку концентрированных кормов – 138,068 тыс. рублей;


- на закупку грубых кормов (по засухе) – 754,048 тыс. рублей;


- на приобретение семян (по засухе) – 64,481 тыс. рублей;


- сельхозтоваропроизводителям, пострадавшим от засухи – 62.889 тыс. рублей.


Из федерального бюджета на поддержку элитного семеноводства получено 38,417 тыс. рублей. Закупались семена и на собственные средства – на 87 тысяч рублей.



Светлана Саратова, «Ононская правда», №43

Первые улицы Первомайска – Фабричная, Горняцкая, Рабочая – были застроены неказистыми бревенчатыми домиками. Тогда дети занимались в приспособленных под школу помещениях, а воду возили на лошадях. В «Первомайских ведомостях» жительница посёлка А.Г. Малахова вспоминает, как стремительно он начал развиваться с 1956 года – «проснулись мы рано утром и были удивлены увиденным – весь посёлок и поляна, где сейчас улица Строительная были зелёными. Это ночью привезли военных строителей. Население и не предполагало, что наш посёлок и руда так необходимы для страны. Началась новая эра в жизни посёлка». Новая эра стала успешной: «Расширялась старая фабрика, велись водоводы, строились объекты, строились жилые щитовые дома. В Солнцевой стали останавливаться поезда, туда прибывали стройматериалы, а через реку Ингоду был смонтирован понтонный мост. Одной из первых строек СКБ стало строительство школы, бани, банно-прачечного комбината и первые шлакоблочные дома – это улица Спортивная. Главным объектом было строительство новой более мощной фабрики для получения продукта, ради которого велась вся стройка. В посёлке разместился военный госпиталь, где работали замечательные специалисты».

Читать, когда всё начало приходить в упадок

Мой любимый Первомайский

Как всё начиналось, свидетельство очевидца:

Посёлок Первомайский. Здесь прожита мною почти вся моя сознательная жизнь – свыше 60 лет. За эти годы посёлок рос, развивался, переживал подъёмы и, увы, падения.

В 1949 году это было небольшое поселение называемое рудник Слюдянка или рудник Завитая. Неказистые домики бревенчатые и саманные (кирпич, изготовленный из подручного материала) с улицами Фабричная, Горняцкая, Рабочая, которые были расположены на месте теперешнего заброшенного карьера. В «горе» работал обжиговый цех или горный. Концентрат получали доменным путём функционировали дизельная электростанция, СМУ, хоз.двор (это как бы нынешнее ЖКО). Работала опытная фабрика по обогащению руды, куда приезжали учёные из Ленинграда. Имелся фельдшерский пункт. Фельдшером работала Клавдия Ивановна Половокина, лечила всех, принимала роды на дому. А семилетняя школа не имела одного большого здания, и дети занимались в разных приспособленных помещениях. Сельсовет был в с. Завитая, где теперь расположен СОТ «Ингода», а почтовое отделение в с. Чирон. Воду по посёлку возила на лошадях Бурдинская Надежда.

Понемногу посёлок рос. В 4-ый класс я пошла учиться в новую школу, здесь учили детей с 1 по 4 класс. В школе работали учителя Немерова Валентина Михайловна, Номоконова Галина Матвеевна, Будина Августа Павловна, Косякова Пана Ивановна и другие. В конце посёлка построили два 2-хэтажных дома - один под квартиры для жителей, в другом разместили рудоуправление. Стали строить двухквартирные деревянные дома, выросла улица им. Лазо.

А культурным центром был у нас клуб «Горняк», где в основном демонстрировались фильмы, и работала там семейная пара Ивановы Семён и Нина. Внешний вид этого клуба напоминал обычный барак. Наша семья также проживала в бараке (в «белом»), помещение освободилось в результате закрытия школы ФЗО. Население состояло из местных жителей, но было много и переселенцев, приехавших ещё до войны и после неё, по вербовке.

Поезда на ст. Солнцевая не останавливались. На поезд можно было сесть только на ст. Онон, там ходил паром через реку. Дороги были просёлочные.

Торговым обеспечением занимался продснаб. Был ещё и магазин, где отпускали товары на боны. Бон зарабатывали те, кто «старался» - то есть собирали бериллий, сдавали его и получали боны. Со временем построили «белый» магазин, так называли его в народе.

После того, как научились обогащать руду, была построена большая, конечно, по тем временам, фабрика, был проведён водовод от реки Ингода. К этому времени в посёлке уже была открыта почта, сберкасса, работал поселковый Совет. В 1951 году посёлок стал называться Первомайским, и в этом году исполняется 60 лет.

С открытием фабрики в посёлок приехали специалисты технологи, энергетики, механики, росло число жителей. Строились двухквартирные дома. Наша школа стала средней, в 1956 году состоялся первый выпуск 10 класса.

В том же 1956 году летом, проснулись мы рано утром и были удивлены увиденным – весь посёлок и поляна, где сейчас улица Строительная были зелёными. Это ночью привезли военных строителей. Население об этом ничего не знало. И не предполагало, что наш посёлок и руда, которая здесь есть, так необходимы для страны. Солдаты строили для себя палатки, количество их всё увеличивалось и в скором времени здесь сосредоточилось 2 полка. Началась новая эра в жизни посёлка. Расширялась старая фабрика, велись водоводы, строились объекты, строились жилые щитовые дома. Появились строительный 91 ящик, монтажная организация, 86 ящик, а народу ехала тьма, в каждой избушке наших старых жителей, жили квартиранты. В Солнцевой стали останавливаться поезда, туда прибывали стройматериалы, а через реку Ингоду был смонтирован понтонный мост. В Солнцевой же появился энергопоезд который снабжал энергией стройку. Одной из первых строек СКБ стало строительство школы, бани, банно-прачечного комбината и первые шлакоблочные дома – это улица Спортивная. Началось строительство ж/д ветки от Солнцевой до Первомайского, моста через Ингоду, для строительства этих объектов на Солнцевой разместился полк железнодорожных войск.

Ну, а главным объектом было строительство новой более мощной фабрики для получения продукта, ради которого велась вся стройка.

Росло и развивалось основное производство. В 1958 году Завитинское рудоуправление переименовалось в почтовый ящик 18, продснаб стал почтовый ящик 12. В посёлке разместился военный госпиталь, где работали замечательные специалисты: военные хирурги и другие специалисты лечили всех: и солдат, и население посёлка, правда, работали в щитовых зданиях, но работали замечательно.

Построили всё, что есть в посёлке в настоящее время и то, что уже разрушено. Перестройка - это тоже новая эра в жизни посёлка, к сожалению, не такая созидательная как эра, начавшаяся в 1956 году, а более губительная.

Отпала нужда в продукте, который производил наш комбинат, и началось шараханье комбината от хозяина к хозяину, и с каждым новым хозяином положение всё больше ухудшалось, в каком положении сейчас наш комбинат, знают и видят все. Уничтожены теплицы ОРСа 5000м2, которые зимой давали населению свежие огурцы и помидоры, свиноферма на 1000 голов с кормокухней и складами, а автохозяйства бывшего цеха №9 как не было, разобрали на кирпичи две 4-х этажные казармы, контору пищекомбината и многое другое. Дороги в посёлке и в округе со времён советской власти. Новая власть и демократия ничего нового нам не дала, не построено ни одного м2 жилья. А то, что построено в период расцвета посёлка плохо сохраняется. Посмотрите, как сейчас внешне выглядит «Универмаг». Одно из красивейших зданий посёлка превратили в караван-сарай. Заложили витражи кирпичом, понаделали крылечки и двери разного сорта, то есть полностью нарушили архитектурный стиль. Обидно. А главное ради чего?

- А дальше вдруг мне расхотелось писать. Желание писать пропало. А надежда всё равно остаётся. Хочется верить в возрождение нашего комбината и улучшение жизни в посёлке.

Малахова А.Г., жительница Первомайского с 1949 года, «Первомайские ведомости», №21

В Забайкалье в начале мая часто идёт снег. Не стал исключением и май 1978 года. Но тогда ухудшение погодных условий привело к трагедии – из тринадцати пассажиров самолёта Ан-2, вылетевшего из Нерчинска в Газ-Завод, в живых осталось пятеро. Падение воздушного судна, по версии следствия, произошло из-за потери курса экипажем самолёта. В газете «Вперёд» о крушении рассказывают очевидцы тех событий. Один из них Иван Харин, в настоящее время заместитель начальника, главный инженер Александрово-Заводского РЭС, возвращался домой из армии. «Последнее, что помнит из этого полёта Иван, как захлопнулась эта дверца, и из хвоста он влетел в неё головой. Очнулся через четыре часа от холода, замёрз основательно. Понять ничего не мог, бродил среди обломков самолёта, среди обгоревших и изуродованных трупов пассажиров. Из 13 пассажиров живыми повезло остаться пятерым. Один из них – геолог, летевший на рудник Новоширокинский, не получивший серьёзных травм, оказывал помощь тем, кто подавал признаки жизни. Иван Харин пролежал четыре часа без движения – его посчитали погибшим», - говорится в статье.

Читать, что рассказывает диспетчер Газимуро-Заводского аэропорта

Трагедия рейса 327

Было это давно. И прошло с тех пор ровно тридцать лет и три года. Начало мая 1978 года для Забайкалья было обычным. Неустойчивая погода, осадки в виде дождя и мокрого снега – не редкость в это время. Но аэропорт Газ-Завода работал в обычном режиме. 6 мая ждали подхода очередного рейса самолёта Ан-24 Чита - Газ-Завод. Начавшийся снег значительно ухудшил видимость и сделал невозможным прилёт этого самолёта Ан-24, сделал посадку в аэропорту города Нерчинск, откуда было решено перевозить пассажиров на трёх лёгких самолётах Ан-2.

Выживший в катастрофе

Уволившийся из рядов советской армии Иван Харин летел на третьем самолёте и всей душой был уже дома. В аэропорту должны были встречать родные. Много ли у солдата вещей? Место Ивана было ближе к хвосту самолёта, где он примостился с дембельским портфелем. По привычке, как вспоминает Иван Петрович, смотрел в иллюминатор, около двух часов дня при подходе к Газ-Заводу снежный заряд увеличился, землю было видно плохо. А при заходе на посадку над горами видимость совсем ухудшилась. Дверца кабины пилотов была открытой. Последнее, что помнит из этого полёта Иван, как захлопнулась эта дверца, и из хвоста он влетел в неё головой.

Очнулся через четыре часа от холода, замёрз основательно. Понять ничего не мог, бродил среди обломков самолёта, среди обгоревших и изуродованных трупов пассажиров. Кто-то ещё ходил рядом, где-то горел огонь. С трудом до сознания доходил весь ужас произошедшего. Также с трудом развёл костёр, согрелся. Пилоты, как вспоминает Иван Петрович, лежали почему-то придавленные хвостовым оперением самолёта и без особых повреждений, хотя в момент удара о землю их выбросило через лобовое стекло кабины.

Из 13 пассажиров живыми повезло остаться пятерым. Один из них – геолог, летевший на рудник Новоширокинский, не получивший серьёзных травм, оказывал помощь тем, кто подавал признаки жизни. Иван Харин пролежал четыре часа без движения – его посчитали погибшим. Геолог с кем-то из пассажиров вышли к селу Павловск, сообщив о случившемся. Вскоре подъехали пожарники.

Иван Петрович Харин в настоящее время – заместитель начальника, главный инженер Александрово-Заводского РЭС. Вскоре после авиационной катастрофы, а в больнице он пролежал чуть больше недели, подготовился и поступил в Улан-Удэнский техникум электросвязи. До Читы добирался на таком же самолёте Ан-2. Фобии к полёту на самолёте не было. Напоминают о былом шрамы на лице, голове и правой руке.

Отклонились от курса



Шемякин Александр Павлович - работник пожарной охраны, а в 1978 году – диспетчер Газимуро-Заводского аэропорта. Хотя в тот день он не был на смене, случившееся хорошо помнит. Весна того года, как вспоминает Александр Павлович, была затяжная, с осадками. Полоса аэропорта оказалась непригодной для принятия самолёта Ан-24. Поэтому руководители полётов решили вывозить людей из аэропорта г. Нерчинск на трёх бортах Ан-2 Погодные условия хотя и были сложными, площадка подходила для этого типа самолётов. Два борта благополучно вышли на полосу и приземлились. Поджидали подхода третьего самолёта. Однако на связь он не выходил, хотя прошли все установленные сроки. Естественно, подняли тревогу, сообщили диспетчеру в Читу. На поиски пропавшего самолёта из Читы вылетел военно-транспортный самолёт Ан-12. Около трёх часов он уже был над Газ-Заводом и ходил галсами над местом возможного падения Ан-2. Обнаружив его в 12 километрах от села Павловск, сообщил на землю. На место падения самолёта срочно выехали люди.

К этому времени геолог с кем-то из пассажиров вышли к селу Павловск. Самолёту Ан-2 не хватило нескольких метров, чтобы уклониться от высокой лиственницы. При падении он, разваливаясь, сделал просеку в лесу около 150 метров. Оставшимся в живых пассажирам повезло в том, что не было большого пожара. При ударе о деревья сразу отлетели крыльевые баки, в которых был значительный запас топлива.

Комиссия, расследовавшая катастрофу, сделала вывод, что экипаж в условиях плохой видимости отклонился от маршрута ещё над селом Шелопугино, попав в сложные метеоусловия.

Прошло много времени, возможны некоторые неточности. Виновником катастрофы с гибелью людей определили человеческий фактор.

Рассказ свидетелей тех событий записал В. Слепков, «Вперёд», №43-44

Чернышевский район гордится алеурцами. В кооперативе «Кировский» народные умельцы изобрели специальную технологию для подготовки семян к посадке. Их протравливание теперь происходит гораздо менее трудоёмко и более эффективно. Так утверждает журналист «Нашего времени» Оксана Степанова: «Себестоимость зернопогрузчика невелика: запасные части, подручные материалы да труд сварщика. Работы велись прямо во дворе хозяйства: приварили стойки, поставили бак с краном. С помощью насоса в бак закачивается подготовленный химический раствор, по устройству, напоминающему маленький элеватор, поступает пшеница. Открывается кран, зерно смачивается, обсыхает и отгружается на поле. Эффективность зернопогрузчика очевидна».

Читать, зачем необходимо протравливание

Алеурские умельцы

В СПК «Кировский» твёрдо убеждены стабильный залог будущего урожая – качественная подготовка семян.

В данное время в хозяйстве закончилась подготовка посевного материала. Много лет для протравливания зерна использовали различные способы. Поливали из леек и шлангов, придумывали что-то ещё, в общем, выход из положения находили, но все процессы были трудоёмкими малоэффективными и увеличивали контакт с химическими веществами в разы.

Нынешней весной подумали, присмотрелись, взяли на вооружение опыт других хозяйств и смастерили чудо-машину для протравливания.

Себестоимость зернопогрузчика невелика: запасные части, подручные материалы да труд сварщика. Работы велись прямо во дворе хозяйства: приварили стойки, поставили бак с краном. С помощью насоса в бак закачивается подготовленный химический раствор, по устройству, напоминающему маленький элеватор, поступает пшеница. Открывается кран, зерно смачивается, обсыхает и отгружается на поле

Эффективность зернопогрузчика очевидна. За день он способен обработать пшеницу с десяти машин. На обработке зерна заняты братья Шемелины. Дмитрий и Евгений

в сельском хозяйстве далеко не новички. Имеют приличный стаж работы (12 и 6 лет) и для допуска к такой серьёзной работе проходят медкомиссию.

Зерну, прошедшему протравливание, не страшны инфекции болезни и вредители, а значит, труд сельчан не будет напрасным. Алеурцы! Хорошего вам урожая!

Оксана Степанова, «Наше время», №20

В Дульдургинском районе придумали свой способ борьбы с топливным кризисом. И это не митинги протеста. В «Сельской нови» говорится о том, что муниципальный автотранспорт решено переводить на «голубое топливо». «По мнению коммерческого директора ОАО «Читаоблгаз» С. А. Брюзгина, экономия средств при переходе с бензина на газ составляет 30-50 %, - сообщает издание и уточняет: – Особенно актуален переход на этот вид топлива для владельцев транспорта, работающего на бензине марки АИ-80, производство которого прекращено».

Читать, сколько денег нужно для переоборудования

Переходим на газ?

Дульдургинский район активно переводит свой автотранспорт на голубое топливо. Этот процесс начался ещё в прошлом году. Теперь же, в связи с топливным кризисом, с ростом цен на ГСМ, газ становится ещё более востребованным. Недавно ОАО «Читаоблгаз» обратилось к главам районов с просьбой помочь в продвижении газобаллонного оборудования в районы. По мнению коммерческого директора ОАО «Читаоблгаз» С. А. Брюзгина, экономия средств при переходе с бензина на газ составляет 30-50 %.

Стоимость оборудования колеблется от 12 912 рублей для автомобилей марки ВАЗ и до 40 912 для дорогих иномарок. Оборудование для автомобиля ЗИЛ-130 стоит в данный момент около 20 тыс. рублей, такая же стоимость оборудования и для самой распространенной модели грузовика – ГАЗ-53. Особенно актуален переход на этот вид топлива для владельцев транспорта, работающего на бензине марки АИ-80, производство которого прекращено. С. А. Брюзгин: «Современные технологии позволили снизить габариты ГБО, а также повысилась надёжность и безопасность оборудования, возможность установки на весь модельный ряд автомобилей как отечественного, так и зарубежного производства, работающих на бензине».

«Сельская новь», №38-39

Новая построенная детская площадка в парке культуры и отдыха Красного Чикоя не простояла и трёх дней. Её едва ли не до основания разрушили вандалы. «Выкрутили огромные болты с качелей и явно не руками разогнули железные прутья на карусели, а ведь мы уже планировали всё там покрасить. Также «не постеснялись» местные вандалы и вырвали с корнем саженцы кедра», - сокрушается специалист администрации Юрий Трофимов. К родителям хулиганов и к ним самим через газету «Знамя труда» обращается Совет молодёжи. Они призывают признаться в содеянном и помочь восстановить то, что с таким трудом и так долго создавалось. «Сейчас сельская администрация планирует проводить рейды, и все несовершеннолетние, находящиеся на улице после 23.00, будут доставляться в отдел внутренних дел», - предупреждает Совет.

Читать, чем ещё грозят активисты

Лишили детей праздника

В Красночикойском парке культуры и отдыха силами администрации сельского поселения «Красночикойское» были установлены качели, карусели и горка дли малышей. Но не прошло и трёх дней. Всё, что делалось в преддверии Дня защиты детей, было вандальски разрушено.

Естественно, что предпраздничное настроение было испорчено. «Нам просто надавали по рукам, - поделился своими впечатлениями специалист администрации Юрий Трофимов. – Теперь и делать ничего не хочется».

«Выкрутили огромные болты с качелей и явно не руками разогнули железные прутья на карусели, а ведь мы уже планировали всё там покрасить», - продолжил Юрий Николаевич. Также «не постеснялись» местные вандалы и вырвали с корнем саженцы кедра.

Не понятно, для чего и кому было нужно, чтобы парк, который в этом году планировался стать центром детского досуга, стал центром вандализма. Кажется, что у этого поколения 90-х нет ничего святого.

Многие жители Красного Чикоя часто ругают власть, что ничего не делается. Но вот наглядный пример того, что власть просто не в силах совладать со стихийным бедствием – нашествием малолетних вандалов.

На протяжении долгого времени в администрации сельского поселения «Красночикойское» планировалась детская площадка для малышей. Качели и карусель были готовы и ждали момента, когда будут востребованы местными детьми. Час настал, качели установили, только, как выяснилось, не для малышей, а для необразованных местных хулиганов. И теперь неизвестно, когда все это восстановят, да и надо ли?..

И чтобы какой-то Петя Васечкин, руководствуясь нездравым смыслом и плохим воспитанием, уничтожил труд многих людей и мечты малышей?

Совет молодёжи сельского поселения «Красночикойское» обращается ко всем родителям: поговорите с детьми, ведь это явно не дело рук взрослых и малышей, это делали подростки. Не доводите до того, чтобы вас вызвали в милицию и дали вам немаленький штраф.

Сейчас сельская администрация планирует проводить рейды, и все несовершеннолетние, находящиеся на улице после 23.00, будут доставляться в отдел внутренних дел.

Совет молодёжи с/п «Красночикойское», «Знамя труда», №43

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления