Город интервью Я - сибиряк

Я - сибиряк

Наши морозные футболки как бы подсказывают, что мы действительно живём в тайге с медведями.

Перепись населения 2010 года не прошла без скандальчика. Тогда сибиряков обвинили в сепаратистских настроениях за то, что в графе «национальность» многим — русским, татарам, евреям и украинцам, азербайджанцам, калмыкам и прочим, живущим в Сибири, — захотелось написать «сибиряк». Многие всерьёз восприняли возможность появления новой народности, ведь когда-то из-за переписи нарисовались булгары.

Можно, конечно, пропагандой, законом или чем-то ещё убедить заполнять переписной лист согласно общим представлениям о правильности. Но ничего не может лишить жителей Зауралья особого ощущения сибирячества, какой-то целостности не столько географической, сколько в мироощущении, восприятии действительности, пресловутой суровости и дикости.

Учитывая это и то, как воспринимают Сибирь в остальном мире, включив лёгкую иронию, бизнес-расчёт и патриотичность, группа инициативных и творческих людей создала сообщество сибиряков «Вконтакте» и создаёт для них атрибуты самоидентификации. Например, выпускает футболки с надписями «I'm*Siberian» или «I*Nsk», запаковывает их в бумагу в виде снежков и рассылает тем, кто хочет заявить о себе или своём городе.

Автор проекта, креативный директор «POWER. Креативные стратегии» Владимир Черепанов рассказал, что такое «I'm*Siberian», про снежинку, многонациональность Сибири и медведях на улицах.

- Ваша группа «ВКонтакте» обозначена в категории «Шоу-бизнес». Выглядит она как сообщество объединённых географически и духовно людей, активных, остроумных, предприимчивых людей. Что такое это по-вашему?

- Ещё недавно она была в «Государственных организациях». Прежде всего это открытый социальный проект, в котором могут принять участие и музыканты, и дизайнеры, и архитекторы, и журналисты, и менеджеры, и другие люди, которым это интересно. В наших городах много по-настоящему талантливых людей, которые хотели бы проявить себя, и наш проект просто даёт такую возможность. Мы делаем ставку на современные, дикие, принципиально новые решения для того, чтобы изменить ту статику, которую имеем сейчас. Мы сами заряжены этой идеей, и вдохновляем других людей на новые свершения.

- Сибиряк — это статус, мироощущение, национальность? Кому пришла идея популяризировать явление сибирячества и поставить это на коммерческую ногу?

- У нас очень тонкое отношение к Cибири — это сложно описать или вписать в рамки патриотизма или популярности. Это нечто большее. Мы живём в большой легенде, на огромной территории, о которой иностранцам известно только, что это нечто огромное, дикое, неизученное: «Huge, wild, frozen», как выразился один из моих знакомых. Нет экзотики более сильной и загадочной, чем Сибирь. Что нам самим, например, известно о племенах сибирских амазонок или космической уйгурской и орхонской письменности, существовавшей задолго до прихода Ермака? Это невероятно вдохновляющая и глубокая тема, которую нам ещё предстоит открыть!

Такое богатство невозможно удержать в одних руках, поэтому мы объединили свои усилия с коллегами из Красноярска и Новосибирска для того, чтобы делать проект совместно и независимо. И это очень важно для нас — проект является и всегда будет независимым — и от влияния спонсоров, от политических или религиозных организаций и государственных структур. Он социальный, самоокупаемый, и те доходы, которые мы получаем от продажи футболок, мы направляем на его развитие. Таким образом, каждый из тех, кто заказывает наши продукты, является участником проекта.

1 из 2

- Есть ли у этого какая-то политическая подоплёка? Во время переписи населения интернет-сообщество много гудело о возрождении/создании национальности — сибиряк. Не боитесь, что вас могут неправильно понять?

- Наш проект — полностью культурная инициатива. В нём нет и никогда не будет места политике. Сибирь мультикультурна и могонациональна, и сибиряк — это скорее наднация, объединение людей по принципу мировосприятия и отношения к жизни, это особый характер и отношение к жизни. Это те добрые и хорошие качества, на которых мы и основываемся. Мы хотим, чтобы Сибирь стала сильна своей культурой, своими людьми.

- Вопрос «Почему снежинка?» вам, наверняка, задавали сотни раз. И всё же: почему не медведь, кедр, Енисей, Байкал, соболь или таймень, нефтяная вышка — что угодно?

- Снежинка — глобальный символ, понятный во всех культурах. Этот символ есть на клавиатурах устройств во всём мире. Он легко воспроизводится даже детьми. Более того, мы можем создавать бесконечное количество новых символов, объединенных общим принципом построения.

- Так или иначе, без медведя не обошлось. Вот он уже стал героем мема. Что вы ожидаете станут писать люди: о недостатках или достоинствах региона?

- Это ирония. Не сарказм, и именно добрая самоирония. Мы придумали историю о том, что в Сибири живут одни медведи и начали её развивать: получилось забавно и увлекательно. Многие шутили: «Да, это действительно так!» — и часть правды в этом есть. Давайте признаемся: в нас всех живёт часть того дикого и неуклюжего медведя.

- Судя по выложенным фотографиям ваш проект задуман работать не только в России, но и зарубежом. То же с названием — оно на английском — потому что для иностранца или потому что современный сибиряк знает два языка?

- Тема Сибири особенно актуальна за её пределами. Мы придумали майки именно для сибиряков, которые выезжают зарубеж, и им приходится отвечать на вопросы вроде «А летом у вас тоже морозно?» или «Правда, что вы купаетесь в снегу?». И наши морозные футболки как бы подсказывают, да, что это действительно так, живём в тайге с медведями. Это забавно, смешно иронично, и мы стараемся не надувать щёки и делать вид, что мы новая нанодержава, а забавными, простыми историями подогревать интерес к Сибири, показывать, что здесь живут ироничные и весёлые люди.

- Сообщество «I'm*Siberian» существует только в соцсетях или у него есть офис? Если нет, можете вы сказать, насколько эффективны в плане раскручивания и скорости узнавания бренда социальные сети?

Нам не нужен офис. Мы можем работать и в тайге с айпадом. Наша команда — это объединение людей, которые хотят сделать что-то стоящее, и неважно, где географически они находятся. Мы отказались от традиционных путей накрутки, накачки и капитализации, чтобы изобрести новый способ развития проекта, основанный на сотворчестве.

- По какому принципу вы выбираете город, что будет запущен на футболку с логотипом? По населению, количеству запросов или красот?

- О, мы любим все сибирские города, и дополняем подборку по требованию наших участников и читателей. Недавно мы провели опрос «Какой город может быть столицей Сибири?», и в результате каждый из более 18 тысяч человек голосовали за те места, в которых они живут. И это фантастические результат-противовес общепринятому мнению, что все хотят уехать в другие места.

- Есть ли у сообщества представительства в других городах? Кто эти люди? Используете ли вы в своих работах идеи сибиряков?

- Да, мы взаимодействуем с авторами из разных городов: есть определённые задачи внутри проекта, которые можно реализовать самостоятельно. В этом случае мы даём базу и определяем совместное направление и отдаем в пользование нашу символику и идею, консультируем по спорным вопросам и помогаем реализовать проект. Разумеется, все идеи остаются за авторами. В таком режиме в настоящее время мы готовим фотосессию на тему Сибири, съездили выступить на музыкальный фестиваль «TransSib» с таинственным диджеем, готовим художественную инсталляцию для выставки современных художников, разрабатываем книгу о сибирской истории, о фактах, которые нам самим не были известны.

- Понятно, что у вашей дизайнерской команды много идей не только для заказчиков. Но как вышло, что вы ухватились именно за Сибирь?

- В этом проекте заказчики — мы сами. А ещё — наши соседи, друзья, люди из других городов. Он социальный, некоммерческий, и в этом есть движение вперёд. Мы делаем так, как никто не делал до нас. Это очень интересно.

- Куда дальше двигаться? Ждут ли сибиряков сюрпризы?

- Мы на старте, и мы понимаем, что впереди много работы, новые люди, новые идеи, новые проекты. При этом мы стараемся ничего специально не планировать, чтобы не пропадал элемент фана, веселья, свободы.

- В каких городах Сибири вы бывали?

- Я не исследователь, не профессиональный путешественник, поэтому бывал в немногих местах в Сибири. Однако, благодаря проекту, понемногу открываю новые города с семинарами и лекциями. Очень надеюсь побывать в Чите, мне очень интересна та энергетика, которая связана с Забайкальским краем.

- Что бы вы хотели пожелать забайкальцам?

- Пожелания простые: искать вдохновение и открывать новые, интересные идеи и вещи в Сибири, её истории и дикой природе.

Био: Владимир Черепанов — креативный директор «POWER. Креативные стратегии». Более 10 лет работы в брендинге, креативе и дизайне. Награды: Гран-При, золото и серебро Московского фестиваля рекламы «Red Apple», серебро европейского фестиваля рекламы Epica Awards, 3 золота национального фестиваля рекламы «Идея!», бронза фестиваля рекламы и дизайна «ADCR Awards». Член жюри фестиваля «Идея!». Член клуба арт-директоров «ADCR».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления