- Когда мы снимали сцену, где герой Мики приезжает к своей бывшей на лимузине, нам дорогу перегородил автомобиль. Мы подошли к водителю, объясняем, что здесь, мол, идут съёмки. «Чего?» - спросил он. «Кино», - отвечаем. «А как называется?» - спрашивает. «Золото Чингисхана», - говорим. «Много на себя берёте», - резюмировал мужчина и уехал.
Они и правда взяли на себя много – снять первый забайкальский полнометражный фильм. Колоссальная ответственность. Сами признаются, что если бы не друзья, товарищи, наши люди – простые и увлечённые, всё было бы гораздо сложнее. Баяр Барадиев и Роман Хлюстов рассказывают читателям «Чита.Ру» о съёмках, таксистах, актёрах и бабушках.
Е.Р.: Когда образовался ваш творческий тандем?
Р.Х.: Это был, наверное, 2005 год. У меня с тех самых пор на рабочем столе есть папка «Фильм». «Золото Чингисхана» в такой же папочке, но названной по-английски, вот у нового фильма она называется английскими буквами, а та – по-русски.
Б.Б.: А у меня дома в Могойтуе лежит папка для документов со сценарием и раскадровкой. Мы даже начинали съёмки этого первого фильма с Роминой сестрой Яной и Инной Блохиной.
Р.Х.: Снимали их в каморке для официантов в «Атлантиде». Камера старая ещё была. У меня даже до сих пор хранятся бэйджики – Инна и Яна.
Б.Б.: Фильм не имел тогда названия, но он был бы очень клёвым. Про КВН-щика, который влюбился в свою зрительницу, свою поклонницу и её добивался.
Е.Р.: Как вышло, что оператором стал именно Рома, а не кто-то другой?
Р.Х.: Это был 2003 год, предвыборная гонка кандидатов в депутаты Государственной Думы. «Гураны» давали концерты по области в поддержку одного из них. И вот однажды мне в штабе дают поручение концерты эти снимать. Дали камеру, показали, где наживать «rec». И мне понравилось. Я понял, что без штатива снимать концерты «не алё», и купил первый в жизни штатив в «Славянском Электроника», тогда ещё зелёном, на Ленина за 2 тысячи 200 рублей. Закончилась агитационная борьба, я снимать не перестал, а вот штатив пришлось сдать в комитет образования. Там он и стоял никому не нужный, кроме меня. Поднакопив, я купил себе штативчик за 600 рублей, но он был не очень-то хорош. В один прекрасный момент я пришёл и поменял их. И до 2010 года снимал с этим оборудованием всё.
С Баяром, всей командой вот делали клипы для «Гуранов». Я и монтаж так осваивал. Дело было в Красноярске. Скачали программку, в которую загружаешь отснятое, а она сама расставляет переходы. Совсем какая-то простенькая. Потом вырос до «Adobe Premier». И на первый в Чите концерт команды мы сделали пародию на «Точилку». Для съёмок этого клипа «Альтес» пользовался дорогостоящим оборудованием, а мы сделали его в одной программке. Про Мику (Микаил Керимов – авт.) потом снял ролик, про Антона (Антон Остерников – авт.). Однажды в Нижнем Новгороде, мы тогда играли в Премьер-лиге, за полчаса до редактуры слетел проект, который я делал 5 часов. Пришлось восстанавливать его за 30 минут.
Мы начали с Баяром вместе плотно работать на съёмках роликов для различных структур и подразделений «РЖД». Но мечта о полнометражном кино не покидала нас с 2005 года. В 2012-м мы, наконец, решились. И тут – как будто кто-то нас услышал – приходит Антон Остерников и предлагает снять кино, говорит, что попробует найти денег. Так ему поручили продюсирование, несмотря на то, что в фильме играет водителя мусоровоза.
Б.Б.: Как писать сценарий, как приступать к съёмкам фильма, я учился в интернете. Там же вычитал интересное упражнение. Нужно на листке бумаги написать в трёх предложениях небольшого абзаца краткое содержание четырёх фильмов без имён собственных и узнаваемых, отдать лист потенциальным зрителям, чтобы они оценили. Свой сценарий я проверял на школьниках Могойтуя, встречаясь с ними в районной библиотеке, рассказывая об игре в КВН. Моя идея заняла первое место, на втором оказался фильм «В джазе только девушки». Но Антону на встрече сценарий не понравился. Тогда он и правда был сырым. И заканчивался обнаружением пустой сумки. Денег в ней не было.
Через два дня нам предстояла встреча с вице-премьером краевого правительства Алексеем Геннадьевичем Кошелевым и директором Дворца молодёжи «Мегаполис» Мариной Борисовной Константиновой. От них, собственно, зависело будущее нашей идеи. Накануне встречи ночью мне в голову приходит идея продолжения – разоблачения преподавателя, я готовлюсь, покадрово расписываю фильм. Алексей Геннадьевич дал нам 30 минут на рассказ. Я очень волновался. Он пересел, смотрел в бумаги, что-то отмечал, занимался своей работой. Но оказалось, что он всё внимательно слушал и спросил в конце: «А причём тут любовь?». Изучил смету, и положительное решение было принято. «Мегаполис» заказал оборудование, мы начали составлять график съёмок.
Е.Р.: Как шёл подбор актёров?
Б.Б.: Вообще, мы составили подробный психологический портрет каждого героя. Вот Чингис. Он из деревни, добрый, славный малый. Семья вложилась, чтобы отправить его учиться в университет. А он, чтобы купить кольцо любимой девушке, закладывает ноутбук, который ему купили родители. Он пропустил год в универе, потому что работал на четырёх работах, и так далее. Аюр сразу подходил.
Р.Х.: Или главный бандит. Привлекательный 30-летний молодой человек с приятным, хорошо поставленным голосом. Его мы долго не могли найти. В отчаянии Баяр уже сам хотел играть, но мы решили, что так делать нельзя. Вспомнили, наконец, про Лёню Казарина, который опять же подходил идеально.
Б.Б.: Долго искали девчонок для съёмок в стриптиз-клубе. Хотя понятно, что ничего предосудительного снимать мы не будем. С одной танцовщицей у нас даже состоялся странный разговор «ВКонтакте». Я говорю, что вот нужна танцовщица для съёмок в первом забайкальском полнометражном фильме. – В первом забайкальском? - спрашивает она. – Хотелось бы на это посмотреть. –Посмотреть, не поучаствовать? – интересуюсь. Нет, конечно! – отвечает. Наверное, зря.
Р.Х.: Одного бандита, кстати, играло 4 человека.
Б.Б.: Первый был очень колоритный. Мы встретились с ним в машине, он был, как надо – сочно ел чебурек, двумя руками, лицо в шрамах. Но сыграл в первой, самой сложной, сцене ограбления и пропал. Пришлось искать замену.
Е.Р.: Самой сложной?
Б.Б.: Да. Во-первых, она изначально в сценарии выглядела иначе. Бандит, которого сыграл Валентин Коробков, должен был убить всех своих подельников. Но потом мы испугались эффекта «Дети 90-х» и переписали сцену. После большого труда стоило найти помещения. Банкам идея кино очень нравилась, но запускать кого-то на съёмки они не разрешали — не положено по инструкции безопасности. Оно и понятно. Но тут сестра вспомнила помещение «Вашей рекламы». Я сходил на разведку, посмотрел и позвонил договариваться. Через полторы недели мне удалось поймать начальство, нас немедленно позвали, показали ремонтируемое помещение, которое идеально нам подошло. Спасибо большое, конечно.
Р.Х.: Сцена ещё сложная, потому что массовая. К тому же съёмка должна проходить в помещении, значит, нужно выставлять свет, а он пришёл только накануне. Разбираться во всём не было времени, поэтому работа была адская. У меня ещё, как назло, открылась страшная аллергия. Я кашлял, нос бежал. Чувствовал себя отвратительно: только щёлкнет хлопушка, сразу чихаю. Зато было очень много смешного в этот день. Мы снимали пять дублей того, как подъезжают к банку полицейские. Где-то на третий дубль на балкон над нами выходит старушка и кричит: «Чё это вы тут делаете, сейчас милицию вызову!».
Б.Б.: Ещё случай с бабушками. Ребята, играющие бандитов — двое — стоят на улице в масках и с автоматами наперевес. Серьёзные, ждут команды. Мимо идут две старушки, посмотрели на них, посмотрели на вывеску и спрашивают: «А кредиты там дают?».
Р.Х.: Нам захотелось снять здание как-то панорамно. Поднимаем головы — на балконе в доме напротив парочка курит. Мы кричим: «А можно с вашего балкона поснимать происходящее?». Они: «Коне-ечно, поднимайтесь. Там квартирка небольшая, кровать не заправлена, они ещё хихикают над нами. Очень смешные». Ну, и день выдался тяжёлый. Мы, конечно, зря начали съёмки фильма с этой сцены, сейчас бы поступили иначе. Лёня, например, приехал в 11 утра для съёмок, а мы его записали только в 5 вечера. Валя Коробков получал инструкции на ходу. То, как он закидывает сумку с деньгами в мусорный бак, сняли с одного дубля.
Б.Б.: У одной девушки Татьяны, снимавшейся в банке, был День рождения. Она нам ничего не сказала, только тихонечко спрашивала: «А долго ещё?». Такая молодец.
Р.Х.: Особенный молодец был таксист, который буквально спас нам съёмку однажды.
Б.Б.: Это как раз тот момент, когда из «подземелья» выбегают бандиты, а их под мостом ждёт фургон. К моменту съёмок прошли дожди, речка разлилась, берега размыло. Я тыкался в одну службу, в другую — нам необходимо было краном поставить этот фургончик, поскольку у него низкая посадка, оборудование тяжёлое. Я обещал двойную оплату, аренду. Все соглашались, потом перезванивали и говорили, что не поедут, не смогут. Наконец, один водитель согласился, обещал приехать, но утром перезвонил и отказался из-за непроходимости пути. Другого я уговаривал 20 минут, он тоже дал согласие, но оказался за 300 километров от Читы. Когда за мной заехал на такси Рома, я печально рассказал ему всё. Мы подъехали к мосту, разгружаем оборудование, рядом стоит таксист и курит: «А что ребята, куда вам надо?». Взял и на «Калдине» перевёз. Я сразу перезвонил крановщику, сказал, что тут возможно проезжать, всё состоялось, как было запланировано, без обмана. Мы пытались найти фамилию этого таксиста, чтобы выразить ему благодарность в титрах, но так и не нашли.
Р.Х.: Мы многим благодарны. И Алексею Геннадьевичу Кошелеву, и «Мегаполису», всем ребятам, Марине Борисовне. «Гуранам». Инне и Диме Блохиным, Антону, Мике, Аюру - бесконечно. Тот вообще поругался с родителями из-за съёмок, пропустив сенокос. Сотрудникам полиции, ОМОНа, УФСИН, Евгению Жеребцову. Тот сначала очень смеялся нашей идее, но помогал очень. Вообще, люди откликались на призыв о помощи легко и сразу. Я случайно удалил одну съёмку — тот момент, когда главная героиня разоблачает главного героя. Миша мне помогал всё восстановить.
Е.Р.: Довольны вы своей работой, и будет ли ещё?
Р.Х.: Я скорее доволен реакцией зрителей. Монтаж хороший. Но работа оператора... Сейчас я многое понимаю больше, умею больше, некоторые вещи сделал бы иначе. В целом, это был офигенный опыт, полезный безусловно. Конечно, будет!
Б.Б.: Я мечтал снять погоню с вертолёта на дистанционном управлении. Будто они уходят по трассе и возле Агинского — там въезд на подъёме и идут деревянные дома — врезается в забор и сносит картофельное поле. Но Рома съездил на семинар в Казань и объяснил, почему так не будет. Я теперь понимаю, как придумать так, чтобы было возможно снять. Как объяснять Роме, как работать с актёрами. Опять же понял, что режиссёр не должен заниматься работой администратора. Но работой я доволен. И уже есть много идей будущих фильмов.
Довольны работой и читинцы. Первые просмотры во Дворце молодёжи «Мегаполис» собрали аншлаг. В четверг, 27 сентября, в 19.00 «Мегаполис» снова покажет первый забайкальский полнометражный фильм «Золото Чингисхана».