СЕЙЧАС -3°С
Все новости
Все новости

«Родом из Забайкалья»: Я, свободный художник, всегда могу вернуться

Если вас постигнет это реальное состояние кишок, то знайте — перед вами объект современного искусства и раскрутить его в мире не составит труда. Спрашивая про грань, вы, наверное, имеете в виду совесть. Так её уже нет в современных перформансах.

Искусствоведы и критики отмечают обилие света в картинах Бато Дугаржапова. А по другому, кажется, и быть не могло. Впитав родное солнце в Дульдурге, он дарит его с помощью красок всему миру. Таким образом частички Забайкалья попали в музеи и частные коллекции всего мира и даже в надалтарный купол храма Христа Спасителя.

Художник рассказал «Чита.Ру» о прелести масляных красок, жуткости мастер-классов, тошнотворности современного искусства и том, как вообще живётся одному из известнейших импрессионистов России.

Поделиться

Поделиться

- По каким причинам ваша семья перебралась в Москву? Есть ли у вас какие-то детские воспоминания о родине?

- До переезда в Москву кто-то пустил сплетню о том, что я с семьёй перебрался в столицу, хотя об этом и не помышляли. Жили не тужили, ячейка общества как-то вставала на неокрепшие ноги, летела первая десятка новой России. Родителей моих, Дугара Базаровича и Долгоржаб Доржиевну, судьба кидала в разные концы по всей Читинской области. Сёла, города, деревни становились второй родиной, к обжитым местам сердце прикипало. Толчком к переезду явилась роспись в построенном храме Христа Спасителя. Я обрадовался приглашению моих друзей-сокурсников и в результате мы с супругой Аюной и сыном Баясхаланом, не раздумывая, двинулись в это путешествие без надежд. Вот уже 14-й год возвращаемся. Похлеще гастарбайтеров, не выковыряешь.

Детских воспоминаний о Забайкалье - сонм. Никакие места на планете не сравнятся с ним. Тогда светило советское солнце, настоящее с реальным дождиком. Бочки кваса, пух тополиный и ночная Чита в огнях, Новый год, потрясающие зимы,утопающий в дымке город. Лучше не спрашивать, ностальгия топит сердце.

- Остались ли в Забайкалье ваши родственники, бываете ли вы у них?

- Конечно, сейчас же не война. С моей и со стороны супруги. Раз в два года приезжаем обязательно. Чаще детей отправляем к бабушке и дедушке.

- У вас есть несколько пейзажей из Читы. Нравится ли вам писать город? Не планируете ли приехать в Забайкалье на большой пленэр?

- Если завязаться с историей, город начинает притягивать, открываются неожиданные ракурсы и виды. Сейчас Чита превращается в пряничный городок, что не имеет к живописи никакого отношения. Живопись является духовной составляющей и если рассуждать с этой позиции, то всё становится более явным и понятным. На пленэр приеду с удовольствием,еще одна соломинка для возвращения, чтобы потоптать родную землю.

- А есть ли у вас произведения на тему бурятского национального быта?

-В школе баловался этими темами, а сейчас затишье. Пока ситуация похожа на снаряд, заряженный в ствол. Ищу тему детонации, но видимо, придётся искусственно нажимать на курок. Спрос даёт знать — допустим, приближающаяся групповая выставка в Монголии.

- Как вы вообще поняли, что хотите рисовать и учиться в художественной школе?

- Вот тебе карандаш и краски, иди в строй. Случилось в одиннадцать лет, когда и помыслить было некогда о том, кем хочу стать. Сказали, понравилось, не сожалею. Избежал ломки выбора, хотя спецшколы - кузницы, где радостно и грустно от сломанных судеб. Ну а если ты выстоял — честь и хвала. Когда я увидел выдавленные масляные краски, потрясению не было конца от самого вида, запаха, промасленных этикеток, мягкого свинца туб. Ты же не думаешь — ну, теперь я стану художником, или типа - я поверил в Бога и теперь я его должен любить. В этот момент в тебя вливается новое неизъяснимое счастье,что с этим столкнулся, счастье безраздельное и без рассуждений!

- Хранятся ли у вас детские рисунки?

- Работ пять или 20 у меня и родственников в виде портретов, зарисовок. Детский лепет. Целые кипы, рисованные и писанные до 18 лет, просто сжёг из-за элементарного отсутствия места хранения, с этого момента я не оглядываюсь и дую куда глаза глядят. Появилась некая решимость в свершении чего-либо.

- Ваше обучение в институте пришлось на время развала СССР — чувствовали ли вы, как художник, перемену времён? А не как художник?

- К этому времени отменили закон о профессиональных союзах, соответственно упразднили трудовые книжки и пенсии. Мы своеобразно вылетели в космос и вакуум, где оставалось только таращить друг на друга глаза и беззвучно шевелить губами. На это время высшее образование оказалось никому не нужным. Ещё до перестройки, в 87-м году начала скручиваться спираль коммерциализации, убивая художников своими матрёшками и весёлыми картинками. Даже в смутные времена я продолжал рисовать и в другие профессии не уходил, поэтому у меня ответ на второй вопрос отсутствует.

- Где, по вашему мнению, художнику лучше жить? В СССР, современной России или в Европе?

- Нигде. Лучше - только придворным живописцам, таким как Веласкес, который пахал и бился с завистниками. Административный художественный корпус всех времён вообще не рассматривается. Легко жилось тем кто не запятнал искусство мздоимством, тщеславием. Например, аскеты, нищие, монахи.

- На своей странице в Facebook (запрещённая в России экстремистская организация) вы часто даёте мастер-классы? Из каких соображений вы это делаете? Много ли времени отнимает такая работа?

- Это всего лишь переписка по запросам, ну а мастер- класс — это что-то жуткое и непонятное — на тебя утыкаются 40 пар глаз, а ты собраться не можешь и гонишь реальную лажу, сдабривая комментариями по ходу. Фраза мероприятия очень высока и требует такого же уровня. Тайные мастера не отдадут секретов, а проходимцы на этом ловятся. Чем моложе мастер, тем абсурднее ситуация. Ну а если за это и деньги платят, то позор несмываем. Художник при жизни не стесняется себя назвать мастером. Льстить себе — хуже некуда.

- Как можно понять из некоторых интервью, вы не соглашаетесь с тем, что вас называют импрессионистом. Так кто же вы на самом деле?

- Эти полочки и ниши появились как вынужденная мера в наведении порядка в области искусства, а если полочку сдвинуть на пять сантиметров выше и вложить книгу горизонтально, то вновь наступает анархия. Большие книги и вовсе не находят себе места, одной полки мало, а двух — много. Унификация со своим удобством не может дать ответ субъективному фактору. Кто я — не моя забота, начну думать — остановлюсь. Любое начало всегда прекрасно своей свежестью и новизной, а законченность стиля ведет к омертвлению этой ветки. Поэтому логично неполное погружение во что бы ни было. Соответственно, во мне развито сильное чувство эклектики, что не есть хорошо.

- Характерная особенность многих ваших работ, как мне кажется, это спокойствие и свет. Значит ли это, что вы таким образом выражаете себя? Можно ли в связи с этим называть вас спокойным человеком?

- Скорее, не спокойствие, а камерный взгляд (имею в виду не из тюремной камеры). По сравнению с оркестром камерный квартет уже не может сыграть «Прощание славянки». Таким образом, проведя аналогию, мы узнаем причину возникновения такого спокойствия, просто не хватает зарплаты остальным музыкантам — барабанщика с дирижером отправили в отпуск в первую очередь. А свет — работа такая, столько приходится работать, молоко пора за вредность выдавать... Себя сложно выразить, происходит это автоматически, любого художника можно расшифровать по его живописи. Если так видите, то, значит, такой я и есть.

- Есть мнение, что «художник должен быть голодным». Согласны ли вы с этим утверждением?

- Множество шедевров мира были созданы из-за нужды. Особенно эффективна первая половина дня без завтрака, если грамотно применить такую практику.

- Не жалко ли вам продавать или дарить свои картины?

- И то, и это было, приходилось заедать эти потери созданием новых коллекций. Они должны быть написаны гораздо круче и мощнее, тогда от сожалений и следа не остаётся!

- Многим непонятно, каким образом формируется цена на картины. Как это происходит в вашем случае?

- Так как живопись имеет духовный статус, соответственно, она бесценна как и душа человека, ценность которой никто не оспаривает. Поэтому стоимость может быть любой. Кто-то сказал, что вещь стоит столько, за сколько она продана. И в зависимости от продаж у вас выстраивается диаграмма «кривая роста» - если нет мужества, то она прямая, а по делу она должна расти неуклонно, что говорит о росте творчества и бурной деятельности «подозреваемого». В моём случае для толчка в росте цен хорошо сработали русские аукционы в Париже, так как в Европе всё, что продаётся, тупо вносится в реестр продаж всех картин во всём мире и в конце года выпускается толстенный том для всего земного шарика «код Майера». Во Франции существуют два кода - Гидаргюста и Акуна. А в России рынок продаж серый и не прозрачный, что существенно подрывает движение русского искусства к мировым высотам ценообразования.

Думаю,что не так далёк этот день,когда все продажи будут стекаться в единый центр и художники не будут трястись в страхе от прихода налоговиков. И появится в России «код Вани»! И вопросы такие исчезнут.

- Считаете ли вы, что коммерциализация не даст искусству ничего хорошего?

- Дело не в том, хорошо или плохо, просто профессия художника перейдёт в статус хобби. Европа сломалась сразу, а в России быть художником ещё считают профессией. Об этом прекрасно выразился наш современник художник Евгений Лушпин: «Однажды со мной произошло несчастье, рука перестала слушаться и начал искать другие профессии, ушло два года, к концу которых я понял, что я ничего не умею, только рисовать. Вернулся и восстановился по здоровью».

- В музыке есть понятие «попса», а применимо ли оно по вашему к изобразительному искусству?

- Всё, что популярно, рано или поздно уйдёт в тень попсы, крыло которой будет надёжно укрывать от вечности и классики. В искусстве это определение близко к слову «салон», рангом ниже идет «кич», потом «вкус толпы», страшнее и беспощаднее которой ничего нет. Выше «салона» стоит «творчество» безымянное и голодное, являющееся выстрелом в будущее.

- Как вы относитесь к современным провокационным выставкам, которые зачастую заканчиваются скандалами? Должна ли быть грань дозволенного в искусстве?

- Вызывает реальную тошноту и смущение. Почему и называется «тошниловкой». Если вас постигнет это реальное состояние кишок, то знайте — перед вами объект современного искусства и раскрутить его в мире не составит труда. Спрашивая про грань, вы, наверное, имеете в виду совесть. Так её уже нет в современных перформансах. Мир на глазах скатывается в бездну. Сейчас актуальна подмена понятий, определений различных направлений в искусстве. Множество декорационных экспериментов в театре кочуют на выставочные площадки и это всё пытаются назвать изобразительным искусством. Если объяснять короче, то трёхмерные композиции за исключением скульптуры, выдавливают двухмерные — холст и бумагу. А простому люду дуют про современное искусство вместо того чтобы загонять народ в театры.

- Религиозный ли вы человек? Когда вы работали над росписью Храма Христа Спасителя, испытывали какие-то особые чувства?

- С 91-го года в крещении Кириак (отшельник). Вот только сейчас испытываю, что в то время присутствовал на грандиозном проекте. Явился свидетелем и очевидцем и горжусь этим. Тогда там трудилось около 300 художников. В центральном куполе высота лика Серафима два метра, а размах крыльев - 16 метров. Писали на космических титановых лесах, стоимость которых обошлась в 1 миллион долларов. А вообще с каждым объектом растут паруса-крылья.

- «Википедия» называет вас одним из самых известных импрессионистов России. Как вам живётся с таким титулом? Что такое вообще — быть известным художником?

- Конечно, звучит громко и нескромно, надо утихомирить самозванца... Мы ещё рекламу не пустили в полную мощь. А так нормально, никто не знает, хожу свободным и счастливым. Меня это не пугает, так как меня можно перепутать с любым тарелкообразным человеком, будь это киргиз или гражданин Китайской Народной Республики. Иголка в сене. Тем более, на одно лицо и все художники!

- Я мог вспомнить и найти сообщения только об одной вашей выставке в Забайкалье — в посёлке Агинское. Наверное, это не значит, что она была единственной? Насколько вообще сложно организовывать выставки в провинции?

- В 1998 году проводили в Чите персональную выставку. Обещал через два года провести заново, но время унесло и вернулся через 14 лет со сквозной лёгкой выставкой без артиллерии.

Организовывать выставки в провинции несложно, записываешься на следующий год и ждёшь. Иногда срабатывает сарафанное радио, разносится слух и галереи и музеи близстоящих городов начинают предлагать свои экспозиционные площадки!

Поделиться

- Пожелайте что-нибудь забайкальцам?

- Сделайте так, чтобы никто не уезжал. Я, как свободный художник, всегда могу вернуться, а другие — никогда.

Егор Захаров

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter