Город интервью И.о. министра здравоохранения: Больницы должны зарабатывать, а не просить

И.о. министра здравоохранения: Больницы должны зарабатывать, а не просить

Сегодня так заточено законодательство в Российской Федерации, что главные врачи являются законными представителями своего учреждения — юридического лица, которое ведёт свою хозяйственную деятельность, имеет свой счёт в банке.

С наступлением 2013 года, в канун реализации майских указов президента, в Забайкальском крае, как и во многих других регионах страны, случился обвал зарплат медработников. В некоторых больницах врач в январе мог получить меньше, чем в декабре 2012 года, в два раза. Волна негодования медбратии из проблемных регионов докатилась до Москвы и в мае вернулась назад вместе с письмом министра здравоохранения РФ. На тот момент у руля забайкальского министерства уже стоял новый человек из команды временно исполняющего обязанности губернатора — Михаил Лазуткин.

Михаил Николаевич Лазуткин в 1983 году окончил Хабаровский государственный медицинский институт по специальности «Лечебное дело». Начинал работу в системе здравоохранения МВД в Свердловской области. С 1985 года работал хирургом на станции Литовко Дальневосточной железной дороги, затем заведующим хирургического отделения больницы и главным врачом. С 2001 года - заместитель главного врача Дорожной клинической больницы города Хабаровска. С 2004 года переведён на работу в медицинскую Дирекцию Дальневосточной железной дороги в должности начальника отдела, после чего - заместителем начальника дирекции. С 2007 года работал начальником Забайкальской медицинской Дирекции.

Падение ликвидировано

- Как на данный момент обстоит ситуация с исполнением майских указов в области повышения заработной платы врачам и медработникам?

- С января 2013 года окончилось время действий нацпроекта «Здоровье» и краевой программы модернизации здравоохранения, по которым медработники получали дополнительные выплаты. В Забайкалье удалось избежать падения зарплат по нацпроекту «Здоровье», а вот по модернизации — нет. В итоге, в некоторых больницах случилось снижение зарплат. Нам необходимо было ликвидировать это понижение и довести зарплату до уровня не ниже 2012 года. На данный момент мы решили эту задачу, и к 20 июня медработники получат перерасчёт за первые пять месяцев 2013 года. Дальше нужно решать задачи, поставленные майскими указами президента.

Этот указ действует для медицинских работников, которые находятся и у нас, в минздраве, и в других министерствах – физической культуры и спорта, образования, соцзащиты. Повышения должны коснуться более 22 тысяч человек. Дорожная карта повышений была согласована в Москве федеральным правительством и утверждена нашим. Там прописано, к каким цифрам и когда мы подойдём. К концу 2013 года эти цифры должны быть такими: средняя зарплата врача — 41 124 рубля, среднего медперсонала — 21 954 рубля, младшего — 13 321 рубль. К 2018 году зарплата врача должна составлять 200% к среднемесячной зарплате по региону, а младшего и среднего персонала — 100%, а это 84 916 и 42 458 рублей соответственно.

- Как удалось решить проблему с падением зарплат в начале года?

- Я пришёл в минздрав в начале апреля, и, когда мы посчитали, действительно, в первом квартале видели это падение. Мы потратили время – встретились с главврачами каждой больницы, поликлиники и других медучреждений края на балансовых комиссиях, совещаниях, где по каждому конкретному учреждению ставили ближайшие задачи. Что-то им подсказывали, советовали, какие мероприятия по оптимизации лучше провести. Ведь не секрет – деньги мы не только из Москвы ждём, мы их на месте должны изыскивать.

Есть много моментов, которые можно соптимизировать – на расходах, либо на доходной части. Мы эти моменты выделили, каждому лечебному учреждению прописали, в том числе и в мае издали приказ за моей подписью. Все наши учреждения провели перерасчёт зарплат с 1 января согласно выполненному объёму работы. Поэтому на сегодняшний день не только о падении не стоит говорить, а уже стоит говорить о росте зарплат.

«Главврач должен работать по-современному»

- Кто-то связывает понижение зарплат медиков с неготовностью главврачей к переходу на одноканальную систему финансирования. Как считаете вы?

- Сегодня так заточено законодательство в Российской Федерации, что главные врачи являются законными представителями своего учреждения — юридического лица, которое ведёт свою хозяйственную деятельность, имеет свой счёт в банке. И, конечно, некоторые из главных врачей не совсем профессионально подошли к вопросу изменения системы финансирования и упустили ситуацию в начале года. Вроде как одноканальное, в фонде денег больше стало, а почему-то люди реально говорили, что меньше стали получать. К счастью, всё это обнаружилось и исправлено.

Сейчас настаёт то время, когда медленно, но верно роль главного врача – руководителя юридического лица, становится значительнее. Их приучает время по-современному относиться к работе – за твоей спиной коллектив, ты должен сидеть и вырабатывать решения, объёмы. Нужно по-другому подходить и к работе, которая финансировалась из средств ОМС, так как время просить у минздрава прошло. Теперь хоть проси, хоть не проси – все деньги введены в одноканальное финансирование в фонд ОМС. Они – юридические лица, у них есть утверждённые объёмы, за которые они получают деньги. Пока деньги есть, им всё выплачивается вне зависимости от всех этих нюансов, но все понимают - вечно продолжаться так не будет. Дальше наступит второй этап – нужно будет заниматься оптимизацией своей деятельности, чтобы объёмы выбирались и за них получались заработанные средства. Ведь в фонде ОМС деньги есть, нате-возьмите, а вы их взять не можете, так как объёмы не те. А взять не можете, значит, это конфликт. Большая численность, большие мощности и недозагруженность площадей и мощностей. Сегодня государство таким образом устроило законы в здравоохранении, что деньги идут вслед за пациентом. А если пациент не идёт, значит, надо что-то делать – либо коллективу перестраиваться, либо какие-то новые технологии осваивать. А если по старинке…

- Сокращать штат?

- Совершенно верно. А тут уже вступают законы экономики. Хотя сегодня некоторые могут позволить себе их проигнорировать, на самом деле они есть, объективно существуют, и хочешь-не хочешь, они тебя догонят. В мае не догнали – в июне, в сентябре не догнали — в ноябре догонят обязательно. Поэтому придётся руководителям учреждений заниматься всесторонне своим учреждением.

От увольнения не застрахован никто, даже министр

- Ранее вице-премьер Георгий Рева заявлял о нехватке денег на повышение зарплат. Как обстоит ситуация с решением этого вопроса?

- Согласно «дорожной карте», нам дополнительно необходимо 1,4 миллиарда рублей на повышение зарплат медикам. Руководство нашего субъекта занимает очень последовательную, твёрдую и очень честную позицию по отстаиванию этих денег и в Министерстве финансов РФ, и Министерстве здравоохранения РФ, и в федеральном фонде ОМС. В обсуждениях участвуют и врио губернатора, и зампред правительства, поэтому точно знаю, что надежда есть.

- В следующем году мы не можем столкнуться с такой же ситуацией?

- Я сейчас работаю «с колёс», поэтому дальше чем ближайший временной период, я не вижу. Видел падение – падение приостановили, сейчас пошёл рост. К тем цифрам, что запланированы в дорожной карте на конец года, мы можем прийти 31 декабря, а можем и раньше. Мы затягивать не собираемся, думаю, к августу-сентябрю точно подойдём к этой отметке. В отдельных учреждениях этот показатель уже сегодня достигнут. Пока работает чисто административный ресурс, но некоторые больницы самостоятельно подтянулись, некоторые приходят со своими предложениями, как это сделать. Их задача так поднять свой уровень, чтобы к ним пациенты пошли. За пациентами – деньги из фонда ОМС. Если пациент к ним не идёт, значит, они ему так нужны. В конце концов, не моя задача их всех обеспечивать работой, моя задача — предоставить забайкальцам качественное лечение.

Я считаю, что законодательство в сфере здравоохранения выстроено правильно – так весь мир работает. Теперь от руководителей юрлиц должна быть настоящая профессиональная деятельность, отдача. Нужно сесть и думать по каждому доктору – нужен, не нужен, может, поднять его уровень, отучить его где-то. Где отучить? Здесь бесплатно, а вот там за деньги. Там отучится, будет сертификат международного образца, к нему пойдут. То есть начать думать. Не просто так: есть сертификат, нет. Мы же все из социализма. И конечно, поднявшись через несколько десятков лет у нас будет всё хорошо, будем работать чётко. А сейчас идёт процесс настройки.

- А вы не планируете, если в каких-то медучреждениях будут продолжаться проблемы, делать перестановки в их руководстве?

- Конечно. Мы всё планируем, в том числе и кадровые изменения. Лишь бы пациент получил современную, качественную медицинскую помощь.

- Значит, никто из главврачей не застрахован?

- Не застрахован никто, в том числе и министр.

Всех разведут законы экономики

- Немало шума было вокруг возможного объединения краевой клинической больницы №2 с больницей Читинского района. Было всё-таки подобное распоряжение или нет?

- Я только написал два распоряжения, чтобы они продумали мероприятия по соединению. Но такие волны пошли. Депутаты пишут: «Почему хочет закрыть больницу?», хотя там ни слова нет о закрытии какого-либо учреждения. Я отменил это распоряжение. Я не планирую объединения, но вместе с тем, всем сказал, что какие-то изменения делать будем. И с коллективом встречался, говорил, что просто так сидеть не получится. Сейчас идёт процесс наработки. Коллектив что-то нам предложит, мы подумаем, предложим. Главный врач пусть ездит везде, поучится, посмотрит. Нам нужны предложения реально работающие.

- Это здоровая мысль по оптимизации. Неужели эти общественные волны будут колебать вас?

- Ну что вы, конечно, нет.

- Но распоряжение же было отменено?

- Да, было отменено, но мы договорились с коллективом, что какие-то изменения сто процентов будут. Поэтому мы сейчас впитываем все идеи, предложения, сами разрабатываем их. Я знакомлюсь с сетью. Мы сдаём балансовые финансовые отчёты. Кстати, именно мы ввели это в здравоохранение края, так как периферия никогда не представляла такие балансовые отчёты. Теперь они сдают, хотя понимать это и начнут по прошествии какого-то времени, но сдают, учатся. А как поймут, начнут работать. Пока же говорят: «Нам не деньги важны, а здоровье человека» - это просто лозунги. Сегодня ресурс у государства ограниченный, и никто не заливает пожар ассигнациями. Поэтому изменения будут и в руководстве, и в лечебном процессе, и в технологиях, и в чём хотите. Возьмём Гражданский кодекс, что не запрещено, то и будем делать, но поменяем несколько тактику. Я теперь понимаю, что послушать людей не сверху надо, а снизу. Они теперь тоже понимают – законы развития нельзя обмануть.

К примеру, некоторые медучреждения нам говорят, что лечат ветеранов. Сегодня к нам пришли из госпиталя ветеранов и говорят: нет, мы лечим ветеранов. То есть конфликт интересов тут уже налицо. Не я их должен разводить по углам, а законы экономики. Теперь они должны понять, а к кому ветеран пойдёт? Если есть несколько больниц, мне лично, как министру, важно, чтобы ветеран пришёл в то учреждение, которое для их лечения обеспечило лучшие условия. Сейчас пациента хорошим отношением и улыбками не возьмёшь – ему нужно подать здоровье. За это готово платить государство. Теперь всё будет именно так во всех учреждениях Забайкалья.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления