СЕЙЧАС +18°С

Бизнес на селе и крушение самолёта в Акше - в обзоре районных газет

Каждый раз усложняется задача, потому что по­стоянные заказчики приходят с надеждой, что ты предложишь что-то новое. Это специфика ра­боты на селе. Если в городе люди каждый раз новые, то у меня-то народ один и тот же, и ты всегда должен как-то удивить.

Оказывается, праздность есть отдохновение от зарабатывания денег, а не от труда. Такие, умонастроенческие беседы, призванные остановить читателей дабы задуматься, ведёт в «Славе труду» Юрий Житлухин с настоятелем храма Спаса Нерукотворного отцом Владиславом. Поводом для беседы послужили не только наступавшие в то время праздники, но и пресловутый конец света, которого не было. «Вот возьмите оче­редной (на моей памяти десятый) конец света. Да, по Библии он неизбежен, но точ­ную дату конца времен не знает никто. А сейчас кто-то играет, манипулирует созна­нием людей, те впадают в истерику и ата­куют магазины, закупая продукты, воду, фонарики, свечи... Если наступит конец света — свечи и тушёнка в ящиках никого уже не спасут», - рассказывает отец Владислав.

Отец Владислав, на мой взгляд, здесь прав — и истина бывает беспощадна. Ну да, да, без нотаций не обошлось, но ведь нуж­но найти истолкование своей безнрав­ственности, хотя бы для самого себя. И не знаю, что это — кризис среднего возрас­та, мороз на улице, усталость? Или журна­листское тщеславие, гордыня, страх? Сила печатного слова велика, равно как и ответственность — и всё чаще задумываешь­ся о вещах, с бытом не связанных... Про­сит душа размышления, общения — ведь изначально человек добр, и к добру его душа тянется, особенно в дни торжеств, и опять-таки «но»... Прожить день не зря — вот итог праздника, а не тяжкое алкоголь­ное похмелье, равно как и во всей своей жизни (так и тянет добавить прилагатель­ное «грешной»). Но сегодня человек воспринимает праздники как индульгенцию от всех дел, то есть вообще ничего не де­лать, а провести этот день в постыдных грехах. Причина, на мой взгляд, не толь­ко в неумеренных страстях — само отно­шение к праздникам должно измениться. - Не в гордыне, а в смирении прожить жизнь свою, а большего заряда духов­ных сил получить негде, кроме как в церкви, - говорит отец Владислав. - К со­жалению, современный человек не лю­бит думать, размышлять. Требует во всём простоту — нажал кнопку, и — «оп», есть ре­зультат. Людям нравится нагромождение слов, ведь если что-то сложно — то про­блема, требующая решения, поиска, а ес­ли просто... То это просто грех. И они пытаются во всём оправдать се­бя, слукавить: поставил свеч­ку — грехи спи­сались, купил святой воды — очистился... И почти каждый заранее уверен, что Бог добр и простит нас, мол, не я такой пло­хой, а жизнь нас заставила. Но есть вну­три нас ещё и совесть, которая пусть и не явно, напоминает нам, что мы творим без­законие. Чтобы двигаться вперед, нужно растоптать ближнего — и это господствующая идеология. Но зачем? Зачем все это лицемерие, лукавство...

Как странно, не правда ли? С одной стороны, говорим о днях беззаботных, а с другой — получается, что в радости мо­стим себе дорогу в... И наиболее ярко это наблюдается в праздниках, пришед­ших к нам извне. «Тлетворное влияние запада» - мы в своё время так часто слы­шали эту фразу, что перестали обращать на нее внимание. И в этом есть своя иро­ния. Помните день солидарности тру­дящихся? С многолюдными колоннами, транспарантами, симуляции единства и торжественности. Антипод крестного хо­да. Только Первомай более известен как время шабаша немецких ведьм в Валь­пургиеву ночь. Несколько раз, меняя об­лик, но, не меняя сути, этот праздник прочно утвердился в нашем календаре.

Или Хэллоуин — по сути, магизм, попыт­ка договориться с потусторонними сила­ми, одеваясь как демоны: мол, не обижай­те нас, мы такие же бесы, как и вы. А День святого Валентина? Превратили любовь в не особо ценную бандероль. Ну почему мы заимствуем наиболее отвратительные праздники? Воспринимаем это как сказку, не видим здесь ничего плохого?

- Нередко мы узнаем, что в приличной семье дети стали наркоманами или совер­шают дикие поступки, кончают жизнь са­моубийством. И причина одна — человек, живущий помимо церкви, легко становит­ся игрушкой потусторонних сил, когда зло перестаёт быть игрой. Вот возьмите оче­редной (на моей памяти десятый) конец света. Да, по Библии он неизбежен, но точ­ную дату конца времен не знает никто. А сейчас кто-то играет, манипулирует созна­нием людей, те впадают в истерику и ата­куют магазины, закупая продукты, воду, фонарики, свечи... Если наступит конец света — свечи и тушёнка в ящиках никого уже не спасут. Задумываться надо о соб­ственном конце времени и готовиться к этому душой. Не лучше было бы ту энер­гию, которую тратите на беготню по мага­зинам, направить в дело спасения своей души — посетить храм, помолиться, почи­тать Евангелие?

Юрий Житлухин.

P.S. Бывает, ночью не можешь уснуть. Перебираешь в голове слова, людей, вспо­минаешь свою жизнь. И часто бывает мучительно больно и мучительно стыдно. Утром почти всё проходит, но всё рав­но из души в сознание по капле просачива­ется — все мы под Богом ходим, но Господь своих не бросает. Надо готовиться к сво­ему концу света, надо, чтобы, когда предстанешь перед престолом Всевышнего, тебе было что сказать...

«Слава труду», №149

«Сельская новь» перепечатывает интервью с молодым бизнесменом из Акши — Анной Ивановой, которая самостоятельно открыла дизайн-студию «Автограф», где делает всякую сувенирную продукцию. «Большая проблема, с которой столкнулась в начале ведения своего дела, - аренда помещения. На тот мо­мент в Акше вообще было нечего арендовать. Поэто­му производственный цех, складское помещение находились у меня дома. Очень часто приходилось слы­шать благожелательные претензии своих клиентов о том, что надо выходить в народ. Да и сама я это пре­красно понимала. Но найти тогда удалось только не­большое помещение в Доме культуры. Сейчас же арен­дую площадь в недавно построенном торговом комп­лексе. И вот здесь я уже по-настоящему ощутила, что такое поток населения», - делится бизнес-секретами Анна.

Biznes-chita: Почему все-таки остановилась на этой сфере?


А.И.: Сама люблю дарить необыч­ные подарки родным, друзьям. Правда, со своей занятостью дав­но этого уже не делала. Честно признаться, я сама сапожник без сапог: у меня даже нет футболки, специально запечатанной для себя. На вы­бор повлияло и то, что это совершенно новое для акшинцев, а новое всегда привлекает.

Biznes-chita: Как началась твоя предпринима­тельская деятельность?


А. И.: Знала, что в Центре занятости оказывают под­держку начинающим предпринимателям. Составила бизнес-план, сделала презентацию, прошла курсы по обучению предпринимателей. Когда пришла на защи­ту проекта, комиссия мне сначала не поверила. Смущало то, что аппаратуру, расходные материалы нужно было закупать за пределами Забайкальского края. В Чите это, конечно, есть, но продается с большими накрутками, переплачивать бы пришлось в два-четыре раза! Мне все-таки удалось отстоять свой проект. В мае 2010 года зарегистрировала свое предприятие — дизайн-студию «Автограф». И закипела работа...

Сначала четыре месяца осваивала технологию. Де­лала это, в основном, ночью. Проходила уроки в фото­шопе, информацию собирала, училась с техникой уп­равляться. Презентация продукции прошла в День села. В тот год, 2010-й, Акше исполнилось 260 лет. И это был такой маркетинговый ход: представить на суд большого числа людей свои творения. Выручка того дня — это рекорд, который я ещё не побила. Есть у меня планка, к которой надо стремиться.

Большая проблема, с которой столкнулась в начале ведения своего дела, - аренда помещения. На тот мо­мент в Акше вообще было нечего арендовать. Поэто­му производственный цех, складское помещение на­ходились у меня дома. Очень часто приходилось слы­шать благожелательные претензии своих клиентов о том, что надо выходить в народ. Да и сама я это пре­красно понимала. Но найти тогда удалось только не­большое помещение в Доме культуры. Сейчас же арен­дую площадь в недавно построенном торговом комп­лексе. И вот здесь я уже по-настоящему ощутила, что такое поток населения.

Biznes-chita: А конкуренцию какую-то чувству­ешь?


А. И.: В принципе, в районе у меня конкуренции нет. Правда, видела однажды объявление в газете «печа­таем на футболках». Сначала подумала — всё, конку­ренты, меня забудут. Но нет. Эта фирма как внезапно появилась, так же внезапно и исчезла. А посоревно­ваться по качеству я, в принципе, могу и с читинскими предпринимателями. Как-то женщина решила сделать внукам подарки, а у меня не было футболок нужного размера. Посоветовала обратиться в читинскую фир­му. Месяца через два она вернулась ко мне — не смог­ли ей там сделать то, что надо. Много моих знакомых, которые живут в Чите и без проблем могут обратиться в местную фирму, заказывают продукцию у меня.

Biznes-chita: Что ты сейчас можешь предложить своим клиентам?


А. И.: В первую очередь то, что произвожу сама. Перечень большой: это кружки, брелоки, магниты, фут­болки, сумки, стеклянные часы и разделочные доски... Последние, кстати, вообще как картины покупают, го­ворят, резать на них жалко. Самое главное, что я пред­лагаю, так сказать, эксклюзивные вещи, то есть по­дарки делаю индивидуальные. Иногда перефотографи­рую, чтобы качественнее было. Надписи тоже индиви­дуальны. Мне порой достаточно одного слова — кто получатель по­дарка по профессии или есть ли у него чувство юмора — и в голо­ве уже куча мыслей, какой суве­нир предложить. Каждый раз усложняется задача, потому что по­стоянные заказчики приходят с надеждой, что ты предложишь что-то новое. Это специфика ра­боты на селе. Если в городе люди каждый раз новые, то у меня-то народ один и тот же, и ты всегда должен как-то удивить. Но с дру­гой стороны, не стоишь на месте. Я даже смеюсь: на выставке в магазине стоят кружечки новые и те, что были изготовлены два года назад — такая бездарность! А на тот момент это казалось так слож­но! Также изготавливаю визитки. Есть заявки на блокноты. Навер­ное, тоже ими займусь. Еще коллажи, календари де­лаю, печатаю фотографии, оказываю услуги по ксеро­копированию и ламинированию.

Вышла недавно на фирму, выпускающую интерес­ные сувениры, заказала, и теперь они — на стеллажах моего магазина. И люди приходят, как в музей. Инте­ресно наблюдать за их эмоциями: это и искренний смех, и удивление. И почти каждый для себя отмечает: как только появятся деньги — сразу ко мне, за новогодни­ми подарками.

Biznes-chita: Как планируешь развивать свой биз­нес? Какие планы на будущее?


А. И.: Начинаю осваивать интересную упаковку по­дарков. Зашла на сайты, посмотрела — голова кругом. Это ведь тоже своеобразная профессия — красиво упа­ковать презент.

Ещё появился интересный раздел — «Автограф акшинских умельцев»: предлагаю местным мастерам прино­сить свою продукцию на реализацию. Беру только ко­миссию за продажу. Конечная цель — создание ката­лога акшинских умельцев. Четыре мастера уже принесли свои изделия: вязаные и плетеные из бисера. Представлены также изумительные поделки из дере­ва, лозы, бересты мастера из Кыринского района.

Biznes-chita: Сложно было тебе, новичку в пред­принимательской сфере, открыть свое дело?


А. И.: Конечно. Ведь, например, существует много нюансов в сфере налогообложения, пенсионного и тру­дового законодательства. И если в производственной сфере у меня был учитель, то в правовой не было опыт­ного наставника. Самой пришлось набивать себе шиш­ки. Было много слез, сначала руки опустятся, поси­дишь день-два, подумаешь, оказывается, есть выход. Хорошо, что в нашем селе уже появился нормальный доступ к сети Интернет. И когда идешь решать какой-то вопрос, то предварительно стараешься теоретически подготовиться, и соответственно чувствуешь себя уже уверенней. Честно, если бы мне сейчас сказали — а давай, начни все заново — я бы задумалась. Это то же самое, что с опытом материнства на второго ребёнка решиться.

Хочу отметить, что мне очень помогла моя семья: мама, папа, брат. И сейчас моей работой очень инте­ресуется дочь. У неё есть склонности к рисованию, лепке. Надеюсь, со временем я могу передать ей свое дело.

Самое главное, я получаю удовлетворение от своей работы. Когда ты помогаешь создать человеку пода­рок мечты, а потом видишь его эмоции — это непереда­ваемые ощущения. Он получает заряд эмоций от тех людей, которым преподнес подарок, а я от него — двойной заряд.

Материал опубликован на сайте http://biznes-chita.cоm.


«Сельская новь», №99-100

За последний месяц в нашей ленте много новостей из Акши. Вдобавок к предприимчивой девушке есть материал об акшинской авиакатастрофе, пересыпанный терминологией лётчиков, насколько я понимаю. Самолёт — ИЛ-12, пассажиров — 23, среди них двое детей. Вылетали из Внуково, направлялись в Хабаровск. «18:30. Пытаясь визуально восстановить ориентиров­ку, экипаж дважды снижался над неизвестным им гор­ным районом. Ввиду малого остатка топлива, не вос­становив ориентировку, экипаж принял решение совер­шить посадку у виденного им населённого пункта, с чем сообщил в РДС Чита. 18:55 (0:55 местного времени). При выполнении 4 захода на посадку, на высоте 200-250 м от уровня выбранной площадки, самолёт столкнулся с сопкой, покрытой лесом, и потерпел катастрофу», - крушение произошло в трёх километрах от Акши.

16:08. После пролета Улан-Удэ, поданным радиопе­ленгаторов а/п Иркутск и Улан-Удэ, отклонение от трас­сы составляло около 30 км вправо. Экипаж, имея эти данные, мер для вывода самолёта на ЛЭП не принял.

16:28. Экипаж получил пеленг от радиопеленгатора а/п Чита, который, хотя и был неточен, но показывал отклонение самолёта к югу от трассы. Лётчики, полу­чая пеленги, не воспользовались ими для уточнения направления своего полёта. Ни один пеленг на карте не был проложен.

16:40. При подходе к зоне РДС Чита самолет пелен­ги получить не смог. Ввиду значительного уклонения его на юг от трассы экипаж также не смог настроить радиокомпас на приводные радиостанции Беклемишево и Читы. Не установив связи по командной радиостанции, экипаж снизился до 2400 м и перешёл на визуальный полёт в районе дороги Дарасун-Акша. Видимо, приняв её за дорогу Романовка-Чита, что севернее Читы, экипаж сменил курс на южный, тем са­мым еще больше удаляясь на юг от Читы.

Диспетчер РДС Чита Баранов и РП Макаров за по­летом не следили.

17:25 -17:33. За этот период времени, даже при на­личии уверенной серии пеленгов радиопеленгатора а/п Чита, проявив преступную халатность и бездеятель­ность, они не приняли никаких мер с целью оказания помощи для вывода самолета на аэродром, несмотря на полученное сообщение с борта, что экипаж не об­наруживает приводные радиостанции, не может полу­чить ни одного пеленга и не знает своего местонахож­дения. Приняв серию истинных пеленгов, указывающих, что самолёт находится южнее Читы, экипаж продолжал производить полёт, изменяя курсы и не исполь­зуя полученные пеленги для следования в а/п Чита.

18:30. Пытаясь визуально восстановить ориентиров­ку, экипаж дважды снижался над неизвестным им гор­ным районом. Ввиду малого остатка топлива, не вос­становив ориентировку, экипаж принял решение совер­шить посадку у виденного им населенного пункта, с чем сообщил в РДС Чита.

18:55 (0:55 местного времени). При выполнении 4 захода на посадку, на высоте 200-250 м от уровня выбранной площадки, самолёт столкнулся с сопкой, покрытой лесом, и потерпел катастрофу. Один из пас­сажиров получил тяжёлые ранения. Остальные пассажиры и члены экипажа ко­мандир Леонид Новиков, второй пилот Валентин Шанин, бортмеханик Фе­дор Иванисов, бортрадист Александр Липатников и бортпроводник Галина Творогова погибли.

Катастрофа произошла в 3 км юго-восточнее н/г Акша. Самолет задел деревья, потеряв левую ОЧК. Продолжая сталкиваться с деревьями и разрушаясь, самолет упал в перевернутом положении на противоположном склоне на высоте 850 м и в 340 м от места первого столкновения с деревьями.

Комиссия, расследовавшая авиакатастрофу, сделала вывод, что ее основными причинами являются потеря ориентировки и неправильные действия экипажа по её восстановлению, неудовлетворительное руководство и плохой контроль за полётами в РДС Иркутск и Чита. Виновником трагедии, кроме экипажа, является диспетчер РДС Чита Баранов. После лётного происшествия он приказал совершить подлог — произвести запись в журнале о непередававшейся команде «Возьми курс 3 градуса». Руководитель полетов Макаров не контролировал действия Баранова, что не принял мер к оказанию помощи экипажу. Зам. командира 136-го авиаотряда по движению Конопляников, прибыв РДС в 17:45 (за 1 час. 10 мин. до катастрофы), проанализировал обстоятельства и имеющимися пеленгами, указывающими на отклонение самолета к югу, не воспользовался, проявив полную беспомощность. Также виновными признаны диспетчер а/п Иркутск Бутенко, руководитель полетов Картавов, диспетчер РД Улан-Удэ Мальковский и в целом руководство 134 и 136-го авиаотрядов — за плохой контроль за работе экипажей и служб движения...

Итак, всему виной — пресловутый человеческий фактор, который в наше время в еще большей степени стал виной многих трагедий на воздушном и другом транспорте.

Материал подготовил Сергей Киселёв.

От автора. После выхода статьи А. Макарова «Люди думали — началась война» в редакцию газеты обратилось несколько очевидцев той трагедии. Мы выслушали их рассказы, их видение произошедшей авиакатастрофы. Есть некоторые противоречия. Одни говорили, что на месте катастрофы несколько лет произрастала малина, а другие — подсолнухи. По-разному называли время падения самолета. Через столько лет подробности происшествия, очевидно, стушевались. Мы очень благодарны всем, кто помог нам приоткрыть завесу тайны той страшной авиакатастрофы. Большое спасибо!

Авиационные катастрофы и происшествия в СССР в 1957 году:


1. Катастрофа Л И-2 в Ульяновской области.


2. Авария АН-2 в Магаданской области.


3. Авария МИ-4 в Магаданской области.


4. Катастрофа Л И-2 в Ставропольском крае.


5. Катастрофа ИЛ-12 в а/п Магдагачи.


6. Катастрофа ЯК-12 в а/п Марково


7. Столкновение двух ИЛ-14над Киевом.


8. Катастрофа ИЛ-14 в Львовской области.


9. Катастрофа ИЛ-12 в районе н/п Акша.


10. Катастрофа ИЛ-12 в Полярной авиации.


11. Катастрофа ИЛ-14П в Московской области


12. Катастрофа ИЛ-12 в Еврейской АО.


«Сельская новь», №99-10

«Может быть, сак­ральный смысл кроется и в названии «Барханы»? Ведь никаких песков, а тем более барханов тут нет. Что, если изначально в названии местности присутствовало слово «бурхан», или называлась она «Бурханы»? Так мон­голо-язычные народы называют божество, незримого хозяина горы, ручья, реки или скалы. Русские, осва­ивавшие Приаргунье, возможно, из­менили название. Примеров по­добных превращений топонимов мно­го. Хребет Ябалгани дабан («прохо­димый, проезжий перевал») стал Яблоновым, река Джирек - Жирейкой, речка Онохой — Анахоем...», - Алексей Мясников вкусно рассказывает про древнее Забайкалье в «Советском Приаргунье».

К сожалению, кладки так и не посчастливилось найти. Зато Роман на скале, затеряв­шейся средь бурелома, разгля­дел яркие, хорошо «читаемые» фигурки, нарисованные крас­ной охрой.

Хорошая сохранность писаницы (так традиционно на­зывают петроглифы сибиряки) объяснима её расположением. Вся композиция размещена на чуть наклонённой к земле скальной плоскости, обращенной на юг. Таким образом, рисунки хорошо защищены от дождей. Мхи и лишайники, кото­рые могли бы повредить их, на сухой, хорошо прогреваемой солнцем стене, почти не растут.

В верхней левой части композиции древний художник разместил два ряда вертикальных чёрточек (в верх­нем — три, в нижнем — пять). Подоб­ные знаки называют числовыми. Ря­дом с чёрточками просматриваются четыре пятна. Ниже числовых знаков изобра­жено несколько крестов, напо­минающих не то птиц, парящих в небе, не то фигурки людей.

Внизу скального «полотна», у са­мой земли, запечатлена группа из двух человечков с расставленными в стороны руками. Они размещены так, что от одного к другому легко провес­ти диагональ.

Между человечками и крестами за­метны затёртые временем знаки, в ко­торых угадываются круги, фигурки жи­вотных.

Несколько обособленно выглядят точки в верхней правой части «карти­ны». Под ними - с трудом просматри­вающиеся зооморфные изображения.

Справа от полотна — небольшая ес­тественная ниша. В ней есть изо­бражение какого-то животного (соба­ки?), а также знаки в виде точек, пря­моугольных оградок.

Под нишей найдены бронзовое укра­шение с петель­кой, костяная бусина, фраг­мент железной пластины и не­сколько фраг­ментов жжёных костей. Эти на­ходки с уверен­ностью позволя­ют утверждать, что здесь в древности был жертвенник. Люди жгли мясо жертвенных животных, подносили ду­хам ценные вещи.

Примечательно, что ря­дом со скалой заметна округлая клад­ка из крупных камней. Не исключено, что это могила вождя или шамана. Основания для такого предположения даёт тот факт, что вблизи святилищ с писаницами, как правило, простых людей не хоронили. Проверить это по­лучится только после раско­пок.

Пока же можно констатировать, что анало­гичных памятников в Нерчинско-Заводском районе не­много. По стилистике, новый петроглиф похож на упомянутую Усть-Уровскую писани­цу, которая находится на от­дельно стоящей скале возле заброшенного села Закамень. В её правой верхней части красной охрой нарисо­ваны три ряда точек. Левее и ниже угадываются два стреловидных значка. Один похож на галочку или латинскую букву «V», другой выглядит как указатель направления. Последний касается силуэта большой хищной птицы, повернувшей голову и распластавшей крылья. Под ней на­рисованы ещё две птицы (одна в очень плохой сохранности: нет одно­го крыла), человечек и фигурка живот­ного (по всей видимости, собаки). Большая птица гораздо светлее, чем остальные фигуры. Возникает ощущение, что она доминирует над ними, покровительственно обнимает крыльями и мелких птиц, и человеч­ка. Вполне возможно, её нарисовали в другое время, нежели всё произве­дение.

Подобные знаки и фигуры из­вестны на примере множества других забайкальских петроглифов. В част­ности, точки, кресты, оградки и пти­цы характерны для группы писаниц, названных академиком Алексеем Павловичем Окладниковым селенгинскими. Он признавал их произве­дениями иератического искусства, основанного «на немногих застывших ритуальных формулах и условных знаках-сигналах, сквозь которые лишь изредка и с трудом, вопреки его основной направленности, пробива­ются отзвуки реальной жизни». Сопо­ставив эти символы с материалами из древних погребений Забайкалья и Сибири, а также с произведениями искусства, учёный датировал селенгинские писаницы бронзовым веком и связывал их с культурой плиточных могил.

А.П. Окладников обратил вни­мание, что на некоторых петроглифах «наблюдаются переходы знака крес­та в изображение птицы и не только птицы, но в человека». По его мне­нию, это были близкие символы, свя­занные с небом, культом солнца «как источника производительных сил при­роды». Такие «переходные» знаки мы и видели на петроглифе в Барханах. Ученик А.П. Окладникова, кандидат исторических наук, археолог Алексей Васильевич Тиваненко счи­тает, что петроглифы можно букваль­но прочитать. Сравнивая знаки сибир­ских писаниц с рисуночной основой древнекитайских иероглифов, он уви­дел между ними много общего. Алексей Васильевич убеждён, что наскальные рисунки - древнейшая пиктографическая письменность Си­бири и значительной части Азии. Он доказывает, что именно на её основе китайцы и создали свою иероглифи­ческую письменность.

Пиктография — рисуночное письмо. Его знаки выражают не столько сло­ва, сколько понятия. По А.А. Тиванен­ко, изображение человеко-птицы трактуется как мифологический образ родоплеменного духа, оградки — как родоплеменная территория. Чёрточ­ки и пятна в сочетании с изобра­жениями людей и животных (по­добные тем, что мы зафиксировали) означали счёт, численное значение предмета. Большинство петроглифов Забайкалья, убеждён исследователь, читаются почти так же, как шаманс­кие мольбы с благополучии.

Удастся ли применить методику А.П. Тиваненко к нашим петроглифам — дело будущего. Тем же читателям, которых заинтересовал его подход к дешифровке петроглифов, рекомен­дую книгу Алексея Васильевича «Древняя письменность Сибири», из­данную в Чите в 2011 году.

Учитывая сходство открытых нами петроглифов с селенгинскими, предварительно следует отнести их к эпо­хе бронзы — раннего железа. Однако, пока не нужно спешить с выводами об их принадлежности к писаницам селенгинского типа, а тем более к культуре плиточных могил.

Не следует забывать и то, что на­скальные рисунки могли служить объектами поклонения и в более по­зднее время, вплоть до этнографи­ческой современности. Путешествен­ники XVIII — первой половины XX ве­ков наблюдали, как буряты и эвенки совершали обряды у так называемых писаных скал, испрашивая у духов удачи на охоте, личного благопо­лучия, умножения стад. Возле петроглифов предсказывали будущее, приносили клятвы. Ещё в начале XX века были живы старики, которые ут­верждали, что могут «прочитать» зна­ки на скалих.

Особенное, сакральное значение скал с древними рисунками зашиф­ровано и топонимике. Например, Айха-шуллун переводят как «страш­ный камень». Под термином «айха» понимается священное шаманское место, куда входить непосвященным нельзя. В низовьях Селенги есть Шаханская писаница. «Шажан», как по­ясняет А. В. Тиваненко, означает «чёр­ная (шаманская) вера, «шахан» - «божба» (клятва). Может быть, сак­ральный смысл кроется и в названии «Барханы»? Ведь никаких песков, а тем более барханов тут нет. Что, если изначально в названии местности присутствовало слово «бурхан», или называлась она «Бурханы»? Так мон­голо-язычные народы называют божество, незримого хозяина горы, ручья, реки или скалы. Русские, осва­ивавшие Приаргунье, возможно, из­менили название. Примеров по­добных превращений топонимов мно­го. Хребет Ябалгани дабан («прохо­димый, проезжий перевал») стал Яблоновым, река Джирек - Жирейкой, речка Онохой — Анахоем... Поэтому мы с Романом Федотовым решили на­звать скалу с петроглифами Бурханы. На наш взгляд, это название лучше всего отражает суть памятника. В про­шлом сюда приходили люди, рисовали магические знаки, которые были мольбой к бурхану и предкам о даро­вании счастья, увеличении поголовья диких и домашних животных. Однако лучше всего понять смысл и значение писаницы Бурханы, её связь с други­ми произведениями наскального искусства мы сможем только после раскопок жертвенника, предполагае­мого погребения и более детальной фиксации древних рисунков.

Алексей Мясников, «Советской Приаргунье», №51

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter