CHITA
Погода

Сейчас-13°C

Сейчас в Чите

Погода-13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -19

0 м/c,

687мм 33%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Реклама
Город Культурный слой интервью «Культурный слой»: Бриллианты и рутина Навигатора

«Культурный слой»: Бриллианты и рутина Навигатора

Читинский музыкант, DJ, звукорежиссёр и автор-исполнитель Александр Новиков, известный также как Саня Навигатор, рассказал «Чита.

Читинский музыкант, DJ, звукорежиссёр и автор-исполнитель Александр Новиков, известный также как Саня Навигатор, рассказал «Чита.Ру» о том, что потолка у творческих людей не может быть в принципе, и порассуждал о том, что важнее — бриллиант или его оправа.

- Можно ли описать твою деятельность в трёх словах?

- Аранжировка, звукорежиссура плюс сочинительство. Сочинительством я называю, как музыкальные композиции, в которых передаю ощущения, настроения и мысли, так и песни. В основном, конечно, большая часть работы — это песни. Они несут смысловую нагрузку текстом, которая очень важна для меня. Мне самому сложно обозначать жанр своих творений — пусть этим занимаются критики, я просто называю их новыми русскими песнями.

- Имеют ли песни общее с новыми русскими из анекдотов?

- Нет, конечно. Смысл тут в том, что новое — это хорошо забытое старое. Я много значения уделяю корням, русскому языку. Ведь все мы, несмотря на происхождение, вышли из народа.

Я думаю и говорю по-русски.

О чём ещё судьбу мне попросить.

За это можно выпить без закуски,

Но лучше всё же выпить-закусить.

- А какие характерные особенности у твоих песен?

- Они со смыслом и с душой. Они не выдуманы и не высосаны из пальца. В них нет собирательного образа или плодов тщеславия. Песни — это реальные события и реальные переживания, аккумуляция моего видения мира.

- Музыкальный путь начался ведь не сразу с песен?

- Как у большинства советских подростков знакомство с музыкой началось с музыкальной школы, в которую я не особенно желал ходить. Просто мама всегда хотела, чтобы я стал музыкантом. Не знаю, стал ли музыкантом в полном смысле этого слова. Я не владею каким-либо инструментом виртуозно. Но даже небольшой объём знаний, полученных в школе и училище, дал свои плоды. Плюс талант, который дал мне Бог... Может быть, так нескромно заявлять, но многие говорят, что я талантлив.

Во времена студенчества, в начале 90-х, в Чите было очень много разных коллективов. Я увлекался тяжёлой музыкой и у нас был коллектив «Республика ШКИД», после него была группа «Мелкая буржуазия», а позже - «Новые реки». Сейчас всё творчество индивидуально по многим причинам. В первую очередь, благодаря развитию технологий. Когда ты юн и полон надежд, то собираешь коллектив, всё это кажется тебе клёвым и нравится тебе. Взрослый же человек понимает, на каком уровне ему нужно работать и осознаёт, что коллектив, отвечающий его запросам, на энтузиазме не соберёшь. Однако в компьютере можно накопить весь музыкальный арсенал и реализовать почти любую свою задумку. Я не исключаю, что стану богат и известен, чтобы нанимать нужных мне музыкантов вплоть до симфонического оркестра. А пока — вот так.

- Отвечает ли компьютер требованиям по музыкальным параметрам?

- Не всегда. Живые инструменты — это живые инструменты. Я упираюсь в проблему — так, как я хочу слышать звук, могут сыграть очень профессиональные музыканты. А в Чите такие появляются нечасто — профессионал востребован в более крупных городах. У нас, разумеется, много отличных музыкантов, но они не всегда близки по духу, направлению или предпочтениям. Учить молодых — просто некогда. Поэтому я чаще работаю с компьютером.

- А есть ли потолок у читинских музыкантов, после которого понятно - больше в этом городе не вырасти?

- На самом деле у музыкантов, где бы они ни работали, нет потолка вообще. Век живи — век учись. Если ты подумал, что чего-то умеешь, значит, что-то пошло не так и ты остановился на каком-то этапе. А это очень опасно. Безусловно, я считаю, что завышенная самооценка полезнее заниженной. Но настоящие музыканты понимают, что предела совершенству нет, но есть на кого равняться. Феноменальных людей на планете очень много, и стоит их послушать, чтобы понять, куда расти.

- Куда в Чите себя может вложить музыкант, чтобы быть успешным?

- Я не думаю, что именно этим должен быть озадачен музыкант. Главная задача — это слушатель. Ради него ты учишься, стараешься, что-то делаешь, чтобы люди сказали — это хорошо.

- Какой в Чите слушатель, и что ему вообще нужно и интересно?

- Это сложный вопрос. Слушатель вообще всегда разный. Недаром же существует множество стилей и направлений. Как и везде, в Чите есть и подготовленный слушатель, и обыватели с неглубокими познаниями. Как правило, люди благодарны за то, что ты делаешь, если делаешь это честно.

Все мы проходим определённые стадии смены предпочтений. Это можно назвать определённым развитием. Я знаю людей, которые останавливаются на каких-то этапах — допустим, хеви-металл и всё или арт-рок и ничего кроме. Мне интересно всё новое, небывалое. В каждом направлении есть разные исполнители — очень крутые музыканты, посредственности или абсолютные бездарности, прорывающиеся на эпатаже или связях. Но всегда есть постоянно развивающиеся люди, которые достигают успеха.

- Можешь ли на своём примере рассказать, как меняются вкусы?

- Я начал с народной музыки, которой приходилось заниматься в школе. Потом пришёл в музыкальное училище и кардинально сменил народный инструмент на духовой, который открыл для меня джаз. Тогда же примерно появилась тяга к тяжёлой музыке — в тот момент это была новизна звучания, перегруженного гитарами, высочайшая техника и сверх-скорости. Но это тоже был этап. Я пресытился этим, впитав в себя всё, что мне полезно, оставив в своей музыкальной палитре.

Сейчас я очень интересуюсь электронной музыкой, иногда с удовольствием встаю за диджейский пульт. Я не мыслю узко — вот, например, хаус и всё. В хаусе сегодня более 30-50 только основных направлений, в которых сложно разобраться, если ты не занимаешься этим профессионально. Я очень люблю электронную музыку — это безграничное изменение волны, фильтрация, искажения и изменения, палитра несушествующих инструментов, которая постоянно пополняется и обогащается. Но главное в такой музыке — художественная идея. Без неё краски - это просто краски.

Существует импровизации, основанные на джазе, или запилы хэви-гитаристов, которые способны очень профессионально играть гаммы часами. Я ничего не имею против такого — это можно слушать и восхищаться. Но иногда одна нота звучит более вкусно, потому что в ней есть идея, душа и мысль.

- Электронная музыка не идёт вразрез с твоими новыми русскими песнями?

- Совершенно не идёт. Электронное звучание инструмента — это просто выразительное средство. Я с удовольствием мешаю звук из компьютера с живыми инструментами или их эмуляцией.

Если у меня есть возможность, то я прошу своих знакомых сыграть какую-то мелодию так, как мне нужно. Однако отдельный музыкант со своим внутренним миром, даже получив задачу, пропустит музыку через призму своих ощущений, добавит своих красок и обогатит мою задумку. Это замечательно — ведь сложно знать всё и думать за всех. Так может только дирижёр симфонического оркестра, человек, который знает все тонкости инструментов оркестра. Чтобы быть таким профессионалом, нужно положить не один десяток лет, положить жизнь на алтарь музыки и делать это честно — жить этим. Поэтому таких людей на весь мир, буквально, единицы. Когда у тебя есть музыканты, которые знают свой инструмент, то очень сильно облегчают задачу. Ведь задумка одного человека — это однобокий продукт. Тем не менее, идея всегда лична — даже у народных песен есть автор, задумку которого подхватили люди. Песня — это бриллиант, а музыка — оправа, которую можно заказать у ювелира или сделать самому, обзаведясь инструментом и навыками. Но всегда найдётся ювелир, который сделает это лучше.

Я себя называю дилетантом широкого профиля. Я хорошо представляю возможности инструментов, у меня есть опыт работы в коллективах, академические и совсем не академические знания. Всё это позволяет выпускать бриллианты в оправе, а нравятся они людям или нет — я не знаю.

В музыкальных кругах идут споры на тему: песня ничто, а исполнение всё. Отчасти это справедливо — любую, даже дурацкую вещь, можно сделать очень круто. Но может быть, что великолепную песню сопровождают гармошечки-балалаечки.

- Где можно услышать Александра Новикова?

- Сложный вопрос. На концертах для узкого круга лиц. Я не считаю себя профессиональным исполнителем, но пою потому, что я рожал эти песни. Кому-то нравится, кому-то нет. Но у меня есть проблема — мне некому отдать свои песни для исполнения. Материал не самый поверхностный и нужно не просто исполнение, а сопереживание. Пусть даже песни незатейливо выполнены, но спеть их — нелёгкая задача.

Я иногда даю небольшие концертики в маленьких залах ресторанов для узкого круга. Очень редко — по песне в год, выкладываю в интернет.

Сейчас я работаю на радиостанции «Серебряный дождь». На всех почти радиостанциях, которые есть в Чите, я уже поработал. Моя деятельность — это звукорежиссура: аудиопродакшн, запись роликов, джинглов, программ. Это менее оплачиваемая, но более востребованная работа.

- Можешь назвать свою работу творческой или рутинной?

- Когда как. По большей части — всё это механика. Хотя некоторые продукты, например, рекламный креатив, можно назвать творческими. Никто не может дать правильного ответа на извечный вопрос: реклама - это ремесло или творчество. Есть определённые законы жанра, условия рынка и так далее. У нас реклама делается не потому, что она двигатель торговли, а потому что так надо. Поэтому реклама - это рутина.

- Применимы ли вообще слова «вкусно и умно» к музыке, которая играет на танцполах?

- Конечно. Всё зависит от диджея и публики. У диджея всегда существует дилемма. С одной стороны, есть интеллектуальные направления — минимал, например, или дип-хаус, несмотря на то, что они минималистичны и заточены на движения. А с другой - посредственные в этом плане вещи, которые более востребованы у слушателей. Ты можешь нести доброе, умное и вечное, но в один момент услышишь в свой адрес: «Да чо он играет муть какую-то непонятную». А можешь быть востребован за счёт элементарных композиций. Некоторым удаётся подмешивать в поток бутербродов какие-то изысканные блюда.

- Получается это делать в читинских клубах?

- Я не скажу, что я постоянно играю в клубах. Я даже не являюсь резидентом ни в одном из них. Чаще я появляюсь на частных, единичных вечеринках. Соответственно, я понимаю, где и зачем я играю, знаю публику и могу ставить нечто интеллектуальное. Но если я приглашён на мероприятие и имею поставленную задачу быть понятным для всех, то стискиваю зубы и играю — нравится мне это или нет. Впрочем, из любого материала — даже самой откровенной попсы — можно выбрать достойные вещи.

Задача диджея — формировать вкусы. Но это может делать далеко не каждый. Вот Женя Грув может позволить себе то, что он считает нужным. И то, что бы он ни делал, будет подкреплено авторитетом. Люди скажут - «Это сам Грув играет. Это клёво». А если это будет играть некий DJ Вася из Васюков, то ему моментально выразят фи.

- Что лично тебе не хватает в Чите в музыкальном плане?

- Сложно сказать. Когда становишься самодостоточным, то вопроса этого не возникает. Наверное, не хватает интеллектуальных мероприятий. Например, DJ-кафе, где можно послушать кайфовый лаундж, а не просто сборку, которая льётся потоком, как фон. Хочется внимать не просто резиденту, который поднимает публику и загоняет её на танцпол, а того, который делится своим материалом.

В целом, бы я не сказал, что в городе бедная музыкальная жизнь. У нас есть мероприятия вроде «Цветущего багульника», когда почти со всего мира приезжают довольно грамотные и интересные исполнители. С другой стороны — информационное поле настолько широко, что можно получить всё необходимое, не выходя из дома.

Александр N.Новиков - Пятница

Александр N.Новиков - Речка

Александр N.Новиков - Inside Express

Александр N.Новиков - Desert night

Александр N.Новиков - GVOZDI

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления